СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по биологии "Живой организм"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы «Живой организм», разработанной авторами И.Б. Агафоновой и В.И. Сивоглазовым и предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.953.Д.004992.08.05 от 16.08.2005   Издательство «Дрофа» 2006г.

Данный элективный курс направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся о живом организме как открытой биологической системе, а также на реализацию комплексного подхода при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом,системни-органном).

Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их организации и функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах

Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-9 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.

Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.

Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.

Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития живых организмов.

 Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения кабинета и резерва времени.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю)

Цель курса

Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.

Задачи курса

1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии "Живой организм"»





«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ с. Макарово»

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20____г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ «СОШ с. Макарово»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Козловой Татьяны Ильиничны

(вторая квалификационная категория)

Элективный курс

«Живой организм»

11 класс





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20 _ г.













2014 - 2015 учебный год



Пояснительная записка


Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы «Живой организм», разработанной авторами И.Б. Агафоновой и В.И. Сивоглазовым и предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.953.Д.004992.08.05 от 16.08.2005 Издательство «Дрофа» 2006г.

Данный элективный курс направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся о живом организме как открытой биологической системе, а также на реализацию комплексного подхода при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом,системни-органном).

Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их организации и функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах

Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-9 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.

Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.

Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.

Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития живых организмов.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения кабинета и резерва времени.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю)

Цель курса

Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.

Задачи курса

1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.





Содержание курса:


Введение (1 ч)

Живой организм как открытая биологическая система.

Раздел 1. Клетка (2 ч)

Химический состав клетки. Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Демонстрация схем и таблиц:

  • многообразие клеток;

  • строение эукариотической клетки;

  • строение животной клетки;

  • строение растительной клетки;

  • строение прокариотической клетки.

Раздел 2. Ткани (5 ч)

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.

Растительные ткани

Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткани простые и сложные (комплексные).

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасаюшая, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) ткани. Колленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Выделительные (секреторные] ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение основной и проводящей ткани листа.

  2. Строение кожицы листа.

Ткани животных

Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.

Эпителиальные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.

Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).

Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства — возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальныс клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Нейроглия: астрсшиты, олигоденлроииты. эпендимоииты, микроглиатьные клетки.

Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.

Раздел 3. Органы (8ч)

Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.

Органы растений

Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.

Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней.

Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).

Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение корневых волосков и корневого чехлика.

  2. Строение стержневой и мочковатой корневых систем.

  3. Микроскопическое строение стебля.

  4. Строение луковицы, клубня.

  5. Строение почек, расположение их на стебле.

  6. Простые и сложные листья.

  7. Строение семян двудольных и однодольных растений.

Органы животных

Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию — физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.

Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.

Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.

Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мьшшы.

Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие.

Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудоч­ная железа).

Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.

Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).

Демонстрация схем систем органон человека или других млекопитающих.

Раздел 4. Организм как единое целое ( 1ч)

Организм высших растений. Целостный организм высших растений - совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.

Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем — временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)

Опора и движение

Значение опорных систем в жизни организмов.

Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.

Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.

Лабораторные и практические работы

  1. Движение инфузории туфельки.

  2. Перемещение дождевого червя.

Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.

Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Транспорт веществ

Перенос веществ в организме, его значение.

Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.

Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.

Лабораторные и практические работы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  1. Строение клеток крови лягушки и человека.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.

Питание и пищеварение

Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.

Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пиши. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.

Демонстрация:

  • действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;

  • опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Выделение

Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.

Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатол (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.

Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.

Демонстрация:

  • модели почек;

  • схемы строения кожных покровов человека.

Обмен веществ и энергии

Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.

Растения. Обмен веществ у растительных организмов.

Животные. Обмен веществ у животных организмов.

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения.

Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.

Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.

Демонстрация способов размножения растений.

Лабораторные и практические работы

14. Черенкование комнатных растений.

Рост и развитие

Онтогенез, или индивидуальное развитие.

Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.

Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйпекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.

Лабораторные и практические работы

  1. Прямое и непрямое развитие насекомых.

  2. Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.

Растения. Ростовые вещества растений.

Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.

Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Демонстрация:

  • микропрепараты нервной ткани;

  • коленный и мигательный рефлексы;

  • модели нервных систем, органов чувств;

  • растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.



Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

контр.тестирование


Введение.


1


1


-


-

1

Клетка.

2

2


-

-


2

Ткани.

5





5





2

-





3

Органы.

8


7


7

1


4

Организм как единое целое.

1

1

-

-

5

Жизнедеятельность организма.

16


15


5

1





Заключение.

1


-


-

1



Итого:

34

31

14

-


Контрольные работы - 0

Тестовые работы - 3

Календарно-тематическое планирование

Дата

№/у

Тема урока

Практикум

Д/з.


1.

Введение.


выучить записи в тетр.

Раздел 1. Клетка (2 часа).

Базовые понятия: прокариоты, эукариоты, органоиды, включения, неклеточные формы жизни (вирусы).


2.

1. Химический состав клетки.


выучить записи в тетр.


3.

2. Сравнение клеток разных царств живых организмов.


выучить таблицу в тетр.

