«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы:
Е.Н.Мартыненко Т.Н.Попкова
Рассмотрено на заседании школьного
методического объединения предметов
естественно- научного цикла
Протокол № от
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»
учителя биологии МБОУ Дмитриевская СОШ
Великородновой Л.И.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по биологии» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных школ. Рассчитан на 64 часа учебного времени. Срок реализации программы 1 год.
Содержание курса направлено на систематизацию и углубление знаний обучающихся по разделам «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье», которые не включены в программу «Общая биология» 10 – 11 класс. Частота встречаемости в КИМах ЕГЭ вопросов по указанным разделам составляет 33%, что подчеркивает значимость элективного курса по подготовке к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ. Курс базируется на эволюционном подходе и сравнительном анализе организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного).
Актуальность курса не оставляет сомнений. С каждым годом растет значимость единого государственного экзамена. В связи с этим встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к нему. Программой курса предусмотрены задания части В и С единого государственного экзамена на установление последовательности и соответствия процессов и явлений природы по таким разделам как «Многообразие организмов» и «Человек и его здоровье». Курс необходим для учащихся старших классов, которые выбрали целью поступление на биологические специальности (агролесотехнические, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и прочие учебные заведения страны).
Тип курса: предметно – ориентированный.
Программа курса нацелена на формирование у обучающихся естественно – научного мировоззрения, эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях, экологической культуры школьников. Обучающиеся приходят к выводу, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Формируется твердое убеждение в том, что неблагоприятные факторы, включая вредные привычки, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма.
Задачи курса:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к биологии;
- определить способность и готовность ученика осваивать биологию на повышенном уровне;
- систематизировать и углубить знания обучающихся по разделам «Многообразие организмов», «Человек и его здоровье»;
- создать условия для подготовки обучающихся для качественной сдачи единого государственного экзамена и поступления в учебные заведения.
По завершению курса обучающиеся должны:
- знать: особенности прокариотической и эукариотической клеток; сходство и различия животной и растительной клеток; основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы; основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи); особенности ядерного аппарата и репродукции клеток; определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных; строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных; иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях;
уметь: изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; определять тип ткани по препарату; составлять простейшие схемы развития и сравнения биологических объектов.
Структурная модель последовательности занятий - линейная.
Педагог выступает главным образом с позиции «инструктора», «координатора» и «консультанта».
Основной акцент при изучении вопросов курса направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсуждения материала в форме ученик (и) — ученик (и), ученик — учитель.
Технологии обучения:
• информационно – коммуникационная;
• проблемное обучение.
Ведущим компонентом курса являются предметные научные знания и способы деятельности учащихся. Соотношение теории к практике составляет примерно 2/1.
Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, практикумы, итоговое тестирование.
Программа предполагает большой объем практических и семинарских занятий, широкое использование иллюстративного материала (схемы, иллюстрации, фотографии) непосредственно на занятиях.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся:
• методы словесной передачи информации и слухового восприятия материала: беседа, лекция, инструктаж, сообщение ученика;
• методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение, использование компьютерных средств обучения, презентации;
• методы передачи информации с помощью практической деятельности: конспектирование, составление таблиц, схем, проектирование, а также индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисковый, исследовательский и творческий.
Методы стимулирования и мотивации учащихся:
• эмоциональные: поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор творческого задания;
• познавательные: создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
• волевые: предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности;
• социальные: демонстрация заинтересованности результатами.
Методы контроля уровня достижений учащихся и коррекции:
• устный контроль (оценивание сообщений учащихся на семинарских занятиях);
• письменные контроль (терминологический диктант, программированный опрос в форме тестирования по вариантам КИМов);
• взаимопроверка;
• самопроверка;
• рефлексия деятельности;
• работа над ошибками.
Текущий контроль осуществляется с помощью заданий КИМов.
Итоговый контроль – тест в форме ЕГЭ
Система оценивания рейтинговая.
Критерии оценивания: «зачтено» ставится в случае, если обучающийся набрал 35 и более баллов. «Не зачтено» ставится, если обучающийся набрал менее 35 баллов
Учебно – тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма прове- дения занятия | Образова- тельный продукт |
Всего | Теория | Практика | | |
I | Раздел 1.
