СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа духовно-нравственного воспитания «Мой дом, моя семья, мой край, моя родина»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Итатский детско-юношеский центр»
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЙ КРАЙ, МОЯ РОДИНА»
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 7 – 12 лет
Писаренок Н.А., заместитель директора
Итатский 2014
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИТАТСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЯЖИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 622245, пгт. Итатский Тяжинского района Кемеровской области, ул. Школьная, д.21, помещение 1 тел. 83844991572
|
Утверждаю
директор МБУДО «Итатский ДЮЦ»
Н.Е.Воронов
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЙ КРАЙ,
МОЯ РОДИНА»
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 7 – 12 лет
Разработчик:
Писаренок Н.А., заместитель директора
Итатский
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………………….…4
Пояснительная записка……………………………………………………………….10
Общие сведения о программе…………………………………………………..….…10
Обоснование целесообразности реализации программы…………………………..11
Методологическая основа программы………………………………………...…….12
Цель и задачи программы………………………………………………………….…13
Основные этапы реализации программы…………………………………….……...16
Основные направления духовно-нравственного воспитания
и развития учащихся……………………………………………………...…………..17
Принципы и средства воспитания и развития…………………………...………….17
Ценностные основы, содержание, виды, формы деятельности,
план мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания
и развития учащихся………………………………………………………...………..19
«Ученик и нравственность»……………………………………………...………...19
«Ученик и его здоровье»…………………………………………………..……….25
«Ученик и его отношение к природе»……………………………………...……..29
«Ученик и его отношение к труду»………………………………………...……..30
«Ученик и Отечество»………………………………………………………...…... 34
«Ученик в мире прекрасного»……………………………………………………..38
Совместная деятельность центра и семьи……………………………………….…..41
Предполагаемый результат реализации программы…………………………….…45
Прогноз возможных отрицательных последствий реализации программы
и средства их компенсации………………………………………………………..….47
Оценка эффективности реализации программы ……………………………………48
Механизм реализации программы………………………………………………….51
Обоснование ресурсного обеспечения программы………………………………..56
Организация управления и контроль реализации программы…………………....57
Заключение…………………………………………………………………………….…58
Литература………………………………………………………………………………..59
Приложение………………………………………………………………………………61
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа духовно-нравственного воспитания «Мой дом, моя семья, мой край, моя родина» |
Заказчик Программы | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр» (далее – центр) |
Руководитель Программы | Воронов Николай Евгеньевич, директор центра |
Основные разработчики Программы | Писаренок Наталья Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра |
Исполнители Программы | педагогический коллектив центра |
База реализации Программы |
|
Цель и задачи Программы | Цель программы – формирование духовно-нравственной личности учащегося через привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций большой и малой Родины, становление отношений к миру и к себе в нём. Задачи: в области формирования личностной культуры:
в области формирования социальной культуры:
в области формирования семейной культуры:
|
Этапы реализации Программы | I этап: сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года (работы, связанные с планированием и проведением начальных мероприятий, направленных на развитие системы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся и обеспечению их адаптации к жизни в обществе). II этап: декабрь 2014 – декабрь 2018 года (приоритет мероприятиям, направленным на духовно-нравственное воспитание учащихся по направлениям программы). III этап: январь 2019 – август 2019 года (реализация мероприятий, направленных на саморегулирование и корректирование деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей, обучающихся в центре). |
Сроки реализации Программы | 2014-2019 годы
|
Финансовое обеспечение реализации программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | для педагогов:
для учащихся:
|
Управление Программой развития | Управление ходом реализации программы осуществляет управляющий и педагогический советы. Управление реализацией программы должно обеспечивать управленческое сопровождение работы по организации и взаимодействию информационных потоков, ресурсного обеспечения, обучения и инструктирования экспертной деятельности, контролю хода, гласности промежуточных и конечных результатов работы. |
Система менеджмента в организации контроля выполнения Программы | Постоянный контроль выполнения программы осуществляет управляющий совет центра и Управление образования администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области. Родительская общественность знакомится с реализацией программы через районную газету «Призыв», сайт центра, ежегодные отчёты по результатам самообследования деятельности центра, предоставляемые Управлению образования администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения о программе
Программа духовно-нравственного воспитания «Мой дом», «Моя семья», «Моя Родина» (далее – программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52), Законом об основных гарантиях прав ребёнка 1998 года, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр» (далее – центр).
Программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания и особенности организации духовно-нравственного образования и воспитания детей в центре. Она
определяет цели, содержание и принципы организации духовно-нравственного образования и воспитания детей с последующей характеристикой шагов, ведущих к достижению поставленной цели;
регламентирует организацию духовно-нравственного образования и воспитания детей;
обеспечивает единство досуговой, учебной и воспитательной деятельности;
соблюдает светский и гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности;
обеспечивает:
разные формы духовно-нравственного образования и воспитания детей;
условия для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности;
целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.
направлена на:
формирование духовно развитой личности;
развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;
социализацию некриминальными путями.
позволяет обеспечить:
личностно-мотивированное участие в интересной и доступной деятельности, свободу выбора личностно-значимого вида и формы деятельности и общения;
естественную для соответствующего возраста детскую активность (познание, труд, самодеятельность, общение, игра).
является основанием для конструктивного диалога центра и местного сообщества, прежде всего родителей (законных представителей), по вопросам содержания и качества духовно-нравственного образования и воспитания детей.
Обоснование целесообразности реализации программы
Самая большая опасность, подстерегающая современное общество, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, в детско-молодёжной среде идут процессы значительного снижения образовательной и общественно полезной мотивации, роста эмоциональной отстранённости, разрыва межличностных отношений, распространения поведенческих факторов риска для физического, психического и социального здоровья. У детей и подростков значительно искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Многих из них отличает высокий уровень агрессии и жестокости, эмоциональная и волевая незрелость.
