СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Мировая художественная культура"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Мировая художественная культура» в 11 классе составлена на основе авторской программы Г. И. Данилова- М.: Дрофа, 2011. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 занятие в неделю) в рамках базового курса. Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 7-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Мировая художественная культура"»

Администрация Каменского района Алтайского края

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №_1__

от «__» августа 2014 года


Утверждаю

Директор школы

_________________









Рабочая программа элективного курса

«Мировая художественная культура» 11 класс, базовый уровень.

Срок реализации программы 1 год.


Рабочая программа разработана на основе

авторской программы авторской программы по МХК

для общеобразовательных учреждений

(составитель: Г.И.Данилова)










Составитель Шабанова Л. Г.

учитель истории и обществознания первой категории:










с.Аллак 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Мировая художественная культура» в 11 классе составлена на основе авторской программы Г. И. Данилова- М.: Дрофа, 2011. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 занятие в неделю) в рамках базового курса.

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 7-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2011.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

С учетом специфики элективного курса «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

Продуктивные методы работы являются на занятии основными. Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.

В учебно-методический комплект учителя входят:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура: 5-11 кл. – 6-е изд., переработанное: - М.: Дрофа, 2011

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 7-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2011

В учебно-методический комплект обучающегося:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 7-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008

Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год.


Формы и средства контроля:

  • Индивидуальные задания;

  • Тестирование;

  • Практические задания;

  • Сообщения, рефераты;

  • Творческие задания;

  • Решение познавательных задач;

  • Групповая работа.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане МКОУ «Аллакская СОШ» предусмотрено 34 часа в год на изучение элективного курса МХК в 11 классе (1 час в неделю)


Календарно -тематическое планирование по МХК «От XVII века до современности» (11 класс)


Дата

Тема занятия

содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Тип занятия

Информационно-методическое обеспечение

1. Художественная культура Нового времени - 12 часов

1


Художественная культура барокко.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Происхождение термина «барокко», характерные черты.

Знать особенности художественных стилей и направлений в искусстве.

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха»

лекция

Презентация.

2


Архитектура барокко

Характерные черты барочной архитектуры. Архитектура Петербурга.

Знать характерные черты архитектуры барокко

Формировать умения анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков.

Видеоматериал «Дворцы Петербурга»

3


Изобразительное искусство барокко

Особенности живописи барокко, основная тематика.

Скульптура Лоренцо Бернини.

Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини.

Уметь узнавать изученные произведения

семинар,

сообщения на основе самостоятельных поисков.

презентация

4


Живопись Голландии

Рембрандт – блестящий мастер автопортрета. Великие мастера голландской живописи.

Знать характерные черты архитектуры классицизма

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков.

видео «Творчество Рембрандта»

5


Музыкальная культура барокко.

Сложности и разнообразие музыкальной культуры XVII – XVIII вв.

Творчество Баха. Русская музыка барокко.

Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.

лекция

презентация

6


Художественная культура классицизма и рококо.

Эстетика классицизма. Происхождение термина «рококо». Сентиментализм.

Знать происхождение термина «классицизм».

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

лекция

презентация

7


Классицизм в архитектуре Западной Европы

Характерные черты архитектуры классицизма.

Неоклассицизм.

Формировать умения пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков.

Презентация, Интернет - ресурсы

8 – 9


Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо

Уметь узнавать изученные произведения

лекция

презентация

10


Композиторы Венской классической школы.


Классический симфонизм Гайдна.

Музыка Моцарта.

Творчество Бетховена.

Знать разнообразие наследия Венской классической школы.

Уметь узнавать изученные произведения.

лекция

Интернет – ресурсы.

11.


Шедевры классицизма в архитектуре России.

Архитектуры Санкт - Петербурга, имена и творения зодчих.


Знать произведения русских архитекторов и зодчих.

Формировать умения самостоятельной работы с источниками информации.

семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков

Презентация

12.


Искусство русского портрета.

Мастера живописного портрета.

Мастера скульптурного портрета.

Знать шедевры русских портретистов.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

лекция

альбом «Живопись русских художников»

II. Художественная культура XIX века – 9 часов.

13.


Неоклассицизм и академизм в живописи.