. | 6 | 3 | 3 | Лекция, семинар, практикум | Конспект, схема, решенный вариант КИМ |
II | Раздел 2. Основные черты эволюции растений. | 10 | 7 | 3 | Лекция, семинар, практикум | Конспект, схема, сообщение, таблица, решенный вариант КИМ |
III | Раздел 3. Эволюция систем органов животных. | 14 | 4 | 10 | Лекция, семинар, практикум | Конспект, таблица, сообщение, решенный вариант КИМ |
IV | Раздел 4. Человек. | 34 | 24 | 10 | Лекция, семинар, практикум, итоговое тестирование | Конспект, таблица, сообщение, решенный вариант КИМ |
Итого: | 64 | 38 | 26 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Задания для уч-ся | Дата проведения |
| |
Раздел 1. Многообразие органического мира. Основы систематики (6 часов) | | |
1 | Современная система органического мира. Принципы классификации организмов | Лекция | Схему учить | | |
2 | Растения и животные. | Лекция | Конспект учить | | |
3 | Грибы и лишайники. Вирусы | Семинар | Схему учить | | |
4 | ПР «Сходства и отличия основных царств органического мира» | Практикум | Конспект учить | | |
5 | Решение экзаменационных заданий части В по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
6 | Решение экзаменационных заданий части С по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
Раздел 2. Основные черты эволюции растений (10 часов) | | |
7 | Основные группы растительного мира. | Лекция | Схему учить | | |
8 | Основные группы растительного мира. | Лекция | Схему учить | | |
9 | Слоевцовые. | Семинар | Схему учить | | |
10 | Листостебельные. | Семинар | Таблицу учить | | |
11 | Ткани и органы растений. Видоизменения органов. | Семинар | Комментирование таблицы | | |
12 | Сравнительная характеристика споровых. | Семинар | Составление схемы | | |
13 | Чередование поколений высших растений | Семинар | Схему учить | | |
14 | ПР «Сходства и отличия споровых и семенных» | Практикум | Схему учить | | |
.15 | Классификация цветковых растений | Семинар | Сообщения | | |
.16 | Решение экзаменационных заданий части В по разделу | Практикум | Работа над ошибками | | |
Раздел 3. Эволюция систем органов на примере беспозвоночных животных и классов позвоночных (14 часов) | | |
17 | Основные группы животного мира. Двухслойные и трехслойные. Беспозвоночные и хордовые | Лекция | Конспект читать | | |
18 | Простейшие, колониальные и низшие многоклеточные организмы | Семинар | Схему учить | | |
19 | Сравнение плоских, круглых и кольчатых червей. Гельминтология. Паразитизм | Практикум | Схему учить | | |
20 | Высшие беспозвоночные: сравнение классов | Практикум | Таблицу учить | | |
21 | ПР «Сравнительный обзор покровов тела» | Семинар | Сообщения | | |
22 | ПР «Сравнительный обзор строения скелета» | Практикум | Таблицу учить | | |
23 | ПР «Сравнительный обзор пищеварительной системы» | Лекция | Тезисы учить | | |
24 | ПР «Сравнительный обзор дыхательной системы» | Практикум | Таблицу учить | | |
25 | ПР «Сравнительный обзор выделительной системы» | Практикум | Таблицу учить | | |
26 | ПР «Сравнительный обзор сосудистой системы» | Практикум | Таблицу учить | | |
27 | ПР «Сравнительный обзор нервной системы» | Практикум | Схему учить | | |
28 | ПР «Определение систематического положения животных» | Практикум | Работа над ошибками | | |
29 | Решение экзаменационных заданий части В по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
30 | Решение экзаменационных заданий части С по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
Раздел 4. Человек (34 часа) | | |
31 | Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения. | Практикум | Творческая работа. | | |
32 | Этапы и факторы антропогенеза | Семинар | Схему учить | | |
33 | Гистология. ПР «Распознавание тканей, органов и систем органов» | Практикум | Работа над ошибками | | |
34 | Нейрогуморальная регуляция. Эндокринный аппарат | Семинар | Таблицу учить | | |
35 | Роль гормонов в обменных процессах, нарушения работы эндокринного аппарата | Семинар | Таблицу учить | | |
36 | Нервная регуляция. Анатомия и физиология нервной системы. Рефлеторная дуга. | Семинар | Таблицу учить | | |
37 | Взаимосвязь строения и функций спинного и головного мозга | Семинар | Таблицу учить | | |
38 | ПР «Распознавание отделов головного мозга» | Практикум | Работа над ошибками | | |
39 | Части анализаторов; анатомия, физиология. ПР «Распознавание частей анализаторов» | Семинар | Схему учить | | |
40 | Особенности скелета человека в связи с прямохождением | Семинар | Схему учить | | |
41 | ПР «Распознавание костей скелета» | Практикум | Работа над ошибками | | |
42 | Внутренняя среда организма и ее значение. | Лекция | Схему учить | | |
43 | Кровь как особый тип ткани. Состав крови. Плазма. Форменные элементы. | Семинар | Схему учить | | |
44 | Иммунитет. Группы крови. Переливание крови | Лекция | Таблицу учить | | |
45 | Инфекционные болезни. Вакцинация | Лекция | Таблицу учить | | |
46 | Путь крови в организме. | Лекция | Схему учить | | |
47 | Фазы сердечного ритма. Регуляция работы сердца | Лекция | Схему учить | | |
48 | Механизмы движения крови и лимфы по сосудам | Лекция | Схему учить | | |
49 | Дыхание. Газообмен в легких и тканях. Механизм дыхательных движений. | Лекция | Схему учить | | |
50 | Обмен веществ и энергии. Витамины, авитаминозы | Лекция | Таблицу учить | | |
51 | Пищеварение. Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова | Лекция | Таблицу учить | | |
52 | Выделение. Физиология и гигиена почек | Лекция | Таблицу учить | | |
53 | Кожа. Роль кожи в терморегуляции организма | Лекция | Таблицу учить | | |
54 | Первая помощь при нарушениях терморегуляции | Семинар | Схему учить | | |
55 | Первая помощь при травмах, ожогах, отравлении | Семинар | Схему учить | | |
56 | Рефлекторный принцип поведения человека | Лекция | Тезисы учить | | |
57 | Торможение, его виды и значение | Лекция | Тезисы учить | | |
58 | Особенности ВНД человека | Лекция | Тезисы учить | | |
59 | Решение экзаменационных заданий части В по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
60 | Решение экзаменационных заданий части В по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
61 | Решение экзаменационных заданий части С по разделу. | Практикум | Работа над ошибками | | |
62 63 64 | Решение демонстрационной версии ЕГЭ | Итоговое тестирование | Работа над ошибками | | |
Содержание образования
Раздел 1. Многообразие органического мира.
