Программа элективного курса по математике
«Процентные расчеты на каждый день»
Пояснительная записка.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики, ориентирует учащихся на обучение по естественно - научному и социально- экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений , но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни.
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
Сформировать умение производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.
Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов.
Привить учащимся основы экономической грамотности.
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основные формы организации занятий: рассказ, беседа, семинар.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины
Уметь соотносить процент с соответствующей дробью
Знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов
Производить прикидку и оценку результатов вычислений
При вычислениях сочетать устные и письменные приемы
Курс рассчитан на 11 часов.
Содержание программы.
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа)
История появления процентов. Решение задач на проценты: а) нахождение процента от числа;
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: самостоятельное решение задач, с/р.
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях(2 часа)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов, введение понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, бюджетный дефицит и тд.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3.Задачи на смеси, сплавы, концентрацию(2 часа)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умений работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий
Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу(5 часа)
Решение задач. Итоговая проверочная работа.
Форма занятий: практическая работа, беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа, итоговая проверочная работа.
Учебно- тематический план
№ | Тема курса | Всего часов | В том числе | Сроки проведения | Примечание |
лекции | практика | семинар | план | факт | |
1 | Проценты . Основные задачи на проценты. | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | 19.02 26.02 | | |
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 | | 1 | 1 | 5.03 12.03 | | |
3 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | 19.03 2.04 | | |
4 | Решение задач по всему курсу | 5 | | 5 | | 9.04 16.04 23.04 30.04 7.05 | | |
| Итого | 11 | | | | | | |
Литература:
Математика в школе
КИМы ГИА и ЕГЭ по математике
«Математика» - приложение к газете «1 сентября»
Сборник элективных курсов. Математика 8-9. Волгоград : Учитель, 2007. Авторы составители В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова