СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Секреты русского словообразования" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективного курса "Секреты русского словообразования" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Секреты русского словообразования" 8 класс»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы программы и темы занятий

Дата

Количество

часов

Характеристика видов деятельности обучающихся


Исторические изменения в структуре слова (6 ч.)

1

Исторические измерения в структуре слова.


1

Практическое занятие.

2

Использование иноязычных элементов при образовании слов.


1

Работа со словарями

3

Словообразовательные и семантические кальки.


1

Практическое занятие.

4

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.


1

Лекция.

Практическое занятие.

Работа со словарями.

5

Этимологический словарь; работа с этимологическим словарем


1

Лекция.

6

Орфографический словарь с этимологическими комментариями


1

Практическое занятие.

Изобразительные возможности русского словообразования (10 ч.)

7

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.


1

Лекция.

Творческая работа.

8

Виды словообразовательных повторов: повторов служебных частей слова (приставок, суффикс, однокоренных слов.


1

Лекция.

Работа с текстом

9

Слова - паронимы и паронимическое противопоставление.


1

Лекция.

Творческая работа

10

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.


1

Лекция.

Работа с текстом

11

Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях


1

Лекция.

Практическое занятие.

Самостоятельная работа.

12

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.


1

Лекция.

Творческая работа

13

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.


1

Лекция.

Работа с текстом

14

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем.


1


15

Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма.


1

Лекция.

Творческая работа

16

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.


1

Лекция.

Практическое занятие.

Самостоятельная работа.

17

Подведение итогов.

Тест.


1
















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования»  для 8 класса составлено на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Учебного плана МБОУ ВСОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2, приказ № 16 от 13. 02. 2015 г.;

  • Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год;

  • Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009г

Данный курс относится к  предметным  курсам и направлен на углубленное изучение словообразования.

В школьной программе раздел «Словообразование» изучается неглубоко и многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения слова, оказываются вне поля зрения учащихся. Тайна появления слова в русском языке – интересная область для изучения. На занятиях, учащиеся 9 класса, получат возможность с помощью учителя  понять многие сложные явления языка, приобретут опыт анализа таких сложностей (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.  

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может опреде­лить важнейшую информацию о слове, его свойствах (граммати­ческих, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

Цель курса: научить с помощью словообразовательного анализа предвидеть орфографические затруднения и решать их; стимулировать учащихся к пополнению словарного запаса и использованию выразительных возможностей русского языка. 

Задачи преподавания:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;

- формирование интереса к изучению родного языка.

Курс послужит   средством речевого развития школьника, так как морфемно - словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить  важнейшую информацию о слове, его свойствах (лексических грамматических,  орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявлен­ной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенство­вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра­фических. Так, использование этимологического анализа помо­гает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на историчес­ки выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, спо­собность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной  системы и с приемами их использования в художественных текстах.


Рабочая программа составлена на 17 часов в соответствии с календарным графиком.

Формы обучения:

  1. Лекции;

  2. Практические занятия;

  3. Работа с текстами;

  4. Самостоятельная работа обучающихся.

Критерии ожидаемых результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;

  2. Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи;

  3. Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;

  4. Овладение учащимися способами исследовательской деятельности.

Содержание программы


Исторические изменения в структуре слова

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимо­логическими комментариями; работа с ними.

Изобразительные возможности русского словообразования

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен­ки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень­шительно-ласкательных суффиксов в художественных произве­дениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в текс­те; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смыс­ловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения сло­варного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приемов в произ­ведениях художественной литературы.




Программно-методическое обеспечение:

  1. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991 г.

  2. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. – М. 1996 г.

  3. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. - М. 1996 г.

  4. Львова С.И. Морфемика и словообразование. – М. 1996 г.