Организменный элементарий
Н. Е. Альбицкая, учитель высшей категории МОУ «Лицей математики и информатики» Кировского района г. Саратова
Аннотация
Элективный курс «Организменный элементарий» направлен на развитие общеучебных умений и навыков учащихся, на расширение и усложнение их индивидуальных познавательных ресурсов, помимо этого он способствует формированию механизмов приобретения новых знаний, для объяснения явлений окружающего мира. Элективный курс будет полезным для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов.
Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию и валеологию в целостную систему наук о живой природе.
Пояснительная записка
Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящих реформ в образовании, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Задачи формирования мотивации на здоровый образ жизни могут быть решены только в результате комплексной систематической работы, а не только на уроках где это целесообразно. Наука химия – благодатная почва для создания такого элективного курса, который будет направлен на снижение уровня заболеваемости и на формирование ответственного отношения к своему здоровью, предлагаемая программа также способствует развитию критического мышления учащихся. Живой организм - огромный «организменный элементарий», в нем живут и принимают участие более 70 элементов таблицы Д.И.Менделеева. Нарушение химического баланса в каком-либо из органов человеческого организма неизбежно приводит к его ослаблению, а в критических случаях и к серьезному заболеванию. В связи с этим слова «о здоровье нужно думать, пока с ним нет проблем, и ничего быть не должно важнее тем, чем те, что связаны с твоим здоровьем», становятся очень актуальными. Программа элективного курса представляет большие возможности предмету в системе валеологического образования школьников и вносит существенный вклад в дело оздоравливающего обучения.
Основной целью предлагаемого элективного курса является формирование у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие представлений об использовании химических знаний для сохранения индивидуального здоровья. Учащиеся должны осознавать, что владение предметными компетентностями дает им возможность управлять химическими превращениями веществ в живом организме, понимать и влиять на биологические процессы. Программа позволяет закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся о важнейших для организма неорганических и органических веществах, их строении и значении для живых организмов.
Учебно-воспитательные задачи курса:
- формирование и развитие умений учащихся осуществлять перенос имеющихся знаний
из одной предметной области в другую;
- углубление теоретических знаний учащихся по обозначенным темам курса;
- развитие навыков владения экспериментальной областью предмета;
- формирование и развитие познавательной культуры учащихся;
- воспитание ответственного отношения к здоровью.
Прогнозируемые результаты:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью;
- качественное повышение уровня обученности школьников;
- активизация познавательной и поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- мотивационное и позитивное отношение к предмету.
Учащиеся должны знать:
- основные биогенные элементы и их значение для организма человека;
- биологическую роль химических элементов для нормального функционирования живого
организма;
- признаки и реакцию организма на избыток или недостаток элементов;
- источники поступления химических элементов в организм человека;
- токсическое влияние отдельных элементов на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать рекомендации по рациональному, сбалансированному питанию;
- владеть основными методами качественного определения химических элементов, ионов,
веществ;
-объяснять с точки зрения строения и свойств действие и функцию биогенов в организме человека;
- оказывать первую помощь при острых отравлениях веществами;
- соблюдать меры предосторожности при работе с разными группами веществ.
Литература для учащихся:
1. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986
2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004
3. Решетов П.В. Водород, хлор и его важнейшие соединения. – СМУ, 2005
4. Алимарин И.П.. Неорганическая химия. – М.: Советская энциклопедия, 1975
5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997
6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992
7. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981
8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006
9. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991
10. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии. – М.: Арктоус, 1996
11. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003
12. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1984
13. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.: Аркти, 2000
14. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР – Пресс, 2003
15. Шерстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот. – М.: Просвещение, 1990
Литература для учителя
1.Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем. // Химия в школе. – 2001. - №8. – С. 18
2.Гильманшина С.И., Мухаметшина Р.М. Пути интеграции химических и валеологических знаний. // Химия в школе. – 2003. - №. – С. 30
3. Холмогорова Г. Таблица Менделеева в вашем организме.// Здоровье. - 1997. - №10. – С. 24
4.Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001
5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пищи с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.
6.Соколова И.Ф. Химия для старшеклассников и абитуриентов химических и медицинских вузов. - М.: Московский лицей, 2002
7.Пекшева Н.П. Химия металлов. Учебное пособие. – Красноярск, 1987
8.Ртуть. Экологические аспекты применения. – М.: Медицина, 1992
9. Макаров К.А Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1995 г
10. Аргишева А.И. Актуальные вопросы химии. – Саратов: ОАО Лицей, 2001
11. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995
12. Хром. – М.: Медицина, 1990
13. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.:
14. Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Практикум с валеологической направленностью. // Химия в школе. – 2003. - №2. – С. 71
15. Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986
Учебно-тематический план
№ | Тема занятие | Часы | Формы работы | Образовательный продукт |
1. | Валеология – предмет или наука? Факторы сохранения здоровья. Общая характеристика биогенных элементов. | 1 | Комбинированная лекция. | Конспект лекции. |
2. | Вода, она бывает разной… Значение воды для живых организмов. Практическая работа «Определение жесткости воды» | 2 | Ученический проект. ИКТ Ученический эксперимент | Защита проекта ИКТ Отчет о практической работе |
3. | Наши хорошие знакомые - щелочные металлы. Дуэт ионов – любимцев клетки. Практическая работа «Возможные методы определения щелочных металлов» | 2 | Комбинированная лекция. Ученический эксперимент | Отчет о практической работе. Модель искусственной клетки |
4. | Продолжим разговор о щелочноземельных металлах. Биологическое значение второгруппников. Практическая работа «Методы определения щелочноземельных металлов» | 2 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент | Творческий отчет Отчет о практической работе |
5. | Важные и знаменитые – металлы побочных подгрупп. Практическая работа «Обнаружение катионов железа (+3)» «Обнаружение ионов свинца» | 2 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент | Конспект лекции. Отчет о практической работе |
6. | Органогенные элементы и их ближайшие родственники. Биологическая роль неметаллов. Практическая работа «Определение хлорид-ионов и сульфат - ионов» | 2 | Лекция – презентация. Ученический эксперимент | Конспект лекции. Отчет о практической работе |
7. | «Есть? Или не есть?» Какие вещества скрываются в продуктах питания? Практическая работа «Определение нитратов, фосфатов и ионов аммония» | 2 | Дискуссия по теме Ученический эксперимент | Творческий рекламный буклет. Отчет о практической работе |
8. | Органогенные элементы. Органические вещества. Практическая работа «Определение витаминов» | 3 | Комбинированная лекция. Ученический эксперимент | Творческий проект учащихся по одной из выбранных тем. |
10. | Расчеты, способствующие сохранению здоровья. | 2 | Семинар-практикум. Творческая работа учащихся | Создание буклета по подбору валеологических задач. |