Извечная потребность общества в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах, обладающих самобытной индивидуальностью, единством духовно-нравственного и правового долга, требует комплексно-целевого влияния на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Поэтому сегодня особую значимость и актуальность приобретает целенаправленное духовно-нравственное образование и воспитание детей, как наиболее восприимчивую к педагогическому воздействию и перспективную категорию населения.
Создание настоящей программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива центра по передаче детям тех знаний, которые формируют у них высокие духовно-нравственные качества.
Программа позволит объединить проводимые в центре социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием и создать условия для воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире, формирования мировоззрения, основанного на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Так как духовно-нравственное воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, системное взаимодействие центра с социальными партнёрами по приобщению детей и подростков к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, позволит более целенаправленно формировать у них нравственные идеалы, критерии оценки нравственного и безнравственного, соответствующие поведенческие модели.
Результативность духовно-нравственного воспитания найдёт отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе детей и подростков, эмоционально-психологического климата детско-молодёжного коллектива, психологического комфорта каждого ребёнка, положительных параметрах личностных профилей.
Методологическая основа программы
В основу программы заложены идеи классиков педагогики о приоритете воспитания над образованием (Пирогов Н.И.) и единстве духовно-нравственного воспитания с традиционными православными ценностями (Ушинский К.Д. и Рачинский С.А.), а также философа А.И.Ильина о единстве духовного, нравственного и патриотического воспитания.
Утверждение А.Н.Леонтьева о том, что духовность человека порождается в процессе усвоения им базовых ценностей, явилось основой ценностно-смысловых компонентов духовно-нравственного воспитания.
А выводы Л.С.Выготского о том, что уже в раннем детстве у человека на бессознательном уровне складывается определённая структура ценностей, которые выступают в дальнейшей его жизни в качестве базовых оснований, и, обладая качеством устойчивости, во многом определяют внутреннюю картину мира человека, показали необходимость и возможность формирования духовной культуры ребёнка начиная с раннего возраста.
Таким образом, методологическую основу программы составили общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности, объективности; понимание важности формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков; признание важной роли работы по духовно-нравственному воспитанию в развитии системы образования и воспитания учащихся.
Целью программы является формирование духовно-нравственной личности учащегося через привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций большой и малой Родины, становление отношений к миру и к себе в нём.
Эта цель отражает нравственный портрет идеально воспитанного человека в возрасте 7 – 12 лет:
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
соблюдающий нормы и правила общения и умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
честный и справедливый;
творящий и оберегающий красоту мира;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
толерантный (уважающий других, не похожих на него).
Для достижения цели решаются следующие задачи:
в области формирования личностной культуры:
формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности ребёнка поступать согласно своей совести;
формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности ребёнка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формировать нравственный смысл учения;
формировать основы морали – осознанную необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреплять позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм;
подвести к принятию базовых национальных ценностей и этических духовных традиций;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
в области формирования социальной культуры:
формировать основы российской гражданской идентичности;
пробуждать веру в Россию, свой народ, чувство личной ответственности за Отечество;
воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими в решении общих проблем;
укреплять доверие к другим людям;
формировать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
формировать гуманистические и демократические ценностные ориентаций;
формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям, вере и религиозным убеждениям;
формировать толерантность и основы культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни народов России.
в области формирования семейной культуры:
формировать отношение к семье как основе российского общества;
формировать уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
формировать представление о семейных ценностях, гендерных и семейных ролях и уважение к ним;
знакомить с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 2014-2019 годы:
I этап: сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года;
II этап: декабрь 2014 – декабрь 2018 года;
III этап: январь 2019 – август 2019 года.
На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2014 года) предусмотрены работы, связанные с планированием и проведением начальных мероприятий, направленных на развитие системы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся и обеспечению их адаптации к жизни в обществе.
На втором (основном) этапе (декабрь 2014 – декабрь 2018 года) приоритет будет отдан мероприятиям, направленным на духовно-нравственное воспитание учащихся по направлениям программы.
На третьем этапе (январь – август 2019 года) планируется реализовать мероприятия, направленные на саморегулирование и корректирование деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей, обучающихся в центре.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из его существенных сторон. Направлениями духовно-нравственного развития и воспитания учащихся и формируемыми в них ценностями являются:
«Ученик и нравственность»
«Ученик и его здоровье»
«Ученик и его отношение к природе»
«Ученик и его отношение к труду»
«Ученик и Отечество»
«Ученик в мире прекрасного»
Все эти направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
принцип ориентации на идеал. Идеал – высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, коллектива, социальной группы, общества, превосходная степень нравственного представления о должном. И хотя достичь идеала невозможно, потому что он – идеал, он определяет смысл воспитания и служит основным ориентиром духовно-нравственного и социального развития личности.
аксиологический принцип. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяют ценности, поэтому любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
принцип следования нравственному примеру. Это ведущий принцип нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми, образец ценностного выбора. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.
принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Так как в младшем возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации, дети этого возраста ориентируются на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
принцип диалогического общения. Так как диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, он не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым невозможны выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни.
принцип полисубъектности воспитания. Так как ребёнок включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации должна быть согласована на основе цели, задач и ценностей программы.
принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся, включает в себя организацию учебной и общественно значимой деятельности детей. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
дополнительных общеобразовательных программ;
произведений искусства;
художественной литературы, радио и телепередач, публикаций периодической печати, отражающих современную жизнь;
духовной культуры народов России;
истории, традиций и современной жизни Родины, своего края, своей семьи;
жизненного опыта своих родителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
других источников информации и научного знания.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДУХОВНО-НРАВСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
«Ученик и нравственность»
Цель: воспитание у учащихся нравственных чувств и этического сознания, формирование осознания принадлежности к коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Содержание:
базовые национальные российские ценности;
хорошие и плохие поступки, их различия, отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
правила вежливого поведения, культуры речи, культуры внешнего вида, умение пользоваться «волшебными» словами;
правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
моральные основы отношений с родителями, старшими, сверстниками и младшими;
моральные основы взаимоотношений в коллективе, умение устанавливать дружеские взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
религиозная картина мира, традиционные российские религии, их роль в развитии российского государства, в истории и культуре страны;
моральные основы бережного, гуманного отношения ко всему живому;
факторы компьютерных игр, телевидения, рекламы, негативно влияющие на здоровье человека.
человек как личность, необходимость осознания личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Виды и формы деятельности:
Виды деятельности | Формы деятельности |
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, беседы, экскурсии, заочные путешествия, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и другие, отражающие культурные и духовные традиции народов России |
Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической, естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей, экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями |
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения | массовые мероприятия, направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровые программы, позволяющие учащимся приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия |
Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение умению распознавать хорошие и плохие поступки | беседы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей
|
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе | беседы, коллективные игры, экскурсии, массовые мероприятия, направленные на формирование навыков вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим, взрослым, приобретение опыта совместной деятельности |
Оказании помощи нуждающимся | акции благотворительности и милосердия, мероприятия, направленные на заботу о животных, живых существах, природе |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье | беседы о семье, родителях и прародителях, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации взаимоотношений в разных семьях |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье | «открытые» семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов, другие мероприятия, раскрывающие историю семьи, воспитывающие уважение к старшему поколению, укрепляющие преемственность между поколениями |
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1. Участие в месячниках:
| в течение периода реализации программы | беседы информацион-ные часы встречи концертные программы выставки рисунков конкурсы стихов | педагоги-организаторы, руководители объединений |
2. Участие в проведении
| в течение периода реализации программы | беседы информацион-ные часы встречи концертные программы выставки рисунков конкурсы стихов | педагоги-организаторы, руководители объединений |
3. Участие в региональной молодёжной духовно-патриотической акции «Георгиевский парад», посвящённой российскому воинству и годовщине Победы в Великой Отечественной войне | в течение периода реализации программы | по программе акции | организатор туристско-краеведческой работы |
4. Организация ознакомительных экскурсий к историческим памятникам, православным святыням, в краеведческие и художественные музеи, музеи военно-исторической славы | в течение периода действия программы | экскурсии | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений, организатор туристско-краеведческой работы |
5. Проведение духовно-нравственных встреч «Ценности семьи» | два раза в год в течение периода действия программы | беседы концертные программы выставки конкурсы | педагоги-организаторы |
6. Проведение мероприятий, посвящённых:
| ежегодно 4 ноября 23 февраля 9 мая 10 декабря 12 декабря 26 января 7 апреля 11 апреля 18 апреля 12 апреля май 12 июня 1 июня 22 июня 16 ноября 25 ноября | беседы информацион-ные часы концертные программы выставки конкурсы | педагоги-организаторы, руководители объединений |
7. Участие в Днях культуры народов России, проживающих в посёлке и муниципальном районе | в течение периода действия программы | беседы информацион-ные часы концертные программы выставки конкурсы | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
8. Участие в акциях:
| в течение периода действия программы | беседы информацион-ные часы концертные программы выставки конкурсы | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
9. Проведение уроков «Поговорим о воспитанности»:
| в течение года | беседа | педагоги-организаторы |
10.Проведение уроков милосердия и доброты:
| в течение года | беседа | педагоги-организаторы |
11. Участие в благотворительных ярмарках-продажах, марафонах для оказания помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам труда. | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
12. Оказание волонтёрской помощи нуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам локальных конфликтов | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
13.Проведение мероприятий по благоустройству исторических и культурных памятников | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
14.Участие в восстановлении храма Святителя Николая, являющегося историческим памятником архитектуры 19 века | по мере необхо-димости | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
15.Награждение учащихся за совершённые благородные поступки | в течение периода действия программы | торжественная линейка | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
«Ученик и его здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Содержание:
здоровье, физическое, нравственное и социально-психологическое виды здоровья, их единство и взаимовлияние на здоровье человека, необходимость ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов семьи, педагогов, сверстников;
нравственность человека и состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
влияние физической культуры и спорта не здоровье человека, его образование, труд и творчество;
санитарно-гигиенические правила, здоровьесберегающий режим дня, необходимость их знания и соблюдения;
оздоровительное влияние природы на человека;
факторы компьютерных игр, телевидения, рекламы, негативно влияющие на здоровье человека.
Виды и формы деятельности:
Виды деятельности | Формы деятельности |
Приобретение начальных знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, беседы, просмотр учебных фильмов, мероприятия, дающие знания о здоровье, здоровом образе жизни, условиях и способах укрепления здоровья |
Освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования, составление здоровьесберегающего режима дня, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха |
Получение навыков личной гигиены, рационального пользования оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности, мероприятия здоровьесберегающей направленности, беседы, просмотр учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, лекции и беседы медицинских работников |
Получение представлений о взаимосвязи и взаимозависимости физического, нравственного и социально-психологического здоровья семьи и коллектива | беседы с педагогами, медицинскими работниками, родителями |
Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека | беседы с педагогами, медицинскими работниками, родителями, просмотр и обсуждение кинофильмов и телепередач, чтение и обсуждение материалов печатных СМИ |
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1. Организация спортивных мероприятий по различным видам спорта | в течение периода действия программы | соревнования лыжные походы с играми и разведением костра игры турниры эстафеты | педагоги-организаторы, педагоги объединений физкультурно-спортивной направленности |
2. Участие в слётах младших групп скаутских отрядов Кемеровской области | в течение периода действия программы | по программе слёта | администрация, педагоги-организаторы, организатор туристско-краеведческой работы |
3. Проведение экскурсий по значимым местам посёлка и района | в течение периода действия программы | экскурсии | педагоги-организаторы, организатор туристско-краеведческой работы |
4. Участие в открытом международном скаутском слёте «Тропою отцов» | в течение периода действия программы | по программе слёта | администрация, педагоги-организаторы, организатор туристско-краеведческой работы |
5. Проведение мероприятий «малых дел» (организация и участие в работе игровых и спортивных площадок, катков, разновозрастных отрядов по месту жительства) | в течение периода действия программы | соревнования игры турниры эстафеты | педагоги-организаторы, педагоги объединений физкультурно-спортивной направленности |
6.Проведение уроков здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»:
| в течение года | беседы, викторины, встречи, игры | педагоги-организаторы, руководители объединений, медицинский работник, зам.директора по БЖ, психолог |
7.Проведение уроков безопасности «Правила дорожного движения – твои правила»
| в течение года | беседы, игры, викторины, встречи с сотрудниками ГИБДД | педагоги-организаторы, зам.директора по БЖ сотрудники ГАИ |
8.Участие в спортивных праздниках:
| ежегодно сентябрь декабрь апрель сентябрь, апрель | кросс
| педагоги-организаторы, педагоги объединений физкультурно-спортивной направленности |
9.Участие в профилактических акциях:
| ежегодно
октябрь
ноябрь
февраль |
конкурс рисунков и плакатов встречи, беседы газета, стенд | педагоги-организаторы зам.директора по УВР медицинскими работниками
|
10.Награждение учащихся за успехи в спортивных соревнованиях | в течение периода действия программы | торжественная линейка | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
«Ученик и его отношение к природе»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Содержание:
природа, природные явления и формы жизни, активная роль человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности.
