СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса для 9 класса "Практика написания сочинений-рассуждений различных видов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 класса к написанию сочинений-рассуждений на ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для 9 класса "Практика написания сочинений-рассуждений различных видов"»

п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки освоения

Обязательный минимум

Формы учебной деятельнос-ти

Примеча-ния

знать

уметь

1-2.

Введение. Цели и задачи курса. Основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии оценки сочинений различного вида

(задания 15.1,15.2,15.3)

2

08.10

08.10

- Цели и задачи курса. Основные требования к экзаменационной творческой работе (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста), критерии и нормы оценки творческой работы.

- рассказать о требованиях, предъявляемых к экзаменационным сочинениям-рассуждениям различного вида.

Лекция


3.

4.

Основные аспекты анализа текста.

Алгоритм работы по заданию 15.2: как объяснить смысл предложенной фразы текста?

1

1

15.10

15.10

- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное мнение по проблеме, приводя необходимые аргументы.

Практикум


5.



6.

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.


Анализ сочинений-образцов по заданию 15.2.

1



1

22.10



22.10

- композиционные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

( виды вступлений и заключений, содержание и оформление основной части, аргументы и правила их введения в текст, абзацное членение текста, речевые клише)

- рассказать о композиционных элементах сочинения-рассуждения на

основе прочитанного текста.

Лекция




Практикум


7-8.

Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

(по отрывку из рассказа Б.Васильева «Экспонат №..»)

2

29.10

29.10

- композиционные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста


- написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


9-10.

Самостоятельное сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

(по отрывку из рассказа Викентия Вересаева «Всю жизнь отдала»)

2

05.11

05.11


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


11.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.

1

12.11

- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы.

- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


12.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

12.11

- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


13.




14.

Композиция сочинения-рассуждения по предложенному вопросу (задание 15.3)


Анализ сочинений-образцов по заданию 15.3.

1




1

19.11




19.11

- композиционные элементы сочинения-рассуждения по предложенному вопросу

( виды вступлений и заключений, содержание и оформление основной части, аргументы и правила их введения в текст, абзацное членение текста, речевые клише)

- рассказать о композиционных элементах сочинения-рассуждения по предложенному вопросу.

Лекция




Практикум


15-16.

Обучающее сочинение-рассуждение по предложенному вопросу «Что такое человечность?»

(по отрывку из рассказа Б.Васильева «Экспонат №..»)

2

26.11

26.11

- композиционные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста


- написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


17-18.

Самостоятельное сочинение-рассуждение по предложенному вопросу «Что такое жестокость?»

(по отрывку из рассказа Викентия Вересаева «Всю жизнь отдала»)

2

03.12

03.12


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


19.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.

1

10.12

- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы.

- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


20.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

10.12

- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


21.



22.

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


Анализ сочинений-образцов по заданию 15.1.

1



1

17.12



17.12

- композиционные элементы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

( виды вступлений и заключений, содержание и оформление основной части, абзацное членение текста, речевые клише).

- рассказать о композиционных элементах сочинения-рассуждения на лингвистическую тему


Лекция


23.24.

Обучающее сочинение-рассуждение о роли знаков препинания в письменной речи.

2

24.12

24.12

- функции знаков препинания в письменной речи,

- композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


25-26.

Самостоятельное сочинение-рассуждение о роли запятой в письменной речи.


2

09.01

09.01

- функции запятой в письменной речи,

- композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,

- правила оформления работы.

- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


27.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.


1

14.01

- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормативы оценки работы.

- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


28.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

14.01

- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


29-30.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 14 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

21.01

21.01

- функции запятой в письменной речи,

- композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,

- правила оформления работы.

- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


31-32.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 14 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

28.01

28.01

- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


33-34.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое честь?»

(вариант № 14 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

04.02

04.02


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


35.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.

1

11.02


- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы.

- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


36.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

11.02


- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


37-38.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 16 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

18.02

18.02

- функции запятой в письменной речи,

- композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,

- правила оформления работы.

- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


39-40.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 16 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

25.02

25.02

- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


41-42.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое профессионализм?»

(вариант № 16 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

04.03

04.03


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


43.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.

1

11.03


- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы.

- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


44.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

11.03


- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


45-46.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 18 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

18.03

18.03

- функции запятой в письменной речи,

- композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,

- правила оформления работы.

- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


47-48.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 18 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

25.03

25.03

- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


49-50.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое воля?»

(вариант № 18 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

01.04

01.04


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


51.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.

