Учитель МАОУ СОШ № 12 г. Калининграда
Макеева Светлана Николаевна
Программа элективного курса для 11 класса.
« Русская культура конца XIX- XXI веков» 17 часов.
Пояснительная записка.
Актуальность.
В настоящее время подлинным духовным ценностям трудно пробиться к молодёжи через препоны массовой культуры. Не улучшают ситуацию и средства массовой информации. 19 век назван «золотым веком» русской культуры, начало 20 века – «серебряный век русской культуры». Что же представляет собой культура России 1917 – 2003 гг? На изучение данной темы выделяется недостаточное количество часов.
Обучающиеся должны воспитываться на лучших образцах отечественной культуры: музыки, литературы, изобразительного искусства, народного творчества. В Федеральной Программе развития образования записано: «Важнейшая проблема – восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной степени зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие прочную духовную основу на подлинные жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм».
Изучая историю культуры России, учащиеся не только овладевают системой знаний, предусмотренных программой, но и
-формируется потребность общения с искусством, его понимание;
-выявляются лучшие качества личности;
-происходит интеграция учебных дисциплин.
Цели элективного курса:
1.Формирование гармонично развитой, духовно богатой личности.
2.Воспитание любви к Родине, уважения традиций и обычаев своего народа.
Задачи:
1.Формирование знаний по истории культуры России 19-21 веков.
2.Формирование умений определять свою точку зрения, умения аргументировать её.
3..Создание условий для развития гармоничной, нравственно-совершенной, социально-активной и саморазвивающейся личности.
4..Создание атмосферы сотрудничества педагога и обучающихся, скреплённой взаимопониманием, коллективным анализом результатов этой деятельности.
5.На занятиях элективного курса необходимо учить гуманизму, умению понять друг друга, сблизить даже противоположные точки зрения.
Программа предназначена для обучающихся 11 класса, изучающих историю России 20 века. Элективный курс расчитан на 17 часов, изучается во втором полугодии. Данный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторической, но и культурологической. Курс позволяет полнее учесть интересы детей, сделать обучение более интересным, получить более высокие результаты. Курс позволяет интегрировать такие учебные дисциплины, как история, музыка, литература, мировая художественная культура, обществознание, изобразительное искусство.
Предполагаемые результаты.
1.Формирование историко–познавательной компетентности обучающихся:
-способность использовать разные исторические источники;
-критически анализировать полученную информацию;
-проектировать собственную траекторию решения познавательных задач;
-реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики исторического явления;
-создавать собственную версию исторических процессов.
2.Формирование информационно-коммуникативной компетентности:
-владение навыками поиска и систематизации информации;
-участие в обсуждении проблем культуры, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам.
3.Социально-мировоззренческая компетентность:
-определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
4.Формирование гармоничной, нравственно-совершенной, социально-активной и саморазвивающейся личности.
5.Воспитание любви к Родине, уважения культурных традиций своего народа.
Мониторинг выполнения программы.
1.Интервью, анкеты, опросы, наблюдения, беседы с родителями.
2.Использование специальных методик изучения процесса развития личности.
Формы подведения итогов реализации Программы.
1.Анализ деятельности учителя и обучающихся.
2.Методические рекомендации «Наша творческая лаборатория
Учебно – тематический план курса
«Русская культура конца XV - XXI веков »
№ | Тема | Формы занятий. | Формы подведения итогов. |
1 | Культура как смысл истории. | Урок-презентация. | Тезисы. |
2 | Московское царство как культурная эпоха (конец XV— XVI в) | Урок проблемных поисков. | Тестирование |
3 | Русская культура на пороге нового времени (XVII в) | Урок-презентация | Тезисы. |
4 | Художественный образ 18 века (русский портрет) | Урок- лекция | Тестирование |
5 | Художественный образ 18 века (барокко и классицизм в архитектуре) | Урок-презентация | Тезисы. |
6 | «Золотой век» русской культуры (начало 19 века) | Урок дискуссия. | Мини-сочинение. |
7 | Русская культура второй половины 19 века (реализм в живописи, «передвижничество» | Семинар. | |
8 | «Новая» русская культура рубежа веков («культура Серебряного века» конца XIX — начала XX в) | Проблемная лекция. | Ответы на проблемные задания. |
9 | Условия появления и формы массовой городской культуры в России (начало XX в) | Урок проблемных поисков. | Ответы на проблемные задания. |
10 | Революция и судьба культуры (1918—1920 гг) | Проблемная лекция. | Анкетирование. |
11 | Становление культуры советского общества в 1930—1940-е гг. | Урок-презентация. | Тезисы. |
12 | Великая отечественная война | Урок «Командировка на войну». | Анкетирование. |
13 | Официальное и неофициальное пространство советской культуры | Урок-путешествие в 50е-60е годы. | Мини-сочинение. |
14 | Тренинг | Защита проектов. | Интервью: «Твоя позиция». |
15 | Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества (1981—1995-х гг.) | Проблемная лекция. | Анкетирование. |
16 | Культурное пространство постсоветского общества (конец XX—XXI в.) | Дискуссия. | Статья в газету. |
17 | Итоговый урок «Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе» | Круглый стол. | Интервью: «Твоя позиция». |
Краткое содержание программы.
1. Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)
Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.
Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры.
Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.
Ключевые понятия: культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).
2. Московское царство как культурная эпоха (1 ч.)
Идея самодержавия в культуре Московского царства. Иерархия ценностей московского человека. «Домострой».
Книжная мудрость и книгопечатное дело. Юродивый в культуре XVI в. — обличитель и заступник.
Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского царства. Московский Кремль как символ Московского царства. Складывание единого общерусского национального стиля. Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация культуры.
Ключевые понятия: канон, унификация.
3. Русская культура на пороге нового времени (1 ч.)
Мироощущение человека «бунташного века». Кризис средневековой системы ценностей. Ослабление позиций церкви. Новые темы в народном творчестве. Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация картины мира. Новый язык изобразительного искусства. Поиск национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко. Новые явления в художественном творчестве.
Парсунная живопись. С. Ушаков
Ключевые понятия: «нарышкинское барокко», парсуна.
4-5. Художественный образ 18 века (2 ч.)
Художественный образ века Просвещения как воплощение новых ценностей. Проблема истоков светской живописи: заимствование и традиция. Создание Академии художеств. Начало художественного образования. Становление жанров светской живописи.
Русский портрет XVIII в. — язык и образ эпохи. Формирование национальной школы портретной живописи. Феномен женского портрета. Особенности портретной живописи начала XIX в.
Русское барокко XVIII в. «Бюргерское» барокко в архитектуре Петербурга петровского времени как воплощение нового образа России. Особенности русского барокко середины XVIII в. Мастера и шедевры (Б.К. Растрелли, Ф.Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский).
Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский классицизм. Русский вариант барокко и классицизма в архитектуре второй половины XVIII в.
Ключевые понятия: барокко, классицизм.
6. «Золотой век» русской культуры (1 ч.)
Классицизм и романтизм в художественной культуре. Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России. Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга.
Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси. Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в.
Ключевые понятия: Ренессанс, ампир.
7. Русская культура второй половины 19 века (1 ч.)
Реформаторский «дух времени» и его влияние на самосознание общества.
Формирование реализма в живописи. Феномен «передвижничества». Художественный язык передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как составная часть демократической культуры второй половины XIX в.
Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870—1890-х гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан).
Ключевые понятия: гласность, меценатство, передвижничество, реализм.
8. «Новая» русская культура рубежа веков (культура Серебряного века) (1ч.)
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки.
Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. Художественный язык модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX — начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа.
Ключевые понятия: акмеизм (адамизм), богема, декаданс, импрессионизм, литература «нового реализма», модерн, меценатство, ретроспективные неостили, символизм, светская религиозная философия.
9. Условия появления и формы массовой городской культуры в России (1910…(1 ч.)
Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы начального образования. Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой культуры.
Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные творческие и выставочные объединения художников-авангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства. Эксперименты художников-авангардистов в области художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Место и роль авангарда в культуре России начала XX в. Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников).
Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны и революции.
Ключевые понятия: авангардизм, авангард, беспредметное искусство (абстракционизм), конструктивизм, кубизм, массовая культура, урбанизм, футуризм.
10. Революция и судьба культуры(1918—1920г.) (1 ч.)
«Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых культурных форм и авангардного художественного языка. Новации революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия.
Культурная политика советской власти в 1918—1920 гг. Создание государственных органов по управлению культурой. Программа «культурной революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики.
Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции. Культурная миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. Место классического наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое наследие.
Ключевые понятия: диаспора, идеологизация культуры, конструктивизм, культурная революция, миссия, пролетарская культура, Пролеткульт, утилитаризм, утопия, эмиграция.
11. Становление культуры советского общества в 1930—1940-е гг. (1 ч.)
Культура как средство и объект государственной политики. Введение государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией. Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и его влияние на литературное творчество. Создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Борьба за классовую чистоту художественного творчества. Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и «перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного направления политики государства по отношению к культуре.
Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификации жизненного пространства.
Темы и герои литературы социалистического реализма. Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в архитектуре.
Ценности и идеалы советской культуры. Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930— 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа формирования советского менталитета.
Ключевые понятия: мифологическое сознание, социалистический реализм.
12. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
13. Официальное и неофициальное пространство советской культуры ((1 ч.)
Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946—1948 гг. по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с «космополитизмом» и ее результаты.