Виды и формы деятельности:
Виды деятельности | Формы деятельности |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности, беседы, просмотр учебных фильмов, экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности | экологические акции (высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), создание и реализация коллективных природоохранных проектов |
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1.Проведение мероприятий:
| в течение года | викторины, беседы, игры и т.д.
| педагоги-организаторы, педагоги объединений естественнонаучной направленности |
2.Участие в акциях:
| ежегодно в течение года сентябрь
апрель-май
ноябрь-апрель |
трудовая акция
выставка цветов викторина субботник листовки акция фотовыставка изготовление кормушек и скворечников ежедневная подкормка птиц | педагоги объединений естественнонаучной направленности |
3.Награждение учащихся за активное и успешное участие в экологических мероприятиях | в течение периода действия программы | торжественная линейка | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
«Ученик и его отношение к труду»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Содержание:
нравственные основы обучения, ведущая роль образования, труда, творчества в жизни человека и общества;
основные профессии;
обучение как вид творческой деятельности;
знания, наука, современное производство, их роль в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, их значение при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
дисциплинированность, последовательность и настойчивость, их роль в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, соблюдение порядка на рабочем месте;
результаты труда, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, личным вещам.
Виды и формы деятельности:
Виды деятельности | Формы деятельности |
Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, экскурсии по посёлку, району, на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий |
Получение первоначальных знаний о профессиях | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, экскурсии по посёлку, району, на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий, презентации по теме: «Труд наших родных» |
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, сюжетно-ролевые экономические игры, педагогически организованные игровые ситуации по мотивам разных профессий, мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающие широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности |
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, презентации учебных и творческих достижений, мероприятия, пропагандирующие творческий учебный труд, творческую инициативу в учебном труде |
Овладение начальными навыками творческого применения знаний | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей, разработка и реализация проектов, выставки |
Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности | занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время |
Ознакомление с биографиями земляков, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни | встречи и беседы с тружениками тыла, замечательными людьми посёлка и муниципального района |
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1.Проведение уроков профориентации «Мир профессий»
| в течение года | экскурсии на предприятия, в учреждения и организации, встречи, беседы | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
2.Участие в месячнике «Мир человека труда»
| ежегодно ноябрь |
творческие проекты выставка детского творчества презентация увлечений и хобби | педагоги дополнительного образования |
3.Участие в итоговом мероприятии «Чему я научился за год»
| ежегодно апрель-май | творческий отчёт кружков, студий | педагоги-организаторы, все педагоги дополнительного образования |
4.Участие в акциях:
| в течение года | трудовая акция | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
5.Участие в проведении мероприятий
| в течение периода реализации программы | беседы информацион-ные часы встречи концертные программы выставки рисунков конкурсы стихов | педагоги-организаторы, руководители объединений |
6. Оказание волонтёрской помощи нуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам локальных конфликтов | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
7.Проведение мероприятий по благоустройству исторических и культурных памятников | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
8.Участие в восстановлении храма Святителя Николая, являющегося историческим памятником архитектуры 19 века | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
9.Награждение учащихся за активное и успешное участие в трудовых операциях | в течение периода действия программы | торжественная линейка | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
«Ученик и Отечество»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Содержание:
основы политического устройства российского государства, его институтов, их роли в жизни общества;
символы России, Кемеровской области и Тяжинского муниципального района;
институты гражданского общества, возможности участия граждан в общественном управлении;
права и обязанности гражданина России;
общественные явления, роль человека в обществе;
русский язык как язык государственный и межнационального общения;
народы России, их общая историческая судьба;
национальные герои;
государственные праздники и важнейшие события в жизни России, Кемеровской области, Тяжинского муниципального района.
