«Мировая художественная культура» 11 класс, базовый уровень.
Срок реализации программы 1 год.
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 7-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2011.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
С учетом специфики элективного курса «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы являются на занятии основными. Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура: 5-11 кл. – 6-е изд., переработанное: - М.: Дрофа, 2011
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 7-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2011
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 7-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008
Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год.
В учебном плане МКОУ «Аллакская СОШ» предусмотрено 34 часа в год на изучение элективного курса МХК в 11 классе (1 час в неделю)
№ | Дата | Тема занятия | содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Тип занятия | Информационно-методическое обеспечение |
1. Художественная культура Нового времени - 12 часов |
1 | | Художественная культура барокко. | Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Происхождение термина «барокко», характерные черты. | Знать особенности художественных стилей и направлений в искусстве. Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» | лекция | Презентация. |
2 | | Архитектура барокко | Характерные черты барочной архитектуры. Архитектура Петербурга. | Знать характерные черты архитектуры барокко Формировать умения анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков. | Видеоматериал «Дворцы Петербурга» |
3 | | Изобразительное искусство барокко | Особенности живописи барокко, основная тематика. Скульптура Лоренцо Бернини. | Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. Уметь узнавать изученные произведения | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков. | презентация |
4 | | Живопись Голландии | Рембрандт – блестящий мастер автопортрета. Великие мастера голландской живописи. | Знать характерные черты архитектуры классицизма Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков. | видео «Творчество Рембрандта» |
5 | | Музыкальная культура барокко. | Сложности и разнообразие музыкальной культуры XVII – XVIII вв. Творчество Баха. Русская музыка барокко. | Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. | лекция | презентация |
6 | | Художественная культура классицизма и рококо. | Эстетика классицизма. Происхождение термина «рококо». Сентиментализм. | Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | лекция | презентация |
7 | | Классицизм в архитектуре Западной Европы | Характерные черты архитектуры классицизма. Неоклассицизм. | Формировать умения пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков. | Презентация, Интернет - ресурсы |
8 – 9 | | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | Происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо | Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо Уметь узнавать изученные произведения | лекция | презентация |
10 | | Композиторы Венской классической школы. | Классический симфонизм Гайдна. Музыка Моцарта. Творчество Бетховена. | Знать разнообразие наследия Венской классической школы. Уметь узнавать изученные произведения. | лекция | Интернет – ресурсы. |
11. | | Шедевры классицизма в архитектуре России. | Архитектуры Санкт - Петербурга, имена и творения зодчих. | Знать произведения русских архитекторов и зодчих. Формировать умения самостоятельной работы с источниками информации. | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков | Презентация |
12. | | Искусство русского портрета. | Мастера живописного портрета. Мастера скульптурного портрета. | Знать шедевры русских портретистов. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | лекция | альбом «Живопись русских художников» |
II. Художественная культура XIX века – 9 часов. |
13. | | Неоклассицизм и академизм в живописи. | Ж.Л.Давид – основоположник неоклассицизма. Творчество К.П. Брюллова и А.А.Иванова. | Знать характерные черты неоклассицизма. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | лекция | презентация |
14. | | Художественная культура романтизма: живопись. | Эстетика романтизма. История и современность глазами романтиков. | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников. Уметь узнавать изученные произведения | лекция | презентация |
15 | | Романтический идеал и его отражение в музыке. | Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. | Знать шедевры музыкального искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества композиторов. Уметь узнавать изученные произведения. | лекция с элементами беседы | презентация |
16 | | Зарождение русской классической музыкальной школы. | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. | Знать шедевры музыкального искусства , основную тематику, основные этапы творчества композиторов. Уметь узнавать изученные произведения. | лекция с элементами беседы | |
17 | | Реализм – направление в искусстве второй половины XIX в. | Особенности толкования понятия в широком и узком смысле. Эстетика реализма и натурализма. | Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | лекция | презентация |
18. | | Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма | Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О. Домье. | Знать художественные принципы реалистического искусства. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | лекция | презентация |
19 – 20 . | | Русские художники-передвижники. | Живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Общество передвижных выставок. | Знать творчество и основные направления передвижников. Уметь анализировать произведения художников. | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков | Презентация, Интернет -ресурсы |
21 | | Развитие русской музыки во второй половине XIX в. | Композиторы «Могучей кучки». | Знать творчество и основные направления музыкальных произведений русских композиторов. Уметь анализировать произведения композиторов. | лекция с элементами беседы | презентация |
Художественная культура конца XIX – XX века - часов |
22. | | Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи | Художественные искания импрессионистов. Последователи импрессионистов | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | лекция с элементами беседы | презентация |
23. | | Формирование стиля модерн в европейском искусстве. | Характерные особенности стиля. Архитектурные шедевры модерна. | Знать основные элементы стиля и произведения архитектуры. | лекция | презентация |
24. | | Символ и миф в живописи и музыке. | Художественные принципы символизма. Музыкальный мир А.Н.Скрябина. | Развитие образного мышления. Развитие способностей к творчеству и самостоятельному анализу изученных произведений. | лекция с элементами беседы | презентация |
25. | | Художественные течения модернизма в живописи. | Фовизм. Кубизм. Сюрреализм. | Интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка. | лекция | презентация |
26 – 27 | | Русское изобразительное искусство ХХ в. | Мастера авангарда. Искусство советского периода. | Освоение основных этапов развития национального изобразительного искусства. | семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков | презентации, сообщения |
28. | | Архитектура ХХ века. | Конструктивизм. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. «Органическая архитектура» Ф.Л.Райта. | Понимание особенностей архитектурного стиля. Умение анализировать произведения архитектуры. | лекция с элементами беседы | презентация |
29. | | Театральное искусство ХХ века. | «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ | Театр романтизма. Разрушение канонов классицизма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре. Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характерные особенности. | лекция с элементами беседы | Интернет - ресурсы |
30 - 31. | | Шедевры мирового кинематографа. | Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа. | Знать творчество и основные направления нового вида искусства, основоположников кинематографа. | лекция с элементами беседы | Интернет - ресурсы |
32 - 33 | | Музыкальная культура России ХХ века. | Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. | Уметь анализировать и сравнивать различные музыкальные школы, творчество музыкантов России в ХХ веке. | лекция с элементами беседы | Интернет - ресурсы |
34. | | Стилистические многообразие западноевропейской музыки. | Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. | Уметь анализировать и сравнивать различные музыкальные школы, музыкальные стили, творчество музыкантов западноевропейской музыки ХХ веке. | лекция с элементами беседы | Интернет - ресурсы |