СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Химический анализ. Наука и практика"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Химический анализ. Наука и практика" для учащихся 9 класса. Пояснительная записка, планирование.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Химический анализ. Наука и практика"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы.

Химический анализ буквально пронизывает жизнь современного человека и общества. Области практического использования его методов необычайно широки: фармацевтическая промышленность (контроль лекарственных препаратов); пищевая промышленность (определение содержания питательных веществ и качества пищевой продукции); нефтегазовая промышленность (определение качества и состава газа, различных видов топлив), медицина (измерение содержание сахара и холестерина в крови, генетические исследования), природоохранная деятельность (контроль качества питьевой воды) и т.д. Это увлекательная сфера научного поиска, благодатный полигон для творческих исканий. Поэтому актуальность данной программы вызвана значимостью рассматриваемых представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» определенно повысит интерес к этой удивительной науке химии, расширит кругозор учащихся. Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Привлечение дополнительной научной информации межпредметного характера о значении химического анализа в различных областях, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволит заинтересовать школьников практической химией, развивать аналитические способности.

Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения учащихся с ориентацией на химико-биологический профиль.



Цель программы: сформировать естественнонаучные умения и навыки, расширяя интересы учащихся к химии (для последующего выбора профиля обучения).


Задачи программы:

  • формирование познавательного интереса и мотивации изучения химии;

  • изучение методов химического анализа и их использование в практической деятельности;

  • формирование у учащихся навыков работы с химическими реактивами и химическим оборудованием;

  • знакомство учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории;

  • развитие интереса к профессиям, связанным с химическими процессами.


Общая характеристика учебного процесса:


Формы и методы организации учебных занятий:


I. Теоретический блок

  • лекция с элементами беседы;

  • семинар с элементами дискуссии;

  • анкетирование;

  • презентация работы;


II. Практический блок

  • экскурсии;

  • практические работы;

  • самостоятельные работы;

  • проекты.


Формы деятельности учащихся:


  • индивидуальные (выступления, выполнение творческих работ);

  • групповые (выполнение практических и экспериментальных работ).


Средства обучения:

  • наглядные;

  • технические;

  • информационные.


Программа рассчитана на 16 часов (2 часа в неделю). Продолжительность курса одна четверть. Учебный материал разделен на 2 блока:


  • теоретический блок (4 часов)

  • практический блок (12 часов)


Оборудование:

  • химические реактивы;

  • оборудование химического кабинета.


Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не обозначенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.




















МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



В процессе обучения учащиеся должны знать первоначальные сведения о химических лабораториях, правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, методах химического анализа, основные химические понятия, а так же должны уметь самостоятельно выполнять исследования по определению качественного и количественного состава воды, продуктов питания и напитков, средств личной гигиены и бытовой химии, соблюдая технику безопасности. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровьесберегающего мировоззрения.


Используемые технологии:

  • исследовательская технология развивающего обучения;

  • информационно-коммуникативная технология.


При реализации исследовательской технологии развивающего обучения в данной программе у детей формируются:

- способность ставить задачу и находить способы ее решения;

- способность к рефлексии собственных действий;

- умение работать с химическим оборудованием и реактивами;

- самостоятельность суждений;

- умение работать в группе.

Учащиеся на практических занятиях выступают в роли эксперта-аналитика. Они наблюдают, анализируют, проектируют, делают выводы и заключения, которые используются для решения ряда практических задач. При этом отработка полученных знаний осуществляется одновременно с приобретением навыков ориентации в изученных закономерностях, умений их использования.


Критерии эффективности реализации программы:


  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • повышение качества знания на уроках химии в старших классах;

  • применение полученных знаний и умений при изучении других предметов;

  • овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими типами деятельности.


Формы контроля:

  • собеседование;

  • выступление на семинаре;

  • выполнение практической работы;

  • защита презентации.










СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ




Учебно-тематический план


п/п

Содержание

Количество часов

в том числе

теоретический блок

практический блок

1.

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории.

2

1

1

2.

Основы химического анализа.

2

1

1

3.

Анализ качества питьевой воды

2


2

4.

Анализ продуктов питания

2


2

5.

Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков

4


4

6.

Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики

2


2

7.

Заключительное занятие.

2

2



ИТОГО

16

4

12
































Содержание курса

(1 час в неделю, всего 16 часов)


Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности (2 часа)

Теоретический блок. Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.

Практический блок. Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка (лаборатория анализа центральной больницы, бактериологическая лаборатория анализа СЭС, семенная лаборатория). Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оборудование.