1

08.04


- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы.

- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


52.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)


1

08.04


- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


52-54.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.1 (вариант № 19 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

15.04

15.04

- функции запятой в письменной речи,

- композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,

- правила оформления работы.

- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением необходимых правил и требований.

Практикум


55-56.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 19 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

22.04

22.04

- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


57-58.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое мужество?»

(вариант № 19 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

29.04

29.04


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


59.

Рецензирование творческих работ. Анализ ошибок.

1

06.05


- основные требования к экзаменационной творческой работе, критерии и нормы оценки работы.


- рецензировать и редактировать собственную творческую работу.

Практикум


60.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

06.05


- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения


- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


61-62.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.2 (вариант № 20 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

13.05

13.05

- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенной фразы, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


63-64.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 «Что такое благодарность?»

(вариант № 20 по книге Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Н.М.Смерчинской «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация-2016»)


2

20.05

20.05


- основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция (основная мысль), аргументы.

- анализировать текст, определяя его основные аспекты, корректно излагать собственное понимание предложенного вопроса, приводить необходимые аргументы,

- самостоятельно написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Практикум


65.

Занятие «Библиотечный час»

(собираем литературный материал для будущих сочинений)

1

27.05


- содержание одного самостоятельно прочитанного произведения

- уметь кратко пересказать произведение, выделив проблему

Круглый стол


66.

Обобщающее занятие.

Подведение итогов курса.

1

27.05



Круглый стол













Пояснительная записка к специальному курсу в рамках дополнительных образовательных услуг

«Практика написания сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку»

Актуальность представленной программы на современном этапе разви­тия девятиклассников определяется прежде всего тем, что полученные зна­ния формируют умение грамотно выражать свои мысли и созда­вать собственные высказывания.

Представленный курс поможет подготовить уча­щихся к написанию любого из трёх видов сочинения-рассуждения, предусмотренного экзаме­ном в новой форме в 9 классе.

Значимость данной программы - в углублении лингвис­тических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении созна­тельного усвоения материала, развитии навыков активных рече­вых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государст­венного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается взаимосвязь между отдельным за­нятием и всем курсом в целом.

С целью предотвращения пере­грузки учебный материал распределен таким образом, что домашней подготовки не требуется.

С первого занятия учащиеся четко представляют конеч­ный результат.

Цели данной программы:

  • научить учащихся создавать письменное рече­вое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста или по заданной проблеме;

  • подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

  • оказать помощь выпускнику в формировании нравст­венной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические: .. .

• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельно­сти, речевом этикете;

развивающие:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

• совершенствование коммуникативных умений;

• овладение умением проводить лингвистический, стили­стический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;


воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явле­нию культуры, основному средству общения и получения зна­ний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;


  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литера­турного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Доминирующей идеей курса «Практика написания сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языко­вой, лингвистической, эстетической и нравственной компе­тенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, получен­ных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

  • лингвистический, стилистический анализ текста;

  • система языковых понятий и функционирование;

  • различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • научность, связь теории и практики;

  • преемственность;

  • наглядность;

  • систематичность и последовательность;

  • прочность полученных знаний;

  • активность и сознательность обучения.
    Применяемые технологии:

  • технологии исследовательской деятельности учащихся;

  • технологии проблемного обучения и обучения в сотрудничестве.

Роль программы в образовательном маршруте обу­чающегося заключается в том, что в процессе обучения по дан­ной программе ученик:

- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

- способен работать над разнообразной информацией;

  • может корректно выразить .свое мнение по различным проблемам;

  • способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.


Обоснование отбора содержания и общей логики
и последовательности его изучения

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функцио­нальных стилях русской речи, средствах художественной выра­зительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в со­ставлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: после­довательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литера­турой, историей, МХК.

Список использованной литературы:

  • Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.

  • Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).

  • Словарь юного филолога .

  • Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.

  • Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.

  • Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста ). – Челябинск, “Взгляд”,2004.

  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.

  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

  • Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ . Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. Задания типа С.) – М.: Айрис-Пресс, 2005 год.

  • М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995 год.

  • А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 347 с.

  •  А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2001. – 414с.

  • Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.

Использованные Интернет-ресурсы

  • Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru

  • Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru

  • http://www.ege.edu.ru

  • Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru

  • Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol

  • Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru

  • ГЛАГОЛИЦА Толковый словарь крылатых слов http://www.comiks.ru/dic/

  • http://gramota.ru

  • http://gramma.ru