СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа экологического воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического воспитания школьников»

Программа экологического воспитания школьников

Пояснительная записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников определяет основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.


Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

  • Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

  • Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,  структуре, полезных продуктах;

  • Развить потребность в занятиях физической культурой и спортом;

  • Сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • Сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);

  • Способствовать становлению умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • Сформировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития;

  • Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (рефлексии);

  • Сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;

  • Научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника НОО МБОУ «ТСОШ № 2» , обладающего экологической культурой.



Модель выпускника





















Содержание Программы экологического воспитания

Программа экологического воспитания школьников МБОУ ТСОШ № 2 включает следующие   направления воспитательной деятельности:

  • «Экология природы»;

  • «Экология здоровья»;

  • «Экология души»

Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.


Направление «Экология природы»

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый школьный двор»
Тематические классные часы «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических сказок
Конкурс экологических агитбригад, летняя образовательная программа «Зеленая планета»

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. Выращивание рассаду цветов для школьной клумбы. Исследовательская деятельность учащихся.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало!

Почемучкина поляна. Лесная аптека. Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологические проекты

«Зеленый класс», «Жалобная книга природы», «Красная книга Тюхтетского района», «Мусор – Земле не к лицу», «Чистый двор», «Вода, вода кругом вода».

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля», «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистый школьный двор», «Мой экодом», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.


Направление «Экология здоровья»

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Общешкольные творческие дела

Школьные турниры по баскетболу, футболу, теннису, пионерболу, «Веселые старты».
Дни здоровья. Трудовые десанты.

Формы работы с классом

Летопись класса, партфолио.
Акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей» и т.д.

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?», «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы»

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.


Направление «Экология души»

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру, гражданскую ответственность за свое поведение. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады.
Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «День школы».  Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение кинофильмов и их обсуждение. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Правила поведения в обществе», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

Работа с семьей

Помощь в организации и проведении праздников. Посещение выставок, программ школьных концертов и лекториев. Поисковая работа по истории школы.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!