Виды и формы деятельности:
Виды деятельности | Формы деятельности |
Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой Российской Федерации, Кемеровской области, Тяжинского района | беседы, информационные часы, чтение книг, учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, мероприятия гражданско-патриотической и правовой направленности |
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, информационные часы, беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания |
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, фотовыставки |
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, информационные часы, беседы, просмотр фильмов, мероприятия, посвященные государственным праздникам, фотовыставки |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина | социальные проекты, мероприятия правовой направленности, просмотр учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, беседы о подвигах российской армии, игр военно-патриотического содержания, конкурсы, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игр на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими |
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни | информационные часы, беседы, народные игры, национально-культурные праздники |
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1.Проведение уроков мужества «Я – гражданин и патриот»:
| в течение периода реализации программы | беседы, выставки, встречи с ветеранами и военнослужа-щими | педагоги-организаторы |
2. Участие в проведении встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, военнослужащими | в течение периода реализации программы | беседы концертные программы выставки рисунков конкурсы стихов | педагоги-организаторы, руководители объединений |
3.Участие в месячнике «Победа»:
| в течение периода реализации программы май | информационные часы, конкурс рисунков конкурс литературного творчества (стихи, сочинения), акция «Помоги ветерану», фотовыставка | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
4. Проведение торжественных мероприятий, посвящённых:
| ежегодно 4 ноября 23 февраля 9 мая 11 апреля 18 апреля 12 июня 1 июня 22 июня | беседы информацион-ные часы концертные программы выставки конкурсы | педагоги-организаторы, руководители объединений |
5.Проведение торжественных мероприятий, посвящённых землякам
| ежегодно в течение периода действия программы | торжественные линейки, соревнования, информационные часы, конкурсы рисунков конкурсы литературного творчества (стихи, сочинения) | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
6.Проведение экскурсий в областной, поселковый и районный краеведческие музеи | в течение периода действия программы | экскурсии | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
7. Участие в благотворительных ярмарках-продажах, марафонах для оказания помощи ветеранам войны и локальных конфликтов | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
8. Оказание волонтёрской помощи нуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам локальных конфликтов | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
9.Проведение мероприятий по благоустройству памятников павшим в годы Великой отечественной войны | в течение периода действия программы | трудовая акция | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
10.Награждение учащихся за активное и успешное участие в мероприятиях военно-патриотического направления | ежегодно в течение периода действия программы | торжественная линейка | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
«Ученик в мире прекрасного»
Цель: формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях и воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Содержание:
эстетические идеалы и художественные ценности;
традиции художественной культуры;
душевная и физическая красота человека;
красота природы, труда и творчества;
роль чтения, произведений искусства, спектаклей, концертов, выставок в развитии художественных творческих способностей человека;
значение опрятного внешнего вида, отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости для социализации.
Виды и формы деятельности:
Виды деятельности | Формы деятельности |
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна, посещение музеев, выставок, беседы, мероприятия эстетической направленности |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, информационные часы, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна, посещение музеев, выставок, беседы |
Получение первоначальных навыков понимания красоты окружающего мира | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, экскурсии в природу, по поселку, мероприятия эстетической направленности, просмотр учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах, конкурсы, выставки |
Получение первоначальных навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, встречи с местными мастерами прикладного искусства, беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, конкурсы, выставки, фестивали, игры, участие в художественном оформлении помещений и территории центра |
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека | учебные занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ, конкурсы, выставки, беседы |
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1.Проведение экскурсий
| в течение периода действия программы |
экскурсии, виртуальные путешествия | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
2.Проведение мероприятий:
| в течение года |
просмотр к/ф и мультфильмов игра выставка рисунков выставка фотографий фольклорный праздник игра – викторина музыкальная игра выставка-презентация | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
3.Участие во встречах с замечательными творческими людьми Кузбасса (поэтами, писателями, художниками) | в течение периода действия программы | встречи | администрация, педагоги-организаторы |
4.Участие в творческих конкурсах муниципального, регионального, федерального и международного уровней | ежегодно в течение периода действия программы | конкурсы
| педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
5.Участие в творческих частях поселковых и районных мероприятий
| ежегодно в течение периода действия программы | выставки рисунков презентация продуктов литературного, музыкального и исполни-тельского творчества | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
6.Награждение учащихся за активное и успешное участие в мероприятиях художественного и декоративно-прикладного искусства | в течение периода действия программы | торжественная линейка | администрация, педагоги-организаторы, руководители объединений |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА И СЕМЬИ
Цель: создать условия для активного и полезного взаимодействия центра и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
оказывать влияние на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации.
Система работы центра по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания детей основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и центра, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание работы:
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «педагог – ученик – родитель»;
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
привлечение родителей к активному участию в жизни центра, формированию его внутренней политики;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение родителей, активно участвующих в жизни центра.
Формы работы:
родительские собрания, посещение семей учащихся;
анкетирование;
тематические информационные часы, посвящённые истории рода и семьи;
семейные праздники;
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
мероприятия, посвящённые календарным праздникам – Дню матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, Дню семьи, и т.д.;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
дни творчества, дни открытых дверей.
План мероприятий:
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
1.Проведение мероприятий «Моя семья»:
| в течение года | беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д. | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
2.Организация и проведение семейных праздников:
| в течение года | совместные праздники с родителями | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
3.Проведение спортивных соревнований:
| ежегодно
сентябрь декабрь | соревнования | педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
4.Проведение родительских собраний по вопросам организации духовно-нравственного воспитания | ежегодно в течение года | собрание, круглый стол, практикум и т.д. | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
5.Проведение для родителей творческих мероприятий | ежегодно в течение года | концерты, творческие программы | педагоги-организаторы |
6.Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение среди них печатных материалов | ежегодно в течение года | буклеты, листовки, методические сборники | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
7.Распространение лучшего опыта семейного воспитания | ежегодно в течение года | родительские собрания, статьи в районной газете | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
8.Привлечение родителей для вовлечения состоящих на учёте в ИДН детей в работу центра | ежегодно в течение года | индивидуальные беседы с детьми и их родителями | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
9.Индивидуальная работа по профилактике среди детей вредных привычек и противоправного поведения | ежегодно в течение года | индивидуаль-ные беседы с детьми и их родителями | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
10.Чествование родителей за достойное воспитание детей | в течение периода действия программы | родительские собрания, статьи в районной газете | администрация, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ
реализации программы является:
для педагогов:
У учащихся будут сформированы первоначальные навыки самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Они научатся анализировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за них, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания станут деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреплённым в уставе центра.
Деятельность любого учащегося будет нравственно и экономически значимой и направлена на то, чтобы быть не бесполезной, а приводить его к успеху.
Ведущими видами деятельности станут познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая и духовная.
Отношения педагога и ученика будут строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и разумной требовательности.
для учащихся:
Расширится знание и понимание истоков отечественной культуры, традиций русского и других народов России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Повысится духовно-нравственный потенциал: уровень самосознания, самодисциплины, способности к гуманизму, уважению прав, свобод и достоинства других людей, умения делать правильный нравственный выбор.
