СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Медицинская генетика"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Элективный курс «Медицинская генетика» разработан для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов.

Цель курса - изучение учащимися теоретических и прикладных основ  медицинской генетики. Содержание курса ориентировано на решение задач в области медицинской генетики, что способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории, наглядно иллюстрирует многообразие ее практических применений, значительно повышает интерес к курсу школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Медицинская генетика"»

Пояснительная записка

Элективный курс «Медицинская генетика» разработан для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов.

Цель курса - изучение учащимися теоретических и прикладных основ медицинской генетики. Содержание курса ориентировано на решение задач в области медицинской генетики, что способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории, наглядно иллюстрирует многообразие ее практических применений, значительно повышает интерес к курсу школьников.

Рабочая программа курса является составляющей образовательной программы школы, обеспечивающая реализацию ее целевых ориентиров, направленных на формирование и развитие у обучающихся базовых компетентностей и ценностных ориентаций, обусловленных адекватными знаниями, умениями, опытом самостоятельной деятельности.

При составлении программы элективного курса учитывалось, что в 10 классе преподавание основ генетики велось на базовом уровне при 1 часе биологии в неделю. Курс рекомендован для старшеклассников, выбирающих предмет «Биология» для сдачи Единого государственного экзамена.

Освоение программы включает различные формы организации учебного процесса: беседа, дискуссия, практические работы, самостоятельная работа с текстовыми материалами, выступления учащихся с сообщениями и другие.

При составлении программы использовались следующие методические пособия:

  1. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. – М.: Медицина, 1968.

  2. Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. - Новосибирск: Наука, 1971.

  3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: Лицей, 1998.

  4. Сборник задач по общей и медицинской генетике. Пособие для студентов медицинских институтов. – Москва: Наука, 1989.

Формы контроля: самооценка деятельности учащимися с помощью заданий открытой части сегмента федерального банка КИМ и ответов к ним.

Учебно-тематический план

Содержание занятий

Количество часов

теория

практика


1.

2.


3.


4.

5.

6.


7.

8.


9.

Моногибридное скрещивание (12 ч)

Законы моногибридного скрещивания Г. Менделя

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование.

Решение задач на неполное доминирование Множественные аллели. Кодоминирование.

Решение задач на наследование групп крови в системе АВО.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Пенетрантность.


1



1



1



1



0,5



2




2


1



2


0,5


10.

11.

12.


13.


14.

Анализ родословных (5 ч)

Правила составления родословных.

Решение задач на составление родословных.

Определение характера наследования аутосомных признаков у человека.

Определение характера наследования признаков у человека, сцепленных с полом.

Практическая работа. Составление и анализ родословной.


1


0,5


1



1

1,5


2,5


1


15.


16.


17.

18.


19.


20.


21.


22.

Дигибридное и полигибридное скрещивание (8 ч)

Закон независимого наследования признаков (3 закон Г.Менделя).

Решение задач на независимое наследование признаков.

Явление сцепления признаков. Закон Т.Моргана

Решение задач на сцепленное наследование признаков.

Нарушение сцепления между генами. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности.

Решение задач при нарушении сцепления между генами.

Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарное взаимодействие. Полимерия.

Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.


1




1



1




1




2



2




1




2


23.

24.

Популяционная генетика (2 ч)

Закон Харди-Вайнберга.

Решение задач на расчет частоты встречаемости гена в популяции.


1




1


2 ч.- резервное время

11,5

21,5

Итого: 35 часа





Содержание курса





Моногибридное скрещивание (12 часов)

Законы моногибридного скрещивания Г.Менделя. Моногибридное скрещивание при полном доминировании.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Множественные аллели. Пенетрантность.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практические работы на составление схем скрещивания для определения генотипов и фенотипов потомства, родителей, расчета вероятности проявления исследуемого признака в потомстве.

Анализ родословных (5 часов)

Правила составления родословных.

Определение характера наследования некоторых признаков у человека. Расчет вероятности рождения ребенка с исследуемым признаком.

Практические работы по составлению схем родословных и на определение характера исследуемого признака с помощью родословной, генотипов родителей и потомков, расчета вероятности проявления исследуемого признака в потомстве.



Дигибридное и полигибридное скрещивание (8 часов)

Независимое наследование признаков. Третий закон Г. Менделя.

Явление сцепления признаков и кроссинговер. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.

Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарное взаимодействие. Полимерия.

Практические работы на составление схем скрещивания для определения генотипов и фенотипов потомства, родителей, расчета вероятности проявления исследуемого признака в потомстве.



Популяционная генетика (2 часа)

Закон Харди-Вайнберга. Определение частоты встречаемости гена в популяции.

Практическая работа на расчет частоты встречаемости гена в популяции.





Требования к уровню подготовки обучающихся



По окончании курса ученик должен

  • знать генетические и цитологические основы наследования признаков;

  • применять теоретические знания для решения генетических задач на составление схем скрещивания, анализ родословных, расчет частоты встречаемости гена в популяции.



Учебно-методическое обеспечение


  1. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов / Автор-сост. Р.А.Петросова. – М.: Эксмо, 2008

  2. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: Лицей, 1998.

  3. Сборник задач по общей и медицинской генетике. Пособие для студентов медицинских институтов. – Москва: Наука, 1989.

  4. Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. - Новосибирск: Наука, 1971.

  5. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. – М.: Медицина, 1968.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!