СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по теме: «Молекулярная биология».9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по биологии, развитие  познавательных интересов учащихся  с целью  предпрофессиональной ориентации старшеклассников; формирование на основе биологических знаний и учений ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде. Развитие у учащихся умений и навыков решения задач по основным разделам \молекулярной биологии..

Задачи, решаемые при введении элективного курса:

- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;

- ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ; Предлагаемый курс охватывает основной раздел «Молекулярная биология», который являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединность целей образования: научить, развивать, воспитывать. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

- усвоение основных понятий, терминов и законов молекулярной биологии;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие интереса к предмету;

- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по теме: «Молекулярная биология».9 класс.»

Челябинская область

Центральный муниципальный район

МАОУ СОШ №138





Программа элективного курса

для 9 класса

по биологии


по теме:

«Молекулярная биология».





Составитель Иванова Л.И.

1 квалификационная категория













г. Челябинск

2013-2014 учебный год.


Программа элективного курса «Молекулярная биология».

9 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа электива составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)

  • Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312)

  • Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  • Областного базисного учебного плана Челябинской области (Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. №04-997

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03 – 1263)

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03 – 1263)

  • Приложения к письму МОиН Челябинской области от 28.06.2010 № 103/3073 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году»

  • Приложения к письму МОиН Челябинской области от 18.06.2011 № 103/4275 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

  • Приложения к письму МОиН Челябинской области от 16.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»

  • Приложения к письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013 № 03-02/539 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»

  • Учебного плана МАОУ СОШ №138 на 2013-2014 учебный год

• Программы курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор В. В. Пасечник,Покулова Н.И.– М.: Дрофа, 2010.)

  • Положения об элективных курсах МАОУ СОШ №138.


Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по биологии, развитие познавательных интересов учащихся с целью предпрофессиональной ориентации старшеклассников; формирование на основе биологических знаний и учений ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде. Развитие у учащихся умений и навыков решения задач по основным разделам \молекулярной биологии..

Задачи, решаемые при введении элективного курса:

- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;

- ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ; Предлагаемый курс охватывает основной раздел «Молекулярная биология», который являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединность целей образования: научить, развивать, воспитывать. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

- усвоение основных понятий, терминов и законов молекулярной биологии;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие интереса к предмету;

- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Учащиеся должны знать:

-основные понятия, термины и законы молекулярной биологии;

 

Учащиеся должны уметь:

-правильно оформлять условия, решения и ответы молекулярных задач;

-решать типичные задачи;

-логически рассуждать и обосновывать выводы.

Основная концепция курса.

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.

- добровольность;

-активная позиция;

-научность;

- развивающий характер;

-экологическая направленность;

- профессиональная направленность;

-раскрытие и углубление ведущих биологических понятий.

-создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Функции учителя – преподавателя элективного курса

Главная функция учителя – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.

Учитель – это эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; ведущий в имитационной игре и тренинге; координатор и консультант при выполнении учебного проекта

Методы и формы обучения

Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.

Методы  и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.

Основными  приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:

−        междисциплинарная интеграция;

−        обучение на основе опыта и сотрудничества;

−        учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся,   различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальной, визуальной, кинестетической);

−        интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);

−        моделирование элементов профессиональной деятельности.

Оценка результатов изучения элективных курсов.

По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по его окончанию:

−        работа в творческой группе

−        работа с информацией

−        решение поставленной проблемы.

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки.

−     итоговый  контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачет»/«незачёт». В случае усвоения программы, учащемуся в аттестате делается запись об  изучении данного элективного курса.

Методы контроля текущей успеваемости учащихся.

С целью организации текущего контроля за успеваемость используются

−        наблюдение активности на занятии;

−        беседа с учащимися;

−        анализ практических работ.

Методы итогового контроля.

Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере   завершения его изучения:

-   по совокупности самостоятельно выполненных учащимся работ (схемы, решение задач, рефераты),

- с помощью специальной зачетной работы (собеседование, тест, защита проекта или реферата).

Учебное и программно-методическое обеспечении преподавания элективного   курса

  1. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.

  2. Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.

  3. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007

  4. Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.

5..Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)

  1.  Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)

  1. Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике (Пермь, мед. инст. 1986)

  1.  Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

  1.  Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)

  1.  Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998

  1.  Соколовская Б. Х « Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981)

Элективный курс «Молекулярная биология» рассчитан на 35 часов. Предусматривает 7 практических занятий, 4 семинарских занятия, на которых разбираются решение молекулярных задач, проводятся тестовые работы, и 22 теоретических занятий, в проведении которых участвуют учащиеся, делая рефераты, доклады, обсуждая те или иные вопросы молекулярной биологии

Содержание программы

Тема1. Введение.Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место молекулярной биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера

Тема2. Структура и физико-химические свойства органических веществ.