Раздел 2. Ткани (5 часов).

Базовые понятия: ткань, основные группы тканей (растительные: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные), животные (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные); дифференциация клеток.


4.

1. Дифференцировка клеток. Ткани простые и сложные.


выучить записи в тетр.


5.

2. Ткани растений: общая характеристика. Образовательные, механические и покровные ткани.

Л.р.№ 1«Строение кожицы листа»

учить табл.; отчёт к лаб. раб.


6.

3. Ткани растений: основные, проводящие, выделительные.

Л.р.№2 «Строение основной и проводящей ткани листа»

учить табл.; отчёт к лаб. раб.


7.

4. Ткани животных.


выполнить рисунки к записям в тетр.


8.

5. Семинар по разделам «Клетка», «Ткани» .


мини-проекты

Раздел 3. Органы (8 часов).

Базовые понятия: орган, классификация органов: вегетативные, генеративные, аналогичные, гомологичные; системы органов: классификация систем органов по выполняемым функциям.


9.

1. Корень.

Л.р.№3 «Строение корневых волосков и корневого чехлика»,

Л.р.№ 4«Строение стержневой и мочковатой систем».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.


10.

2. Побег.

Л.р.№ 5 «Микроскопическое строение стебля». Л.р.№ 6 «Строение луковицы, клубня».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.


11.

3. Почка. Лист.

Л.р.№ 7 «Строение почек, расположенных на стебле», Л.р.№ 8 «Простые и сложные листья».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.


12.

4. Цветок.


выучить записи в тетр.


13.

5. Плод. Семя.

Л.р.№ 9 «Строение семян двудольных и однодольных растений».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.


14.

6. Органы и системы органов животных.


учить табл.


15.

7. Органы и системы органов животных.


учить табл.


16.

8. Систематизация и контроль знаний по разделу « Органы»


повторное решение контр. тестов (со сменой вариантов)

Раздел 4. Организм как единое целое (1 час).

Базовые понятия: целостность, интеграция, жизненная форма, гомеостаз, физиологические процессы, нейро-гуморальная регуляция.


17.

1. Организм высших растений. Организм животных.


выучить записи в тетр.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 часов).

Базовые понятия: опора, движение, дыхание, типы дыхания, нисходящий ток, восходящий ток, паренхима, гемолимфа. Кровь, лимфа, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин; автотрофы, фотосинтез, гетеротрофы, хищники, паразиты, симбионты; устьица, гидатоды; типы выделительных систем; метаболизм; виды бесполого размножения: спорообразование, вегетативное размножение, деление, почкование, фрагментация, клонирование; организмы двуполые и гермафродитные; гаметы; оплодотворение; половой диморфизм; онтогенез: эмбриональное и постэмбриональное развитие; раздражимость; рефлекс4 инстинкты; гормоны; эндокринная система; гуморальная регуляция; железы внутренней секреции.


18.

1. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.


выучить записи в тетр.


19.

2. Опорные системы животных. Значение двигательной активности.

Л.р.№10 «Движение инфузории-туфельки»; Л.р.№11 «Перемещение дождевого червя»

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.


20.

3. Дыхание растений.


выучить записи в тетр.


21.

4. Дыхание животных.


выучить записи в тетр.


22.

5. Перенос веществ в организме, его значение.

Л.р.№12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»; Л.р.№13 «Строение клеток крови лягушки и человека»

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.


23.

6. Особенности питания растений.


выучить записи в тетр.


24.

7. Особенности питания животных.


выучить записи в тетр.


25.

8. Пищеварение.


выучить записи в тетр.


26.

9. Выделение.


мини-проекты


27.

10. Обмен веществ у растительных организмов.


выучить схемы в тетр.


28.

11. Обмен веществ у животных организмов.

выучить схемы в тетр.


29.

12. Размножение растений.

Л.р.№14 «Черенкование комнатных растений»

выучить записи в тетр.


30.

13. Размножение животных.


выучить записи в тетр.


31.

14. Рост и развитие живых организмов.


выучить схемы в тетр.


32.

15. Регуляция процессов жизнедеятельности.


выучить записи в тетр.


33.

16. Систематизация и контроль знаний по разделу «Жизнедеятельность организма »


Знать базовые понятия курса

Заключение (1 час).


34.

1. Итоговое тестирование по курсу «Живой организм».




Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клеток;

  • особенности строения прокариотической и -эукариотической клеток;

  • сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных:

  • особенности неклеточных форм жизни;

  • строение, происхождение, функции растительных тканей;

  • строение, происхождение, функции животных тканей;

  • внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;

  • строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);

  • основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;

  • особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;

  • распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

  • схематично изображать строение органов и систем органов;

  • изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Литература:

  1. Биология. Большом энциклопедический словарь. М.: Боль­
    шая Российская энциклопедия, 2001.

  2. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по­
    нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

  3. Мамонтов. Г. Биология: пособие для поступающих в ву­
    зы. М.: Дрофа, 2004.

  4. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Т. 1-2. М.: «Новая волна», 2002г.

  5. Элективные курсы. Сборник 2. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!