Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18 имени А. М. Горького
города Воткинска Удмуртской Республики
ПРОГРАММА
элективного курса «Духовный подвиг русской женщины»
Автор программы: Т.Р.Наумова,
учитель русского языка и литературы
2011 год.
Введение
Многонациональная и поликонфессиональная Россия, получившая
70-летний страшный опыт воинствующего атеизма, должна возродиться как высоконравственная и духовно цельная страна. Без этого невозможно создать гражданское общество обновленной России. Во всяком случаи. Тот, кто считает себя человеком русской культуры и гражданином России, должен понимать суть народных традиций, сердцем воспринимать русскую культуру, дух русского народа и его духовность. Нашим ученикам продолжать эти начинания по возрождению духовного начала. Именно им предстоит практически заново, создать неповторимую страну и стать народом, в котором чистое духовное начало возобладает над всем низменным.
Женщине (девушке) в данном процессе отводится особая роль - роль хранительницы (берегини) этого начала. Чтобы выполнять такую роль, девушка должна сама обладать высокой духовностью. И.С.Шмелев писал в своем обращении к русским девушкам-эмигранткам, которое звучит как призыв ко всем девушкам-христианкам вообще: «Славные русские девушки! … Вам предстоит великое: создать новую, чистую русскую семью, обновлять, очищать от скверны родной народ. Вы понесете народу Бога, понесете в жизнь правду, все то, ценнейшее, чем возвеличена русская женщина: выполнение долга, самоотверженность, милосердие, чистоту, духовность, кротость, готовность к подвигу, верность и глубину любви. … С Богом в душе, с верой, с памятью о загубленном, чудесном, чистом вы будете стойки: вам … великое назначено… Мужчине – строить, вам – освящать»
Воспитанию девушки всегда придавалось особое значение. С детства ее готовили к супружеской жизни, к труду, научая ее различным рукоделиям, растили в духе целомудрия, учили благочестию. На протяжении всей истории русской культуры существовали различные «институты» воспитания. «Домострой», с особым уставом жизни; гувернантки и учителя; гимназии и «Институт благородных девиц», целью которого было воспитание «новой породы людей»; нравственные книги, часто иностранные. Девушек учили хорошим манерам, иностранным языкам, изысканному вкусу, этикету, но самым главным было то, что их продолжали учить Закону Божию, вере и верности, целомудрию и любви к ближнему, что было важнее всех остальных знаний. Примеры христианской жизни русских женщин помогали в период секуляризации, когда «идеал духовной красоты христианской женственности заменила эстетика светской образованности, салонной культуры, моды и изящества». Несмотря на то, что рождается идеал новой европеизированной женщины, «страдающей эмансипацией», образ женщины-христианки остается незыблемым, рождая все новые образцы, воплотившиеся как в литературе, так и в конкретной жизни. Примером здесь могут служить пушкинская Татьяна, тургеневские, чеховские героини. Одним из самых светлых и трагических образов стали царственные мученицы – великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, великая княгиня Елизавета, Императрица Александра, чьи дела милосердия, смирения, веры были и остаются образцом для жизни христианской женщины.
Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда сознавал свое служение как пророческое.
Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, сюжетом которой, по точному замечанию Д.С. Лихачева, является мировая история, а темой – смысл человеческой жизни.
Знакомясь со всеми ее жанрами, представленными в школьной программе, особое внимание мы уделяем жанру агиографии. Жития святых во все времена были любимым чтением русского человека. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек.
Среди произведений агиографической литературы житий, повествующих о жизни святых женщин, немного. Но те, к которым мы обратимся в ходе занятий нашего курса, помогут нам показать национальные особенности духовной культуры русской женщины.
Элективный курс «Духовный подвиг русской женщины» предполагает занятия с девушками 8 – 11 класса. Но это совсем не значит, что юноши не могут присутствовать на этих занятиях.
Курс рассчитан на 64 часа.
В качестве помощников и собеседников избираются агиографические произведения и произведения русской литературы 18-20 веков, раскрывающие духовное начало русской женщины.
Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.
Задачи курса:
приобщить учащихся к духовному наследию своего народа;
попробовать возродить в учащихся высокое духовное начало: помочь определить, где ценности истинные, а где мнимые, где богатство человека: вне его или в нем самом;
воспитать любовь и уважение к Родине, к своему народу, к его культуре, традициям;
формировать у учащихся умения определить своё отношение к прочитанному, к интерпретации канонического текста в творчестве того или иного писателя;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, творческому познанию духовного начала русской женщины.
Обращения к текстам агиографической литературы - это вытеснение бездуховности, поразившей общество, возрождение наших корней.
Особенность курса - интегрирование курсов литературы, истории, культурологи, информатики. Каждое занятие предполагает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ: работу в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, Windows Movie Maker, работу в Интернете в онлайн режиме).
Новизна курса – изучение литературы через призму православной культуры.
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут оценить следующие формы контроля:
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);
тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты);
обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, рефератов, устных и письменных докладов, сообщений), создание презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint и видеороликов в программе Windows Movie Maker.