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.

Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.

Белки. Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов

Тема3. Структура и физико-химическая функция нуклеиновых кислот.

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования

АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.

Основные понятия. Аминокислоты. Антикодон. Гидрофильность.  Гидрофобность. Гликопротеиды. Гуанин. Денатурация. ДНК. Кодон. Комплементарность. Липопротеиды. Локус. Макроэлементы. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Осмос. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. РНК. Тимин. Ферменты. Цитозин. Урацил.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические элементы периодической системы Д.И.Менделеева. Ионы (катионы и анионы). Вода и другие неорганические вещества, строение молекул и свойства. Диссоциация электролитов. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Буферные растворы. Физика. Осмотическое давление. Диффузия и осмос.

Тема4. Функционирование макромолекул в клетке Биосинтез белка.Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген

  1. Типы деления клеток

Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.

Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.

Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их характеристика. Биологическое значение мейоза.

  1.  Бесполое и половое размножение.

Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.

  1. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных.  Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.

Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле.

  1. Контрольная работа по разделу «Цитология»

Основные понятия.  Гаплоидный набор хромосом. Диплоидный набор хромосом. Ген. Генетический код. Геном. Генотип. Гуанин. Денатурация. ДНК. Комплементарность. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Оперон. Органоиды. Осмос.  Рибосомы. РНК. СПИД. Трансляция. Транскрипция. Триплет. Тимин. Цитозин. Урацил. Генная инженерия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Органическая химия. Физика. Ботаника. Зоология. Ботаника. Анатомия. Генетика

Зачёт по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» - 1 час

Календарно - тематическое планирование.

(1 час в неделю; всего 35 часов) 9 класс.

п/п

Наименование тевы курса.

Всего


В том числе.

корректировка




Лекции Семинары

Практич.

лабораторные


1.

Введение. Что изучает молекулярная биология.

1

+




II.

Структура и физико-химические свойства органических веществ.






2.

Химические элементы клетки.

1

+




3.

Моносахариды и их функции.

1

+




4.

Олигосахариды и их функции.

1

+




5.

Полисахариды и их функции.

1

+




6.

Строение белковой молекулы.

1

+

тест



7.

Уровни организации белков.

1

+




8.

Биологические функции белков(белки-ферменты).

1


+



9.

Биологические функции белков(белки-регуляторы физиологических процессов)

1

+




10.

Биологические функции белков(белки – транспортеры, белки-средства защиты организма)

1

+




11.

Двигательная, строительная энергетическая функция белков

1

+




12.

Повторение материала по теме «Органические вещества клетки»

1



+


III

Структура и физико-химическая функция нуклеиновых кислот






13.

История открытия нуклеиновых кислот

1

+




14.

Правила Чаргаффа. Сущность принципа комплементарности

1

+




15.

Биологические полимеры : нуклеиновые кислоты-ДНК

1

+

+



16.

Биополимерная молекула-РНК

1

+




17.

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

1



+

тест

18.

АТФ

1

+




19.

Значение АТФ

1

+










IV

Функционирование макромолекул в клетке






20.

Генетическая информация

1

+




21.

Репликация ДНК

1

+




22.

Транскрипция

1

+




23.

Генетические код и его свойства

1

+




24.

Решение задач

1


+



25.

Биосинтез белков

1

+




26.

Биосинтез белков

1

+




27.

Решение задач

1


+



28.

Генная инженерия

1

+




29.

Этапы развития генной инженерии

1

+




30.

Методы генной инженерии

1

+




31.

Повторение материала по теме «Функционирование макромолекул в клетки»

1



+


32.

Заключительное занятие «Работа с КИМ»

1



+


33.

Заключительно занятие «Работа с КИМ»

1



+


34.

Резервное занятие 1






35.

Резервное занятие 2







Всего

35

28

3

5

3





Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Программы Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0.

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, СD-диски, микроскопы.

Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, , коллекции, гербарии.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

  2. Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.

  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.

  4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  6. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  8. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

  9. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.

  10. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

  11. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.

  12. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.

  13. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2   частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

  14. Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

  15. Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.“Аст-пресс школа” 2003. 54с.

  16. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с

  17. Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн:Юнипресс,2004.- 192с.

  18. В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер.Сборник задач по генетике с решениями.-Саратов: «Лицей»,1998.-156с.

  19. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88с.

  20. С.Д.Дикарёв Генетика : Сборник задач.-М.: Издательство «Первое сентября»,2002.-112с.

  21. С.И. Белянина, К.А.Кузьмина, И.В.Сергеева и др. Решение задач по генетике.СГМУ,2009.                                                        

  22. 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  23. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.