Основы химического анализа (2 часа)

Теоретический блок. Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа.

Практический блок. Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов.

Внутрипредметная связь: аналитическая химия


Анализ качества питьевой воды (2 часа)

Практический блок. Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды.

Межпредметная связь: экология


Анализ продуктов питания (2 часа)

Практический блок. Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека.

Межпредметная связь: Биология, экология


Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков (4 часа)

Практический блок. Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках. Химический анализ безалкогольных газированных напитков. Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ (определение на наличие карбонильных и непредельных соединений, метанола).

Внутрипредметная связь: органическая химия.

Межпредметная связь: Биология, экология.


Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики (2 часа)

Практический блок. Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека.

Межпредметная связь: экология


Заключительное занятие (2 часа)

Теоретический блок. Подведение итогов курса. Анкетирование. Выступление учащихся с защитой своих творческих работ. Презентация проектов в программе PowerPoint.

Межпредметная связь: информатика

Литература для педагога:

1. Симонова Т.И., Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В., Костылева И.Б. Эколого-химические проблемы окружающей среды: Учебно-методическое пособие для студентов Поволжской социально-гуманитарной академии. Самара. 2002.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.

3. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1982.

4. Татарченко И.И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

5. Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов – Воронежская государственная технологическая академия. Воронеж, 2002. – 408с.

6. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.


Литература для учащихся:

  1. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999




































Приложение №1



Календарно-тематическое планирование


сроки

Тема урока

час

Изучаемые вопросы. Основные понятия.

Умения и знания

Форма деятельности

01.10

08.10

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности

2

Роль химического анализа в современной промышленности и других сферах жизни человека. Современные химические лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.

Экскурсии в химические лаборатории села Хворостянка


Должны знать технику безопасности при работах в химической лаборатории;

уметь ее применять в работе.

Лекция с элементами беседы.

Просмотр видеоматериала экскурсий.

Посещение лаборатории центральной больницы, СЭС и семенной станции.

15.10

22.10

Основы химического анализа

2

Химический анализ. Научная основа химического анализа. Виды, методы и средства. Количественный и качественный анализ. Практическое значение и применение химического анализа.

Практическая работа №1 «Качественный анализ. Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом. Обнаружение анионов.»


Должны знать понятие химический анализ, виды, методы и средства химического анализа;

уметь применять количественный и качественный анализ на практике.

Семинар с элементами дискуссии о различных достижениях методов химического анализа.

Практическая работа по изучению методов анализа.

29.10

12.11

Анализ качества питьевой воды

2

Практическая работа №2 «Исследование органолептических показателей воды. Водородный показатель. Определение нитрат, хлорид-ионов в воде. Жесткость воды»

Должны знать правила обращения с химическими реактивами;

химическую посуду и правила обращения с ней; свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования;

уметь определять рН среды, жесткость воды и нахождение ионов.

Исследовательская работа по изучению образцов питьевой воды из разных источников.

19.11

26.11

Анализ продуктов питания

2

Практическая работа №3 «Пищевые добавки. Классификация добавок. Исследование продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок и воздействие их на организм человека»

Должны знать пищевые добавки, их классификацию, методы определения их в продуктах питания;

уметь выявлять опасные и вредные пищевые добавки и их побочные эффекты на организм человека.

Исследовательская работа по выявлению в продуктах питания на этикетках наличие вредных пищевых добавок.

03.12

10.12

17.12

24.12

Анализ сокосодержащих, газированных и алкогольных напитков

4

Практическая работа №4 «Наличие аскорбиновой кислоты в сокосодержащих напитках»

Практическая работа №5 «Химический анализ безалкогольных газированных напитков»

Практическая работа №6 «Анализ спиртных напитков на содержание токсических веществ»

Должны знать значение аскорбиновой кислоты в жизни человека, свойства адсорбции, токсические вещества в спиртных напитках и их влияние на организм;

уметь определять наличие полезных и вредных веществ в напитках; применять технику безопасности с кислотами и нагревательными приборами.

Исследовательская работа по выявлению в напитках наличие полезных и вредных пищевых добавок.

28.12

31.12

Анализ средств личной гигиены, бытовой химии, косметики

2

Практическая работа №7 «Исследование косметики, средств личной гигиены и бытовой химии на наличие рН среды и воздействие ее на организм человека»

Должны знать значение рН среды и влияние ее на организм человека;

уметь определять рН среды.

Исследовательская работа по выявлению рН среды косметики, средств личной гигиены и бытовой химии.