Программа элективного курса для 10-11 класса
«Футуризм как авангардистский поиск в русской поэзии 20 века. Эволюция лирического героя в поэзии И.Северянина»
Составлена учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» Заздравиной Еленой Геннадьевной.
Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы. Развитие философской мысли, литературы и других видов искусства на рубеже веков является очень интересным объектом изучения для поколения, вступающего в жизнь, готового к переменам, устремлённого в будущее.
Тема «Русская поэзия конца 19-начала 20 века» представлена в программе ограниченным количеством часов, не дающим возможности получить более полное представление о культуре «серебряного века», литературных течениях.
Выбор темы элективного курса «Футуризм как авангардистский поиск в русской поэзии «серебряного века» обусловлен тем, что эстетика этого направления, воплощающего яркое, нестандартное представление о будущем, воспринимается старшеклассниками с большим интересом. Выпускники понимают, что скорость, мобильность, динамика, энергетика, которые так зачаровывали футуристов, остаются востребованными и в наше время. «Им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни», - говорил о футуристах М.Горький.
Содержание программы предполагает не только характеристику этого направления в целом, но и вопросы эволюции творческой мысли одного из ярчайших представителей русского футуризма, родоначальника эгофутуризма, «короля поэтов» Игоря Северянина. Материал рассчитан на то, что у старшеклассников должно формироваться представление о том, что литература и искусство не оторваны от жизни, что реализация человека в социуме может осуществляться по-разному, но это не должно исключать развитие личности.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы и предоставляет возможность интеграция литературы с другими видами искусства (например, живописью), что позволит учащимся лучше понять, в чём состоит своеобразие культуры Серебряного века.
Предполагается использование следующих методов работы: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский и др.
Курс предусматривает объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, фотографий, мультимедийного проектора, ноутбука (компьютера).
Виды деятельности: урок – презентация, урок-концерт, круглый стол, лекции, семинар, виртуальные экскурсии, урок-конференция, творческие работы детей, проектно - исследовательская деятельность.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, исследовательские и проектные работы, буклеты, презентации, творческие задания.
Основная функция курса: развитие и углубление знаний учащихся.
Формы контроля: тестирование, зачёт, защита проекта.
Тематическое планирование элективного курса (17 часов)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Формирование русского футуризма. | 1ч. |
2. | Философия Фридриха Ницше и русский футуризм. | 1ч. |
3. | Эстетические декларации русского футуризма. Основные группы футуризма. | 2ч. |
4. | Близость литературного футуризма и футуризма в живописи. | 2ч. |
5. | Роль футуризма в развитии русской литературы 20 века. | 1ч. |
6. | И.Северянин как один из родоначальников эго-футуризма. | 1ч. |
7. | Эволюция лирического героя в поэзии И.Северянина. Введение. «Брошюрный период». | 3ч. |
8. | «Громокипящий кубок». | 1ч. |
9. | Лирическое пространство послереволюционных сборников. | 1ч. |
10. | Сборник «Классические розы» - «кульминационная» веха биографии И. Северянина. | 2ч. |
11. | Итоговое занятие ( мультимедийные презентации, мини-проекты, буклеты) | 2ч. |
Содержание элективного курса.
Тема 1. Понятие о футуризме. Т.Ф. Маринетти как теоретик и вождь первой, миланской, группы футуристов. Манифест футуризма. Об утрате привычных этических и эстетических ценностей через призыв вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Итальянский футуризм - предтеча многих последующих художественных открытий и течений в живописи и скульптуре. Важность непосредственного контакта с публикой. О подчинении художественных интересов политическим. Начало футуризма в России. Первоначальное проявление футуризма в России в живописи, а только потом – в литературе.
Стихотворение поэта В.Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…), как визитная карточка футуризма. Сборник Садок судей. Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В.Хлебников, В.Каменский. Сопоставление итальянского и русского футуризма.
Тема 2. Эстетические декларации в сборниках Пощечина общественному вкусу(1912): и Садок судей II (1913).Основные футуристические группы: «Гилея», кубофутуристы, «будетляне»; эгофутуристы; «Мезонин поэзии», «Центрифуга».
Тема 3. Связь ницшеанства с футуризмом : учение о сверхчеловеке, нигилизм, витализм, «вечное возвращение» и «вечное становление». Творческое преобразование идей Ницше.