Основы систематики. (6 часов)
Клетка, безъядерные (прокариотические) клетки и ядерные (эукариотические) клетки.
Царства живой природы, доядерные (прокариотические) организмы, бактерии, цианобактерии. Ядерные (эукариотические) организмов. Особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников.
Практическая работа «Сходства и отличия основных царств органического мира».
Практическая работа по решению задач части В и С единого государственного экзамена по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники»
Результативность обучения:
Обучающиеся должны знать: основные группы прокариот и грибов, особенности их организации, многообразие, а так же экологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах; распознавать и описывать на таблицах основные группы прокариот и грибов. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством индивидуального рейтинга по результатам практических работ и решения экзаменационных заданий (вариантов КИМов).
Раздел 2. Основные черты эволюции растений. (10 часов)
Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
кую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических
Практическая работа «Сходства и отличия споровых и семенных»
Практическая работа по решению задач части В и С единого государственного экзамена по теме «Растения»
Результативность обучения:
Обучающиеся должны знать: основные группы растений, особенности их организации, многообразие, а так же экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний при охране здоровья человека.
Учащиеся должны уметь: объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах. Распознавать их на таблицах. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством индивидуального рейтинга по результатам практических работ и решения экзаменационных заданий (вариантов КИМов).
Раздел 3. Эволюция систем органов на примере беспозвоночных животных и классов позвоночных. (19 часов)
Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация. Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела. Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Серия практических работ «Сравнительный обзор систем органов»
Практическая работа «Определение систематического положения животных»
Практическая работа по решению задач части В и С единого государственного экзамена по теме «Животные»
Результативность обучения:
Обучающиеся должны знать: основные группы животных, особенности их организации, многообразие, а так же экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний при охране здоровья человека.
Учащиеся должны уметь: объяснять особенности организации клеток, органов и тканей животных. Приводить примеры распространенности групп животных и характеризовать их роль в биоценозах. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством индивидуального рейтинга по результатам практических работ и решения экзаменационных заданий (вариантов КИМов).
Раздел 4. Человек. (34 часа)
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях
Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.
Практическая работа «Распознавание тканей, органов и систем органов»
Практическая работа «Распознавание отделов головного мозга»
Практическая работа «Распознавание частей анализаторов»
Практическая работа «Распознавание костей скелета»
Практическая работа по решению задач части В и С единого государственного экзамена по теме «Человек и его здоровье»
Результативность обучения:
Обучающиеся должны знать: сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии; роль гормонов и витаминов в организме;
Учащиеся должны уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, определять тип ткани по препарату или фотографии. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством индивидуального рейтинга по результатам практических работ (вариантов КИМов).
Итоговый контроль - решение демонстрационной версии ЕГЭ.
Методическое обеспечение программы:
1) Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по биологии»;
2) Раздаточный дидактический материал на бумажных носителях.
Список литературы
Основная литература для обучающихся:
Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват учреждений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2004.
Сивоглазов В.И. , Агафонова И.Б. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. Учреждений М.: 2012.
Основная литература для учителя:
1. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы.- Мн.: Юнипресс, 2004.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся:
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 1993.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.
Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
Чебышев Н.В. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2011г.
Сайты и электронные издания
Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум, биогеографические карты, атлас анатомии и физиологии человека, хрестоматия, словарь терминов, Интернет – поддержка, определитель растений, коллекции фотоизображений и видеозаписей поведения животных. (Электронный ресурс): учебное электронное издание, методическое пособие для учителя. – 2004 г.
http//www profile-edu ru/
http//www fipi.ru/
Планирование учебного материала дистанционного обучения учащихся 10- 11 класса 9( за счет кружковой работы 1ч. в неделю)
Всего 34 часа
№ | Тема | Форма предоставления материала | Дата |
1 | Систематика. Основные систематические категории. Прокариоты.Эукариоты. | Тесты | |
2 | | | |
| -
|
|
|