Будет сформировано первичное понимание того, что
настоящий гражданин любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, занимает активную позицию в борьбе за сохранение социального и национального мира в стране;
духовное и физическое здоровье (здоровый образ жизни, физическое развитие и совершенствование, отсутствие вредных привычек) является важной личной и общественной ценностью.
Учащиеся будут подготовлены к восприятию и принятию следующих норм:
быть внимательными друг к другу и к окружающим, открытыми миру и людям;
обладать интересами, уметь работать творчески, самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, искать и находить их решение;
быть самостоятельными, владеть навыками самоконтроля и самооценки;
быть способными к изменению самих себя.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности реализации программы распределяются по следующим трем уровням:
первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достижение данного уровня результатов осуществляется через взаимодействие учащегося со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
второй уровень результатов – получение учащимся опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достижение данного уровня результатов осуществляется через взаимодействие учащихся между собой на уровне объединения по интересам, центра, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой учащийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
третий уровень результатов – получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Так как только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком, достижение данного уровня результатов осуществляется через взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором и третьем уровнях создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Так как программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией, конечным результатом её реализации должна стать готовность учащихся проявлять активную гражданскую позицию и патриотическое сознание, как основу личности гражданина России.
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И СРЕДСТВА ИХ КОМПЕНСАЦИИ
Наименование рисков | Описание рисков | Механизмы минимизации рисков | Уровень риска |
1. Кадровый
| Сопротивление части членов педагогического коллектива | Убеждение в необходимости духовно-нравственного воспитания детей | Средний |
2. Информационный | Препятствия со стороны учащихся и их родителей | Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности | Низкий |
3. Организационный | Перегрузка учащихся | Согласование планов работы центра и общеобразовательных учреждений (школ) | Средний |
4. Материальный | Недостаточность материальных средств для реализации программы | Привлечение спонсорских средств | Высокий |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации программы осуществляется в ходе мониторинга – системы педагогических исследований, направленных на комплексную оценку результатов деятельности. Организация исследования требует совместных усилий администрации и педагогического коллектива центра, предполагает фиксацию результатов развития учащихся в течение всего срока реализации программы.
Программа мониторинга включает следующие направления:
Блок 1. Исследование состояния духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (достижение планируемых результатов по основным направлениям программы; динамика развития учащихся).
Блок 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в центре, включающей учебную и досуговую деятельность, нравственный уклад жизни центра (создание благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий, направленных на нравственное развитие учащихся)
Блок 3. Исследование взаимодействия центра с семьями учащихся в рамках реализации программы (повышение педагогической культуры и ознакомление родителей с возможностями участия в реализации программы воспитания; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс).
Данные, полученные по каждому из трех направлений мониторинга, рассматриваются в качестве основных показателей исследования целостного процесса духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Цель исследования: изучение динамики развития и воспитания учащихся в условиях организованной деятельности (разработанной программы).
В рамках исследования выделяется три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (начало срока реализации программы) – сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации программы; разработка системы воспитательных мероприятий.
Этап 2. Формирующий этап исследования (в течение всего срока реализации программы) – сбор данных о реализации основных направлений программы; корректировка системы воспитательных мероприятий.
Этап 3. Интерпретационный (заключительный) этап исследования (окончание срока реализации программы) – сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации программы. Исследование динамики развития учащихся и анализ выполнения системы воспитательных мероприятий, предусмотренных программой.
Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов: тестирование, анкетирование, наблюдение, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности.
Для отслеживания результатов динамики духовно-нравственного развития детей используется следующая система диагностики, выстроенная с учётом задач, на решение которых направлена реализация программы:
Критерии | Методы диагностики |
Направленность интересов (изучение мотивации) | Методы: наблюдение, беседа с родителями Методика М.Р.Гинзбург на выявление потребностей Анкета «Самоорганизация свободного времени» |
Самооценка личности учащегося (отношение к себе) | Методы: тестирование Методика «Оцени себя» |
Уровень восприятия национальных ценностей российского общества | Методика Н.И.Непомнящей «Картинки предметные» Методы: тестирование, наблюдение |
Уровень воспитанности (отношение к семье, товарищам, взрослым, Отечеству) | Методика М.И.Шиловой «Уровни нравственной воспитанности» Методы: наблюдение за поведением детей на занятиях, в общественных местах, за общением со сверстниками и взрослыми |
Состояние межличностных отношений (ценностные ориентиры во взаимоотношениях с товарищами, в коллективе, семье, обществе) | А.А.Логинова Методика «Я и другие» Методы: наблюдение за общением со сверстниками и взрослыми, беседа с родителями |
Готовность участвовать в коллективных творческих делах | Методика Т.А.Поповой «Мои обязанности в коллективе» Методы: наблюдение, анализ педагогической деятельности |
Отслеживание коммуникативных умений (владение навыками общения, умениями регулировать конфликты ненасильственным путем) | Методика М.Р.Гинзбург «Потребность в общении» Социометрическая игра «Секрет» Методика Р.Жиля (межличностные отношения младшего школьника) Методы: наблюдение, беседа с родителями, игра |
Развитие познавательной активности (уровень интереса к учебной деятельности) | Методика «Мои увлечения» Методика «Если бы ты был волшебником …» Методы: тестирование, анкетирование, наблюдение |
Сформированность семейной культуры (Отношение к семейным ценностям) | Методика «Мои домашние обязанности» Методы: наблюдение, беседа с родителями |
Уровень нравственного развития и воспитания (уровень восприятия и принятия нравственных ценностей) | Методика «Почему я так поступаю» Методика М.И.Шиловой «Уровни нравственной воспитанности» Методы: наблюдение, педагогическое проектирование, анализ педагогической деятельности |
Уровень сформированности социальной культуры (отношение к общественным поручениям, учебе (прилежание), товарищам (коллективизм и товарищество), дисциплинированность, умение организовать деятельность и общение) | Методика «Правила поведения» Методика «Как поступить» ЛогиноваА.А. Методика «Я – школьник» Методы: наблюдение, педагогическое проектирование, тестирование, анкетирование, беседа с родителями, игра |
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Функционально-динамическая модель механизма реализации программы обеспечена следующими созданными условиями:
поддержкой органов управления образованием;
имеющимся опытом работы коллектива центра по ведению духовно-нравственного воспитания и развития учащихся;
заинтересованностью и готовностью педагогических кадров центра к включению в работу по данному направлению;
имеющимся опытом взаимодействия центра и социальных партнеров по вопросам образования и воспитания детей; глубокими контактами с родителями и общественностью.