Культурный эффект «оттепели». Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950—1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе.
Обращение к «отложенной» литературе 1920—1940-х гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960—1970-х гг.
Феномен «самиздата». «Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину.
Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества.
Культурное «двоемирие» 1970—1980-х гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса в 1970—1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970—1980-х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970—1980-х гг.
Ключевые понятия: диссидентство, культурный андеграунд, «оттепель».
14. Тренинг по разделу(1 ч.)
15. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества (1985-1991 гг.) (1 ч.)
Изменение внешних условий для культуры в середине 1980—1990-х гг. Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен.
Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей.
Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения.
Ключевые понятия: гласность, гражданское общество, социокультурная идентичность, социокультурный кризис.
16. Культурное пространство постсоветского общества (1 ч.)
Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире.
Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве.
Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм художественного творчества в конце XX—XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре.
Ключевые понятия: «другая литература», китч, культурное наследство, массовая культура, медиацентризм.
17. Итоговый урок
«Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе» (1 ч.)
Культура как способ сохранения целостности общества в современном мире. Отход от абсолютизации идеи общественного прогресса. Культурная деструкция современной России как следствие ее выхода из советского пространства. Многоликость и противоречивость современного культурного процесса. Поиск смысла и новой функции культуры в гражданском обществе. Проблема общемирового культурного диалога.
Информационное обеспечение программы.
1.Энциклопедия пейзажа. Москва. Олма-Пресс. 2003г.
2.Искусство 20 века. Энциклопедия. Москва. Олма-Пресс. 2003г.
3.Энциклопедия для детей Аванта +. Раздел «Искусство 20 века».
4. Великие русские художники. РОСМЭН 2003г.
5.Видеоматериалы:
-Искусство русского авангарда,
-Русский музей,
-Художники России,
-Декоративно-прикладное искусство,
-Государственная Третьяковская галерея,
-В мире музыки.
6.Компакт-диск «История России 20 век». Литература
Общая литература по курсу:
Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703—1903: Исторический очерк. СПб., 1998.
Апленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X — начала XX века. М., 1989.
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967.
Гачев Г.Д. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.
Иконников А.Р. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990. Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года. Лондон, 1992.
Очерки русской культуры XIX века: В 6 т. М., 1998—2005.
Очерки русской культуры XIII—XVI веков. М., 1969—1978. Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985—1990. Три века русской живописи. СПб., 1996.
Учебники и учебные пособия
Аронов А.А., Мировая художественная культура.Россия к.19-20 век, пособие для учащихся, М., 2000 г.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, ч. 1—2. М., Русское слово, 2007.
Балакина Т.И. МХК. Россия 9 - начало 20 в., пособие для уч-ся, М, 2000 г.
Емохонова Л.Г.Мировая художественная культура, 10-11 класс, М., Академия, 2008 г
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Русская художественная культура., М., Владос, 2010 г.
Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995. История русской литературы XX века. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. М., 1995.
История русской литературы X—XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
Лифшиц М.А. Очерки русской культуры. М., 1995. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. М., 1996.
Хрестоматия по истории русской культуры. М., 1996. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
Справочные и энциклопедические издания. Альбомы
Великая утопия. Русский и советский авангард 1915— 1932 гг.: Альбом и каталог. М., 1993.
Власов В.Г. Стили в искусстве: В Зт. М., 1993—1996. Государственная Оружейная палата. М., 1990. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекция. М., 1986.
Государственный Русский музей. М., 1991. Золотой век художественных объединений России и СССР. 1820—1932: Справочник по искусству. СПб., 1992.
Искусство России / Под ред. В. Бутромеева. М., 1997. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.
Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.
Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 1997.
Памятники искусства Советского Союза: Серия справочни- ков-путеводителей. М., 1980—1986.
Полунина П., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.
Современная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 2003.
Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
Русская философия: Словарь. М., 1995.
Русские писатели. 1800—1917 гг.: Энциклопедический словарь: В 5 т. Т. 1—3. М., 1989—1994.
Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград: Энциклопедический справочник. М., 1992.
Стерноу С.А. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. М., 1997.
философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1996.
Художественное убранство русского интерьера XIX века. Л., 1986.
Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература / Под ред. Е.Б. Рогачевой. М.,1998.
Энциклопедия русского символизма/Сост. Ж. Кассу. М., 1998.
СД-диски, видеоматериалы
CD-ROM. Л. Г. Березовая. История России в Новое время: история и культура. Расцвет петербургской империи: история и культура первой половины XIX века: Учебно-методический комплекс. М., 2003.
CD-ROM. Современное российское искусство (Кирилл и Мефодий).
CD-ROM. Сокровища России (Медиамеханикс).
CD-ROM. Шедевры архитектуры (New Media Generation).
D-ROM. Шедевры русского искусства.