№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки освоения | Обязательный минимум | Формы учебной деятельнос-ти | Примеча-ния |
знать | уметь |
1-2. | Введение. Цели и задачи курса. Основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии оценки сочинений различного вида (задания 15.1,15.2,15.3) | 2 | 08.10 08.10 | - Цели и задачи курса. Основные требования к экзаменационной творческой работе (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста), критерии и нормы оценки творческой работы. | - рассказать о требованиях, предъявляемых к экзаменационным сочинениям-рассуждениям различного вида. | Лекция | |
3. 4. | Основные аспекты анализа текста. Алгоритм работы по заданию 15.2: как объяснить смысл предложенной фразы текста? | 1 1 | 15.10 15.10 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное мнение по проблеме, приводя необходимые аргументы. | Практикум | |
5. 6. | Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Анализ сочинений-образцов по заданию 15.2. | 1 1 | 22.10 22.10 | - композиционные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста ( виды вступлений и заключений, содержание и оформление основной части, аргументы и правила их введения в текст, абзацное членение текста, речевые клише) | - рассказать о композиционных элементах сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. | Лекция Практикум | |
7-8. | Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (по отрывку из рассказа Б.Васильева «Экспонат №..») | 2 | 29.10 29.10 | - композиционные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста | - написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
9-10. | Самостоятельное сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (по отрывку из рассказа Викентия Вересаева «Всю жизнь отдала») | 2 | 05.11 05.11 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
11. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 12.11 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
12. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 12.11 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
13. 14. | Композиция сочинения-рассуждения по предложенному вопросу (задание 15.3) Анализ сочинений-образцов по заданию 15.3. | 1 1 | 19.11 19.11 | - композиционные элементы сочинения-рассуждения по предложенному вопросу ( виды вступлений и заключений, содержание и оформление основной части, аргументы и правила их введения в текст, абзацное членение текста, речевые клише) | - рассказать о композиционных элементах сочинения-рассуждения по предложенному вопросу. | Лекция Практикум | |
15-16. | Обучающее сочинение-рассуждение по предложенному вопросу «Что такое человечность?» (по отрывку из рассказа Б.Васильева «Экспонат №..») | 2 | 26.11 26.11 | - композиционные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста | - написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
17-18. | Самостоятельное сочинение-рассуждение по предложенному вопросу «Что такое жестокость?» (по отрывку из рассказа Викентия Вересаева «Всю жизнь отдала») | 2 | 03.12 03.12 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
19. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 10.12 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
20. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 10.12 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
21. 22. | Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Анализ сочинений-образцов по заданию 15.1. | 1 1 | 17.12 17.12 | - композиционные элементы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ( виды вступлений и заключений, содержание и оформление основной части, абзацное членение текста, речевые клише). | - рассказать о композиционных элементах сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Лекция | |
23.24. | Обучающее сочинение-рассуждение о роли знаков препинания в письменной речи. | 2 | 24.12 24.12 | - функции знаков препинания в письменной речи, - композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | - написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
25-26. | Самостоятельное сочинение-рассуждение о роли запятой в письменной речи. | 2 | 09.01 09.01 | - функции запятой в письменной речи, - композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, - правила оформления работы. | - написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
27. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 14.01 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормативы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
28. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 14.01 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
29-30. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 14 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 21.01 21.01 | - функции запятой в письменной речи, - композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, - правила оформления работы. | - написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
31-32. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 14 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 28.01 28.01 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
33-34. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое честь?» (вариант № 14 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 04.02 04.02 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
35. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 11.02 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
36. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 11.02 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
37-38. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 16 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 18.02 18.02 | - функции запятой в письменной речи, - композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, - правила оформления работы. | - написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
39-40. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 16 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 25.02 25.02 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
41-42. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое профессионализм?» (вариант № 16 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 04.03 04.03 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
43. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 11.03 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
44. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 11.03 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
45-46. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 18 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 18.03 18.03 | - функции запятой в письменной речи, - композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, - правила оформления работы. | - написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
47-48. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 18 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 25.03 25.03 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
49-50. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое воля?» (вариант № 18 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 01.04 01.04 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
51. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 08.04 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
52. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 08.04 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
52-54. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 19 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 15.04 15.04 | - функции запятой в письменной речи, - композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, - правила оформления работы. | - написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований. | Практикум | |
55-56. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 19 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 22.04 22.04 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
57-58. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое мужество?» (вариант № 19 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 29.04 29.04 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
59. | Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок. | 1 | 06.05 | - основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы. | - рецензировать и редактировать собственную творческую работу. | Практикум | |
60. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 06.05 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
61-62. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 20 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 13.05 13.05 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
63-64. | Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое благодарность?» (вариант № 20 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016») | 2 | 20.05 20.05 | - основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы. | - анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы, - самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | Практикум | |
65. | Занятие «Библиотечный час» (собираем литературный материал для будущих сочинений) | 1 | 27.05 | - содержание одного самостоятельно прочитанного произведения | - уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему | Круглый стол | |
66. | Обобщающее занятие. Подведение итогов курса. | 1 | 27.05 | | | Круглый стол | |
Представленный курс поможет подготовить учащихся к написанию любого из трёх видов сочинения-рассуждения, предусмотренного экзаменом в новой форме в 9 классе.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.
С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что домашней подготовки не требуется.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, МХК.