Реализация программы будет обеспечиваться педагогическим коллективом центра со следующим распределением функций:
директор
обеспечивает системный подход к организации воспитательного процесса;
создаёт необходимые условия для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания учащихся;
обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями;
анализирует состояние и намечает пути совершенствования воспитательной работы с учащимися, педагогами, родителями
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
организует мониторинг эффективности воспитательной работы в центре;
анализирует результаты изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов учащихся;
организует условия для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика;
координирует деятельность всех участников образовательного процесса, направленную на реализацию государственной политики в условиях центра;
разрабатывает оптимальную модель воспитательного процесса с учётом специфики центра и контингента учащихся;
осуществляет контроль за проведением профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, организацией изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в коллективе, взаимодействия с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.
педагог дополнительного образования
анализирует содержание и изучение в рамках дополнительных общеобразовательных программ вопросов духовно-нравственного воспитания, государственной политики;
формулирует и реализует воспитательную цель каждого занятия;
обучает учащихся навыкам ведения дискуссии, формирует убеждения, инициативу, ответственность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие;
пропагандирует активную жизненную позицию, аргументированно разъясняет политику и интересы страны.
педагог-организатор
создаёт систему духовно-нравственного воспитания на весь период обучения учащихся;
осуществляет постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся;
стимулирует планы самовоспитания и саморазвития учащихся;
взаимодействует в воспитательной работе с учащимися, родителями, представителями органов государственного управления, правоохранительными органами, депутатами, авторитетными людьми;
формирует активную жизненную позицию, создаёт условия для социальной адаптации учащихся, формирует гражданственность, патриотизм, коллективизм, систематическое и своевременное ознакомление с общественно-политической жизнью страны, участвует в создании воспитывающей среды центра.
Организационная структура управления центра не будет претерпевать серьезных изменений в сравнении с уже существующей. Основной задачей, которая будет решаться управленческими структурами, явится изыскание возможностей материального и морального стимулирования наиболее результативной деятельности коллектива педагогов и отдельных педагогов и детей в центре.
Программа будет реализовываться в рамках учебной и досуговой деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:
Средовое пространство. В центре, как учреждении дополнительного образования, созданы условия для получения учащимися дополнительных знаний, комфортные, обеспечивающие их потребности в безопасности и развитии условия, педагогически целесообразную и эмоционально привлекательную занятость свободного времени. Это позволяет оказывать широкое комплексно-целевое влияние на этическое и эстетическое развитие детей, их мировоззрение и гражданскую позицию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Дополнительные общеобразовательные программы. Реализуемые в центре дополнительные общеобразовательные программы
художественной направленности помогают решать задачи патриотического и эстетического воспитания, творческого отношения к жизни. Они направлены на развитие творческих способностей учащихся, формирование их потребностей в культуротворческой деятельности.
физкультурно – спортивной направленности дают возможность формировать потребности учащихся в здоровом образе жизни, воспитывать сильного, гармонически развитого человека;
социально – педагогической направленности позволяют формировать социально – активную личность, помогать учащимся социально адаптироваться в пространстве жизнедеятельности;
естественнонаучной направленности дают возможность формировать у учащихся знания о природе, человеке и обществе. Они расширяют представления о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы и общества, воспитывают бережное отношение к природе и продуктам человеческого труда. Также они направлены на развитие у учащихся логического мышления, исследовательских навыков, умения ставить задачи и находить им объяснения
технической направленности формируют трудолюбие, уважение к интеллектуальному и физическому труду. Они направлены на развитие технических и интеллектуальных способностей учащихся;
туристско-краеведческой направленности позволяют формировать и развивать у учащихся гражданско-патриотические качества, приобщают их к русской культуре и культуре народов Кузбасса, экологической культуре, способствуют усвоению туристских компетенций, повышающих общий уровень жизнеспособности
Содержание дополнительного образования. Отбор содержания дополнительного образования, осуществляемый с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей, способствует формированию у учащихся духовно-нравственных ориентиров и этического сознания, индивидуально-ответственного поведения.
Система воспитательных мероприятий. Воспитательные мероприятия духовно-нравственного, исторического, военно-патриотического, туристско-краеведческого, спортивно-оздоровительного, гражданско-правового и социально-педагогического направлений приобщают учащихся к традициям народа, помогают осознать высшие ценностные идеалы, социально значимые процессы, развивают интерес, переходящий в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия. Средствами воспитательных мероприятий у учащихся воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам России, Кузбасса, Тяжинского муниципального района. В ходе мероприятий они знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины.
Учебные пособия, другие источники информации и научного знания. Используемые в ходе обучения и воспитания учебные пособия и другие источники информации и научного знания дают возможность делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в образовательном процессе, а также обеспечивать духовно-нравственное развитие учащихся в единстве учебной, воспитательной и досуговой деятельности.
Проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет наиболее успешно организовать среду для реализации собственных замыслов учащихся, их реальной самостоятельной деятельности и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда.
В ходе реализации программы остро будет стоять задача проведения мониторинга её выполнения в целом и по отдельным направлениям.
В структуру методического сервиса планируется включить разработку методических и диагностических материалов, создание банков данных диагностик и их результатов, банков научной и методической литературы. Предполагается акцентировать проблематику работы всего коллектива и отдельных педагогов на стратегическую цель программы.
