«Рассмотрено» На заседании ШМО Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ с. Макарово» _____________/______________/ ФИО «__»____________20____г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ с. Макарово» _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Козловой Татьяны Ильиничны
(вторая квалификационная категория)
Элективный курс
«Живой организм»
11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______20 _ г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы «Живой организм», разработанной авторами И.Б. Агафоновой и В.И. Сивоглазовым и предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.953.Д.004992.08.05 от 16.08.2005 Издательство «Дрофа» 2006г.
Данный элективный курс направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся о живом организме как открытой биологической системе, а также на реализацию комплексного подхода при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом,системни-органном).
Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их организации и функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах
Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-9 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.
Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.
Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.
Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития живых организмов.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения кабинета и резерва времени.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю)
Цель курса
Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Содержание курса:
Введение (1 ч)
Живой организм как открытая биологическая система.
Раздел 1. Клетка (2 ч)
Химический состав клетки. Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.
Демонстрация схем и таблиц:
многообразие клеток;
строение эукариотической клетки;
строение животной клетки;
строение растительной клетки;
строение прокариотической клетки.
Раздел 2. Ткани (5 ч)
Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.
Растительные ткани
Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.
Ткани простые и сложные (комплексные).
Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.
Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.
Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасаюшая, водоносная, воздухоносная.
Механические (опорные) ткани. Колленхима, склеренхима, склереиды.
Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).
Выделительные (секреторные] ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.
Лабораторные и практические работы
Строение основной и проводящей ткани листа.
Строение кожицы листа.
Ткани животных
Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.
Эпителиальные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.
Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).
Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства — возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.
Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальныс клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Нейроглия: астрсшиты, олигоденлроииты. эпендимоииты, микроглиатьные клетки.
Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.
Раздел 3. Органы (8ч)
Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.
Органы растений
Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.
Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней.
Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.
Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).
Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение корневых волосков и корневого чехлика.
Строение стержневой и мочковатой корневых систем.
Микроскопическое строение стебля.
Строение луковицы, клубня.
Строение почек, расположение их на стебле.
Простые и сложные листья.
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Органы животных
Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию — физиологическая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.
Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.
Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.
Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мьшшы.
Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).
Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.
Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие.
Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа).
Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.
Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система.
Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).
Демонстрация схем систем органон человека или других млекопитающих.
Раздел 4. Организм как единое целое ( 1ч)
Организм высших растений. Целостный организм высших растений - совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.
Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем — временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций.
Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)
Опора и движение
Значение опорных систем в жизни организмов.
Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.
Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).
Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.
Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.
Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Транспорт веществ
Перенос веществ в организме, его значение.
Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.
Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Строение клеток крови лягушки и человека.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Питание и пищеварение
Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.
Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пиши. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Демонстрация:
действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;
опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Выделение
Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.
Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатол (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.
Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
Демонстрация:
Обмен веществ и энергии
Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.
Растения. Обмен веществ у растительных организмов.
Животные. Обмен веществ у животных организмов.
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.
Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.
Демонстрация способов размножения растений.
Лабораторные и практические работы
14. Черенкование комнатных растений.
Рост и развитие
Онтогенез, или индивидуальное развитие.
Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.
Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйпекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.
Регуляция процессов жизнедеятельности
Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.
Растения. Ростовые вещества растений.
Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.
Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
Демонстрация:
микропрепараты нервной ткани;
коленный и мигательный рефлексы;
модели нервных систем, органов чувств;
растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.
Учебно-тематический план
п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические | контр.тестирование |
| Введение. | 1 | 1 | - | - |
1 | Клетка. | 2 | 2 | - | - |
2 | Ткани. | 5 | 5 | 2 | - |
3 | Органы. | 8 | 7 | 7 | 1 |
4 | Организм как единое целое. | 1 | 1 | - | - |
5 | Жизнедеятельность организма. | 16 | 15 | 5 | 1 |
| Заключение. | 1 | - | - | 1 |
| Итого: | 34 | 31 | 14 | - |
Контрольные работы - 0
Тестовые работы - 3
Календарно-тематическое планирование
Дата | №/у | Тема урока | Практикум | Д/з. |
| 1. | Введение. | | выучить записи в тетр. |
Раздел 1. Клетка (2 часа). Базовые понятия: прокариоты, эукариоты, органоиды, включения, неклеточные формы жизни (вирусы). |
| 2. | 1. Химический состав клетки. | | выучить записи в тетр. |
| 3. | 2. Сравнение клеток разных царств живых организмов. | | выучить таблицу в тетр. |
Раздел 2. Ткани (5 часов). Базовые понятия: ткань, основные группы тканей (растительные: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные), животные (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные); дифференциация клеток. |
| 4. | 1. Дифференцировка клеток. Ткани простые и сложные. | | выучить записи в тетр. |
| 5. | 2. Ткани растений: общая характеристика. Образовательные, механические и покровные ткани. | Л.р.№ 1«Строение кожицы листа» | учить табл.; отчёт к лаб. раб. |
| 6. | 3. Ткани растений: основные, проводящие, выделительные. | Л.р.№2 «Строение основной и проводящей ткани листа» | учить табл.; отчёт к лаб. раб. |
| 7. | 4. Ткани животных. | | выполнить рисунки к записям в тетр. |
| 8. | 5. Семинар по разделам «Клетка», «Ткани» . | | мини-проекты |
Раздел 3. Органы (8 часов). Базовые понятия: орган, классификация органов: вегетативные, генеративные, аналогичные, гомологичные; системы органов: классификация систем органов по выполняемым функциям. |
| 9. | 1. Корень. | Л.р.№3 «Строение корневых волосков и корневого чехлика», Л.р.№ 4«Строение стержневой и мочковатой систем». | выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб. |
| 10. | 2. Побег. | Л.р.№ 5 «Микроскопическое строение стебля». Л.р.№ 6 «Строение луковицы, клубня». | выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб. |
| 11. | 3. Почка. Лист. | Л.р.№ 7 «Строение почек, расположенных на стебле», Л.р.№ 8 «Простые и сложные листья». | выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб. |
| 12. | 4. Цветок. | | выучить записи в тетр. |
| 13. | 5. Плод. Семя. | Л.р.№ 9 «Строение семян двудольных и однодольных растений». | выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб. |
| 14. | 6. Органы и системы органов животных. | | учить табл. |
| 15. | 7. Органы и системы органов животных. | | учить табл. |
| 16. | 8. Систематизация и контроль знаний по разделу « Органы» | | повторное решение контр. тестов (со сменой вариантов) |
Раздел 4. Организм как единое целое (1 час). Базовые понятия: целостность, интеграция, жизненная форма, гомеостаз, физиологические процессы, нейро-гуморальная регуляция. |
| 17. | 1. Организм высших растений. Организм животных. | | выучить записи в тетр. |
Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 часов). Базовые понятия: опора, движение, дыхание, типы дыхания, нисходящий ток, восходящий ток, паренхима, гемолимфа. Кровь, лимфа, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин; автотрофы, фотосинтез, гетеротрофы, хищники, паразиты, симбионты; устьица, гидатоды; типы выделительных систем; метаболизм; виды бесполого размножения: спорообразование, вегетативное размножение, деление, почкование, фрагментация, клонирование; организмы двуполые и гермафродитные; гаметы; оплодотворение; половой диморфизм; онтогенез: эмбриональное и постэмбриональное развитие; раздражимость; рефлекс4 инстинкты; гормоны; эндокринная система; гуморальная регуляция; железы внутренней секреции. |
| 18. | 1. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений. | | выучить записи в тетр. |
| 19. | 2. Опорные системы животных. Значение двигательной активности. | Л.р.№10 «Движение инфузории-туфельки»; Л.р.№11 «Перемещение дождевого червя» | выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб. |
| 20. | 3. Дыхание растений. | | выучить записи в тетр. |
| 21. | 4. Дыхание животных. | | выучить записи в тетр. |
| 22. | 5. Перенос веществ в организме, его значение. | Л.р.№12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»; Л.р.№13 «Строение клеток крови лягушки и человека» | выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб. |
| 23. | 6. Особенности питания растений. | | выучить записи в тетр. |
| 24. | 7. Особенности питания животных. | | выучить записи в тетр. |
| 25. | 8. Пищеварение. | | выучить записи в тетр. |
| 26. | 9. Выделение. | | мини-проекты |
| 27. | 10. Обмен веществ у растительных организмов. | | выучить схемы в тетр. |
| 28. | 11. Обмен веществ у животных организмов. | | выучить схемы в тетр. |
| 29. | 12. Размножение растений. | Л.р.№14 «Черенкование комнатных растений» | выучить записи в тетр. |
| 30. | 13. Размножение животных. | | выучить записи в тетр. |
| 31. | 14. Рост и развитие живых организмов. | | выучить схемы в тетр. |
| 32. | 15. Регуляция процессов жизнедеятельности. | | выучить записи в тетр. |
| 33. | 16. Систематизация и контроль знаний по разделу «Жизнедеятельность организма » | | Знать базовые понятия курса |
Заключение (1 час). |
| 34. | 1. Итоговое тестирование по курсу «Живой организм». | | |
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
особенности строения прокариотической и -эукариотической клеток;
сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных:
особенности неклеточных форм жизни;
строение, происхождение, функции растительных тканей;
строение, происхождение, функции животных тканей;
внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;
особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;
распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
схематично изображать строение органов и систем органов;
изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Литература:
Биология. Большом энциклопедический словарь. М.: Боль
шая Российская энциклопедия, 2001.
Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по
нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
Мамонтов. Г. Биология: пособие для поступающих в ву
зы. М.: Дрофа, 2004.
Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Т. 1-2. М.: «Новая волна», 2002г.
Элективные курсы. Сборник 2. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006г.