Представления Ницше и футуристов о человеке. Их концепция мира и пафос. Трансформация сознания человека в философии Ницше и футуристов.
Тема 4. Творчество кубистов, лучистов, беспредметников.
Кубисты. Предчувствие кубизма в «кристаллической» манере письма М.А. Врубеля. В. Татлин «Контррельеф». А. Экстер «Флоренция». Эстетичность кубизма И.В.Клюна. Попытка показать суть, основу изображаемого. Геометрически-угловые композиции. Грубость объёмов. Принцип примитива.
Лучисты. Творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой. Стремление к полной независимости от реальности, создание чистой абстракции. Передача впечатлений, возникающих от встречи в пространстве световых и энергетических лучей разных предметов.
Беспредметники. Конструктивисты А. Родченко, группа Уновис, Пуни И. Полный разрыв связи искусства с миром действительности. Ведущая роль подсознательного в творческом процессе. Стремление перейти от живописи к проектированию объёмных и функциональных вещей. Создание новой реальности.
Тема 5. Футуризм – явление, ставшее порождением своего времени, отражающее идеи, витающие в воздухе. Эстетический бунт футуризма, способствующий расширению творческих возможностей художников слова.
Эксперименты в области поэтического синтаксиса, ритма и рифмы, предвосхитившие творческие поиски многих поэтов и писателей 20 века. Творческая продуктивность футуризма, заставившего общество переживать искусство как проблему. Приобщение к искусству как сотворчеству, а не пассивное потребление произведений искусства.
Тема 6. Биография И. Северянина. Программа Северянина «Академия Эго-Поэзии (Вселенский футуризм)». Лозунги футуризма Северянина. Своеобразие неологизмов Северянина: осмысленность; изысканность, но доступность; экстравагантность неологизмов с иностранными корнями и суффиксами.
Тема 7. Подражательные пушкинские и лермонтовские интонации ранних брошюр, указывающие на привязанность раннего поэта к классическим образцам. («Ночная прогулка», «Ночь не сплю и вереницей…», «Я помню, плыл по мёртвому Байкалу» и др.).
Попытка освоения символистского миропонимания через символическую образность («Мне грезятся мечи щемящей боли..», «Я изнемог и жажду незабудок..», «Я бился в мечте на крыльце..», «Твои уста – качели лунные..»).
Панорама основных модернистских течений 20 века в поздних брошюрах. Северянин – художник «вне групп».
Провозглашение «нефутуристического», «декадентского» футуризма в брошюре «Пролог - ,,Эгофутуризм,,».
Несформированность образа лирического героя, склонность к стилистическим перевоплощениям.
Тема 8. Появление «человеческого» лица лирического героя с жизненными перипетиями, с судьбой и характером.
Тема 9. Гражданская лирика поэта 1915-1923 г.г. Начало своеобразного восхождения к теме России. Искренний гневный пафос большинства эго-мотивов, присутствующих в «военных» стихах. Призыв остановить «бесчеловечную», «кощунственную» войну.
Неоднозначность гражданской позиции. Излишняя театральность, «салонность» более ранних сборников. Ощущение безысходности, потерянности, нелепости происходящего, уход от театрализации действительности в более поздних сборниках.
Тема 10.Тема России и тема новой Родины Эстонии. Образ поэта-эмигранта, потерявшего свою Россию, но не переставшего думать о ней.
Образ Христа. Проецирование образа Христа на судьбу Родины и свою. «Чаемый праздник», «Девятое октября», «У моря и озёр», «Там, у вас на Земле», «На колокола» и др.)
Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.
Бабигева Ю. В. Аще не умрет... Игорь Северянин // Игорь Северянин. Классические розы. Медальоны. М., 1991.
Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.
Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост., подг. текста, статья, примеч. В. Н. Терёхиной и Н. И. Шубниковой-Гусевой. М.: Наука, 2004.
Компанеец В.В., Степаненко К.А.Философия Фридриха Ницше и русский футуризм. Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика ,№ 7 / 2008.
Крученых А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизму) // Русский футуризм: Теория; Практика; Критика; Воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – М.: Наследие, 1999.
Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Манифесты и программы русских футуристов. С.
Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998
Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 158-162.
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 812.
Садок Судей // Манифесты и программы русских футуристов. Мюнхен, 1967.
Шумаков Ю. Игорь Северянин в Эстонии // Северянин И. Стихотворения и поэмы 1918—1941. — М., 1990.