СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Организменный элементарий"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена авторская программа элективного курса "Организменный элементарий", можно использовать как кружок. К программе представлены семь методических разработок занятий

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Организменный элементарий"»

Организменный элементарий


Н. Е. Альбицкая, учитель высшей категории МОУ «Лицей математики и информатики» Кировского района г. Саратова


Аннотация


Элективный курс «Организменный элементарий» направлен на развитие общеучебных умений и навыков учащихся, на расширение и усложнение их индивидуальных познавательных ресурсов, помимо этого он способствует формированию механизмов приобретения новых знаний, для объяснения явлений окружающего мира. Элективный курс будет полезным для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов.

Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию и валеологию в целостную систему наук о живой природе.


Пояснительная записка


Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящих реформ в образовании, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Задачи формирования мотивации на здоровый образ жизни могут быть решены только в результате комплексной систематической работы, а не только на уроках где это целесообразно. Наука химия – благодатная почва для создания такого элективного курса, который будет направлен на снижение уровня заболеваемости и на формирование ответственного отношения к своему здоровью, предлагаемая программа также способствует развитию критического мышления учащихся. Живой организм - огромный «организменный элементарий», в нем живут и принимают участие более 70 элементов таблицы Д.И.Менделеева. Нарушение химического баланса в каком-либо из органов человеческого организма неизбежно приводит к его ослаблению, а в критических случаях и к серьезному заболеванию. В связи с этим слова «о здоровье нужно думать, пока с ним нет проблем, и ничего быть не должно важнее тем, чем те, что связаны с твоим здоровьем», становятся очень актуальными. Программа элективного курса представляет большие возможности предмету в системе валеологического образования школьников и вносит существенный вклад в дело оздоравливающего обучения.

Основной целью предлагаемого элективного курса является формирование у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие представлений об использовании химических знаний для сохранения индивидуального здоровья. Учащиеся должны осознавать, что владение предметными компетентностями дает им возможность управлять химическими превращениями веществ в живом организме, понимать и влиять на биологические процессы. Программа позволяет закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о важнейших для организма неорганических и органических веществах, их строении и значении для живых организмов.

Учебно-воспитательные задачи курса:

- формирование и развитие умений учащихся осуществлять перенос имеющихся знаний

из одной предметной области в другую;

- углубление теоретических знаний учащихся по обозначенным темам курса;

- развитие навыков владения экспериментальной областью предмета;

- формирование и развитие познавательной культуры учащихся;

- воспитание ответственного отношения к здоровью.

Прогнозируемые результаты:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью;

- качественное повышение уровня обученности школьников;

- активизация познавательной и поисково-исследовательской деятельности учащихся;

- мотивационное и позитивное отношение к предмету.

Учащиеся должны знать:

- основные биогенные элементы и их значение для организма человека;

- биологическую роль химических элементов для нормального функционирования живого

организма;

- признаки и реакцию организма на избыток или недостаток элементов;

- источники поступления химических элементов в организм человека;

- токсическое влияние отдельных элементов на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать рекомендации по рациональному, сбалансированному питанию;

- владеть основными методами качественного определения химических элементов, ионов,

веществ;

-объяснять с точки зрения строения и свойств действие и функцию биогенов в организме человека;

- оказывать первую помощь при острых отравлениях веществами;

- соблюдать меры предосторожности при работе с разными группами веществ.

Литература для учащихся:

1. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986

2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004

3. Решетов П.В. Водород, хлор и его важнейшие соединения. – СМУ, 2005

4. Алимарин И.П.. Неорганическая химия. – М.: Советская энциклопедия, 1975

5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997

6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992

7. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981

8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006

9. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991

10. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии. – М.: Арктоус, 1996

11. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003

12. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1984

13. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.: Аркти, 2000

14. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР – Пресс, 2003

15. Шерстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот. – М.: Просвещение, 1990

Литература для учителя

1.Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем. // Химия в школе. – 2001. - №8. – С. 18

2.Гильманшина С.И., Мухаметшина Р.М. Пути интеграции химических и валеологических знаний. // Химия в школе. – 2003. - №. – С. 30

3. Холмогорова Г. Таблица Менделеева в вашем организме.// Здоровье. - 1997. - №10. – С. 24

4.Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001

5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пищи с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.

6.Соколова И.Ф. Химия для старшеклассников и абитуриентов химических и медицинских вузов. - М.: Московский лицей, 2002

7.Пекшева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. – Красноярск, 1987

8.Ртуть. Экологические аспекты применения. – М.: Медицина, 1992

9. Макаров К.А Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1995 г

10. Аргишева А.И. Актуальные вопросы химии. – Саратов: ОАО Лицей, 2001

11. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995

12. Хром. – М.: Медицина, 1990

13. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.:

14. Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Практикум с валеологической направленностью. // Химия в школе. – 2003. - №2. – С. 71

15. Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986


Учебно-тематический план


Тема занятие

Часы

Формы работы

Образовательный продукт

1.

Валеология – предмет или наука?

Факторы сохранения здоровья.

Общая характеристика биогенных элементов.

1

Комбинированная лекция.

Конспект лекции.


2.

Вода, она бывает разной… Значение воды для живых организмов.

Практическая работа «Определение жесткости воды»

2

Ученический проект. ИКТ


Ученический эксперимент

Защита проекта

ИКТ

Отчет о практической работе

3.

Наши хорошие знакомые - щелочные металлы. Дуэт ионов – любимцев клетки.

Практическая работа «Возможные методы определения щелочных металлов»

2

Комбинированная лекция.


Ученический эксперимент

Отчет о практической работе. Модель искусственной клетки

4.

Продолжим разговор о щелочноземельных металлах. Биологическое значение второгруппников.

Практическая работа «Методы определения щелочноземельных металлов»

2

Лекция-презентация.



Ученический эксперимент

Творческий отчет



Отчет о практической работе

5.

Важные и знаменитые – металлы побочных подгрупп.

Практическая работа «Обнаружение катионов железа (+3)»

«Обнаружение ионов свинца»

2

Лекция-презентация.


Ученический эксперимент

Конспект лекции.

Отчет о практической работе

6.

Органогенные элементы и их ближайшие родственники. Биологическая роль неметаллов.

Практическая работа «Определение хлорид-ионов и сульфат - ионов»

2

Лекция – презентация.


Ученический эксперимент

Конспект лекции.

Отчет о практической работе

7.

«Есть? Или не есть?»

Какие вещества скрываются в продуктах питания?

Практическая работа «Определение нитратов, фосфатов и ионов аммония»

2

Дискуссия по теме



Ученический эксперимент

Творческий рекламный буклет.


Отчет о практической работе

8.

Органогенные элементы. Органические вещества.

Практическая работа «Определение витаминов»

3

Комбинированная лекция.

Ученический эксперимент

Творческий проект учащихся по одной из выбранных тем.

10.

Расчеты, способствующие сохранению здоровья.

2

Семинар-практикум.

Творческая работа учащихся

Создание буклета по подбору валеологических задач.