Повышение научно-методической готовности педагогов к реализации программы будет обеспечиваться деятельностью управляющего и педагогического советов, творческих групп педагогов центра.
ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация программы обеспечена уставом, другой нормативно-правовой базой, соответствующей целям функционирования и развития центра.
В ходе реализации программы планируется создание методических материалов в помощь педагогам по реализации интеллектуального и творческого потенциала детей в образовательном процессе; методических рекомендаций по использованию перспективных педагогических технологий.
В процессе работы будет осуществлен подбор диагностического материала для изучения индивидуальных особенностей детей. Кроме того, планируется обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса: программ дополнительного образования и воспитания.
Материалы и информация о реализации программы будут регулярно помещаться на официальном сайте центра (itatcentr.samomu.net), представляться в рамках работы сетевых сообществ педагогов дополнительного образования, обсуждаться в ходе заседаний управляющего и педагогического советов, представляться на родительских собраниях.
Совершенствование кадрового обеспечения планируется проводить в ходе реализации модели непрерывного педагогического образования, в том числе через использование таких форм работы как: курсовая подготовка, участие педагогов в научно-практических мероприятиях, конкурсах, фестивалях, ярмарках социально-педагогических инноваций, консультирование в научных организациях и пр.
Циклограмма управленческой деятельности будет дополнена проведением организационных, мониторинговых и диагностических процедур в соответствии со стратегическим планом программы. В планы работы будут внесены изменения в части, касающейся реализации возложенных программой задач и проведения конкретных мероприятий.
Мотивационное обеспечение сотрудников центра потребует внесения изменений в положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Также для повышения мотивации субъектов образовательного процесса планируется провести обсуждение проблемных вопросов на заседании управляющего совета, педагогическом совете, родительском собрании.
Основным материально-техническим оснащением программа обеспечена. Финансово-экономическое обеспечение планируется осуществлять за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств в рамках сметной документации.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Управление ходом реализации программы осуществляет управляющий и педагогический советы центра. На всём протяжении реализации программы управление будет обеспечивать сопровождение работы по организации и взаимодействию информационных потоков, ресурсному обеспечению, обучению и инструктированию экспертной деятельности, контролю хода, гласности промежуточных и конечных результатов работы.
Постоянный контроль выполнения программы осуществляет управляющий совет центра. Родительская общественность знакомится с реализацией программы через районную газету «Призыв», сайт центра, ежегодный отчёт по результатам самообследования деятельности центра.
Программа духовно-нравственного воспитания детей «Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина» выступает как элемент социальной технологии и представляет собой комплекс приёмов достижения социально полезной цели – обучения детей 7-12 лет умению реализовывать свои права и обязанности по отношению к себе самим, своим семьям, коллективу, к родному краю, Отечеству.
Она не является панацеей от всех ошибок и сбоев. В условиях современного состояния общества, когда происходят постоянные изменения, меняются требования, подходы, взгляды, программа будет постоянно корректироваться и совершенствоваться.
Смысл и ценность программы центра заключается в том, что она позволяет выразить целенаправленность воспитательного процесса, определить его как живой единый организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
Андреев, А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», [Текст] А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», – М.: Дрофа-плюс, 1991.
Андрианов, М.А. «Философия для детей» [Текст] М.А.Андрианов «Философия для детей» – М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2003.
Амонашвили, Ш.А. «Школа жизни». [Текст] Ш.А. Амонашвили / - М.: «Мир книги». 2007. 118с.
Агафонова, В.А. «Классные часы на темы этики» [Текст] А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» / - М.: «Издательство «Аквариум». 2009.
Волкова Т.В. «Наука быть человеком» [Текст] Т.В. Волкова «Наука быть человеком». / - М.: «Мир книги», 2008. 213с.
Ляхов, И.И. Проектная деятельность. [Текст] И.И.Ляхов Проектная деятельность. М. / - М.: «Издательство «Аквариум». 2006.
Персидская, И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» [Текст] И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» / М.: Айрис-пресс, 2007.
Степанов, Е.Н. Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. [Текст] Е.Н.Степанов Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. – М.: Дрофа-плюс, 1991.
Степанов, Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» [Текст] Е.Н.Степанов «Педагогу о воспитательной системе школы и класса». – М.: Дрофа-плюс, 2004.
Шилова, М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся» [Текст] М.И.Шилова. Методика «Изучение воспитанности учащихся» /– Донецк: «Сталкер» 2002
Щуркова, Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». [Текст] Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». / М.: Айрис-пресс, 2006.
Щуркова, Н.Е. «Программа воспитания школьника». [Текст] [Текст] Н.Е.Щуркова «Программа воспитания школьника». / М.: Айрис-пресс, 2003.
Приложение
Из опыта реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся
(по направлениям программы)
«Ученик и нравственность»
Участники программы, посвящённой «Дню матери»
В гостях у «Русской горницы»
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Экскурсия в музей боевой славы
«Ученик и его здоровье»
Поход по Кузнецкому Алатау
Поездка в реабилитационно-оздоровительный конный центр «Русь»
Спортивные эстафеты
Соревнования по волейболу
«Ученик и его отношение к природе»
Экологическая акция «Муравейник»
Экологическая экспедиция по Кузнецкому Алатау
Операция «Родник»
Участие в акции «Оставь лес потомкам»
«Ученик и его отношение к труду»
Изготовление новогодних украшений
Мероприятие «Хлеб всему голова»
Фольклорный праздник «Русская ярмарка»
Экскурсия на хлебозавод
«Ученик и Отечество»
Ежегодное участие в Георгиевском параде,
посвящённом российскому воинству и годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Познавательная программа «Люби и знай родной Кузбасс»
Час Памяти «Великой Победе – 70 лет!»
«Ученик в мире прекрасного»
Фольклорный праздник
Участие в благотворительном концерте
Участие в фестивале «Театр. Весна»
Выступление воспитанников объединения
по интересам «Волшебный мир танца»