Ж.Л.Давид – основоположник неоклассицизма. Творчество К.П. Брюллова и А.А.Иванова.

Знать характерные черты неоклассицизма.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

лекция

презентация

14.


Художественная культура романтизма: живопись.

Эстетика романтизма.

История и современность глазами романтиков.

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников.

Уметь узнавать изученные произведения

лекция

презентация

15


Романтический идеал и его отражение в музыке.

Музыка как выражение эмоцио­нальной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универ­сальная роль музыки.

Знать шедевры музыкального искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества композиторов.

Уметь узнавать изученные произведения.

лекция с элементами беседы

презентация

16


Зарождение русской классической музыкальной школы.

Русская музыка романтизма. Зарож­дение русской классической музы­кальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкаль­ной классики.

Знать шедевры музыкального искусства , основную тематику, основные этапы творчества композиторов.

Уметь узнавать изученные произведения.

лекция с элементами беседы


17


Реализм – направление в искусстве второй половины XIX в.

Особенности толкования понятия в широком и узком смысле.

Эстетика реализма и натурализма.


Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

лекция

презентация

18.


Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Картины жизни в творчестве Г.Курбе.

История и реальность в творчестве О. Домье.



Знать художественные принципы реалистического искусства.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

лекция

презентация

19 – 20 .


Русские художники-передвижники.





Живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Общество передвижных выставок.

Знать творчество и основные направления передвижников.

Уметь анализировать произведения художников.

семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков

Презентация, Интернет -ресурсы

21


Развитие русской музыки во второй половине XIX в.

Композиторы «Могучей кучки».





Знать творчество и основные направления музыкальных произведений русских композиторов.

Уметь анализировать произведения композиторов.

лекция с элементами беседы

презентация

Художественная культура конца XIXXX века - часов

22.


Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

Художественные искания импрессионистов.

Последователи импрессионистов

Знать особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

лекция с элементами беседы

презентация

23.


Формирование стиля модерн в европейском искусстве.

Характерные особенности стиля. Архитектурные шедевры модерна.

Знать основные элементы стиля и произведения архитектуры.

лекция

презентация

24.


Символ и миф в живописи и музыке.

Художественные принципы символизма. Музыкальный мир А.Н.Скрябина.

Развитие образного мышления.

Развитие способностей к творчеству и самостоятельному анализу изученных произведений.

лекция с элементами беседы

презентация

25.


Художественные течения модернизма в живописи.

Фовизм. Кубизм. Сюрреализм.

Интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка.

лекция

презентация

26 – 27


Русское изобразительное искусство ХХ в.

Мастера авангарда. Искусство советского периода.

Освоение основных этапов развития национального изобразительного искусства.

семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков

презентации, сообщения

28.


Архитектура ХХ века.

Конструктивизм. Идеи рационализма и конструк­тивизма и их воплощение в произ­ведениях зодчества. «Органическая архитектура» Ф.Л.Райта.

Понимание особенностей архитектурного стиля. Умение анализировать произведения архитектуры.

лекция с элементами беседы

презентация

29.


Театральное искусство ХХ века.

«Русский национальный театр» А. Н. Остров­ского. Особенности театра А. П. Че­хова. Рождение МХТ

Театр романтизма. Разрушение
канонов классицизма. Реализм и символизм в на­циональном драматическом театре. Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характер­ные особенности.

лекция с элементами беседы

Интернет - ресурсы

30 - 31.


Шедевры мирового кинематографа.

Рождение и первые шаги кинемато­графа. Великий немой. Ч. С. Чап­лин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци­онального кинематографа.

Знать творчество и основные направления нового вида искусства, основоположников кинематографа.


лекция с элементами беседы

Интернет - ресурсы

32 - 33


Музыкальная культура России ХХ века.

Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепи­анных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций.

Уметь анализировать и сравнивать различные музыкальные школы, творчество музыкантов России в ХХ веке.

лекция с элементами беседы

Интернет - ресурсы

34.


Стилистические многообразие западноевропейской музыки.

Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония.

Уметь анализировать и сравнивать различные музыкальные школы, музыкальные стили, творчество музыкантов западноевропейской музыки ХХ веке.

лекция с элементами беседы

Интернет - ресурсы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!