МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВО-ЭРТИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА
экологического воспитания
младших школьников
2014 - 2018 г.г.
«Планета Земля - наш общий дом»
АВТОР: Шамшева Надежда Ивановна
Эртиль, 2016 г.
Пояснительная записка.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы Земля наша».
А.П.Чехов
Экологическое воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо, во-первых, овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Во-вторых, чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
В-третьих, общеобразовательная школа, объединяя усилия педагогов, родителей, общественных организаций, формирует у учащихся экологически грамотную модель поведения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В младшем школьном возрасте закладываются основы экологической культуры. Конечный результат этого процесса – развитие эмоциональной отзывчивости, желание и умение активно защищать, улучшать природную среду.
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. С раннего детства необходимо учить ребенка чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем несоизмеримую ценность, источник восстановления его сил и здоровья.
От классного руководителя как объединителя усилий всех участников воспитательного процесса зависит формирование экологического сознания ребенка. В условиях сельской школы особенно важно, чтобы экологические знания, полученные на классных часах, на уроках и внеклассных занятиях, обязательно были подкреплены практической экологической деятельностью учащихся.
Эта деятельность, направленная на заботу друг о друге и окружающих, на охрану природы родного края и всей Земли, создает условия для формирования ответственного, активного гражданина – патриота своей Родины. Психолого-педагогическую и методическую основу программы составили идеи личностно- ориентированного (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, И.С. Якиманская) и экологического образования (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, В.В.Николина, Н.Ф.Винокурова), развития творчества (Л.С.Выготский, Я.А.Пономарева).
Цель программы:
Воспитание экологической культуры учащихся через практическую природоохранную и творческую деятельность.
Задачи:
Воспитательные (личностные):
Воспитывать у учащихся потребность в общении с природой.
Формировать личность активного гражданина и грамотного потребителя, бережно относящегося к природе родного края, к Земле в целом.
Развивающие (метапредметные):
Развивать познавательный интерес к природе своего края.
Развивать личностные качества посредством включения в активную экологическую деятельность.
Развивать коммуникативные навыки.
Образовательные (предметные):
Формировать понимание целостности окружающего мира, основы экологической грамотности.
Формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.
Основные формы воспитательной деятельности
Классные часы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, сказки на экологическую тему, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы, участие в природоохранных мероприятиях, акциях, трудовых десантах, работа в творческих мастерских.
Принципы воспитательной деятельности:
З – Знать и понимать природу .
Е – Ежедневно трудиться для ее блага.
М - Милосердно относиться к окружающему миру.
Л - Любить родной край как часть нашей планеты.
Я – Я должен научить других тому, что умею сам.
Прогнозируемые результаты
1 Овладение знаниями о природных богатствах родного края, об экологических проблемах малой родины и способах их решения.
2 Овладение практическими природоохранными умениями.
3. Нравственное совершенствование личности ребенка
4. Проявление активности, инициативы, творчества в проведении экологических мероприятий
5 Вовлеченность в экологическую деятельность каждого ученика
Формирование экологической культуры у младших школьников будет характеризоваться следующими показателями:
Повышение уровня информированности.
Проявление заботы о представителях животного и растительного мира.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, контроль своих действий, осознание возможных последствий деятельности человека для тех или иных объектов окружающей среды.
Способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.
Выражение своего интереса к природе в творческих работах
Содержание программы
1 этап «Азбука экологии» 2014 – 2016 г. 1-2 класс
Цель:
Формирование экологических знаний и практических умений по охране природы.
Задачи
1. Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, экологически целесообразное поведение.
3. Развивать творческие способности.
2 этап «Экология души» 2016 – 2018 3- 4 класс
Цель:
Формирование нравственно здоровой, духовно богатой личности школьника, активно заботящейся о природе родного края.
Задачи:
1. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.
2. Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к природе.
3. Развивать стремление научить младших правильному взаимоотношению с природой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
1 этап «Азбука экологии» 2014 – 2016г.
1 класс Классные часы:
1. Беседа-диалог «Удивительный мир природы».
2. Урок-сказка «Цветок и солнце».
3. Игра «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…».
4. Конкурсно-игровая программа «Моя Земля прекрасна».
2 класс Классные часы:
5.Беседа-размышление «Соседи по планете».
6. Игра-путешествие «Путешествуем по родному краю»
7. Лаборатория юных ученых «Мы - исследователи родной природы»
8 Классный час-презентация «Береги свою планету»
2 этап «Экология души» 2016- 2018г.
3 класс Классные часы:
1. Конкурс чтецов «Слово о родном крае».
2. Конференция экологов
3. Презентация « Мы в ответе за тех, кого приручили»
4. Поход «Мы в походе – мы в природе»
4класс Классные часы
1. Устный журнал «Планета в опасности»
2. Диспут «Что важнее: знать или выполнять?»
3. Праздник «Живи, Земля!»
4. Экологический утренник для детского сада « На лесной опушке»
Практикумы:
Участие в акциях «Чистый двор», «Чистый берег», «Школьный цветник », «Вторая жизнь старых вещей», «Неделя добра», «Посади дерево», «Чистое село», «Час Земли», «Покормите птиц».
Литература:
1.Алексеев. С.В. и др. Практикум по экологии. М. АО МДС,1996
2.Асташина Н.И. Путешествия в мир природы. Волгоград, «Учитель», 2014г.
3.Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников. М. «Просвещение», 2000г.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество.- М. «Просвещение», 1991
5.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я гражданин России! М., «Вако» 2008
6.Тарасова Т.И. «Компетентностный подход в подготовке учителя к реализации экологического образования младших школьников». Начальная школа. 2009г.
7.Кумченко Н. А., Тарасова Т. И. «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Борисоглебск, 2014
8.Литвинова Л.С., Дендебер С.В., Жиренко О.Е. Пойми живой язык природы. Экологическое воспитание. Воронеж,2006.
9. Максимова.Т.Н. Классные часы. 2класс. М. «Вако», 2011г.
10.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. 11.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Литература для учащихся:
1.Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. Волгоград. Учитель, 2010.
2.Асташина Н.И. Экологические сказки. Н. Новгород, 2011.
3.Гаев Л.И. Наши следы в природе. М. Недра,1991.
4.Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Волгоград. Учитель, 2007.
5.Кларина М.М. Экономика и экология для малышей. М. Вита-Пресс, 1995.
6.Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М. Просвещение, 2009.
7.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. М. ООО Издательство «Астрель», 2000.
8.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. М. Педагогика- Пресс, 1993.