Литература для учащихся.

  1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть . – М.; Просвещение. - 2006.

  2. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

  3. Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”1998. 475с.

  4. О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11.  таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

  5. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

  6. Общая биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.

Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

  1. Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:

Лицей, 2005. - 128 с.

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для   .

самообразования). – М.; Просвещение, 1992

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для  школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.

  3. Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы:

  4. Учебное пособие для школьников и  абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.

  5. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон,  2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.

  6. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.

  7. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

  8. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

  9. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В «Перемена"1988г.

  10. Ф.К. Адельшин. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г.

  11. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.

  12. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

  13. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

  14. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.

  15. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2001. – 384с

Multimedia – поддержка курса «общая биология»

  1. Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006

  2. «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»

  3. «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»

  4. Основы общей биологии, 9 класс («1С:Образование», 2007)

  5. Биология, 10 класс («1С:Образование», 2008)

  6. Электронные учебники А.В.Пименова

  7. Авторские  цифровые образовательные ресурсы

  8. Другие ЭОР на усмотрение учителя

Интернет-ресурсы

  1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  8. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

  9. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.

  10. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Ресурсы дистанционного обучения

  1. http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.

  2. http://testipobiologii.ucoz.ru/ - тесты по биологии от учителя биологии Муромцевой Юлии Владимировны (авторский персональный сайт)

  3. http://www.ballov.net/login.php - тесты на странице электронного дневника ballov.net(авторские ресурсы)

Оборудование

  1. Интерактивная доска Hitachi или мультимедийный проектор

  2. Компьютер с программами пакета «1 помощь»

  3. Оргтехника

  4. Интернет ресурс

  5. Дидактические ресурсы кабинета биологии

  6. Ресурс школьной библиотеки

  7. ЭОР различного характера (см. выше)



3.Плечова З.Н. Под научн. редакцией академика Дмитриева А.Д. Школьный экологический словарь. – Чебоксары: «КЛИО», 1997. – 64 с.

4.Биология в школе,2003, № 2, 3. «Школа-Пресс».

5.Биология в школе, 2004, № 4, 6. «Школа-Пресс».

6.Биология в школе,2005, № 1 ,3, 5, 6. «Школа-Пресс».

7.Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005

8.Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007












Учащиеся должны уметь:

  1. Сравнивать и анализировать биологические объекты и процессы, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса.

  2. Применять биологические знания в биологических ситуациях.

  3. Работать с текстом (понимать, находить ошибки и уметь их исправлять)

  4. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, тканей, органов, систем органов.

  5. Обосновывать значение биологических знаний, достижений биологической науки для практической и хозяйственной деятельности человека.

  6. Подписывать иллюстрации, а значит внимательно работать с ними в текстах.

  7. Объяснять факты, обобщать знания, применять их в новых нестандартных ситуациях.

  8. Теоретически обосновывать биологические процессы и явления, единство и эволюцию органического мира, наследственность и изменчивость, причинно-следственных связей в природе.

  9. Сопоставлять и определять последовательность процессов, объектов, явлений.

  10. Решать биологические задачи.





Цель программы:

  • Лекции с использованием ИКТ, проблемным, частично-поисковым и репродуктивным изложением материала.

  • Контрольно-зачетные занятия ( с использованием тестов ГИА и интерактивных тренингов- подготовка к ГИА).

Формы организации учебной деятельности:

  • Изучение нового материала.

  • Повторительно-обобщающий с использованием кинофрагментов, слайдовой презентации.

Задачи ставятся следующие:

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету через использование ИКТ

  • Формировать компетенции у школьников: сотрудничать, оказывать помощь другим, учувствовать в работе команды, обмениваться информацией.

  • Раскрыть богатство внутреннего мира каждого ребенка.

  1. Развивающие:

Развитие познавательных творческих способностей (внимания, концентрации, наблюдательности, мышления, воображения)

  • Развитие самостоятельности и творческих способностей

  • Вырабатывать умения анализировать и обобщать явления и факты, устанавливать причинно следственные связи в строении и функция, в их взаимоотношении друг с другом

  • Развитие таких качеств характера как воля, трудолюбие, стремление к познавательным трудностям

  • Проведения интерактивного тестирования с целью выявления результативности уровня знания на каждом этапе обучения

  • Формировать информационную компетенцию: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее

  • Получать новые знания с учетом систематизации полученных результатов

  • При выполнении заданий с развернутым ответом научиться отвечать кратко, но точно на поставленный вопрос

  1. Образовательные:

  • Показать единство природы различных биологических систем на всех уровнях их организации ( от клетки до экосистемы)

  • Расширять рамки предметов биологии

  • Научить ребенка определять смысл деятельности, осознавать себя свои способности








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!