Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Дата | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
|
Исторические изменения в структуре слова (6 ч.) |
1 | Исторические измерения в структуре слова. | | 1 | Практическое занятие. |
2 | Использование иноязычных элементов при образовании слов. | | 1 | Работа со словарями |
3 | Словообразовательные и семантические кальки. | | 1 | Практическое занятие. |
4 | Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. | | 1 | Лекция. Практическое занятие. Работа со словарями. |
5 | Этимологический словарь; работа с этимологическим словарем | | 1 | Лекция. |
6 | Орфографический словарь с этимологическими комментариями | | 1 | Практическое занятие. |
Изобразительные возможности русского словообразования (10 ч.) |
7 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство. | | 1 | Лекция. Творческая работа. |
8 | Виды словообразовательных повторов: повторов служебных частей слова (приставок, суффикс, однокоренных слов. | | 1 | Лекция. Работа с текстом |
9 | Слова - паронимы и паронимическое противопоставление. | | 1 | Лекция. Творческая работа |
10 | Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. | | 1 | Лекция. Работа с текстом |
11 | Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях | | 1 | Лекция. Практическое занятие. Самостоятельная работа. |
12 | Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. | | 1 | Лекция. Творческая работа |
13 | Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах. | | 1 | Лекция. Работа с текстом |
14 | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | | 1 | |
15 | Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма. | | 1 | Лекция. Творческая работа |
16 | Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | | 1 | Лекция. Практическое занятие. Самостоятельная работа. |
17 | Подведение итогов. Тест. | | 1 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 8 класса составлено на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Учебного плана МБОУ ВСОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год;
Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2, приказ № 16 от 13. 02. 2015 г.;
Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год;
Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М: Мнемозина, 2009г
Данный курс относится к предметным курсам и направлен на углубленное изучение словообразования.
В школьной программе раздел «Словообразование» изучается неглубоко и многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения слова, оказываются вне поля зрения учащихся. Тайна появления слова в русском языке – интересная область для изучения. На занятиях, учащиеся 9 класса, получат возможность с помощью учителя понять многие сложные явления языка, приобретут опыт анализа таких сложностей (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
Цель курса: научить с помощью словообразовательного анализа предвидеть орфографические затруднения и решать их; стимулировать учащихся к пополнению словарного запаса и использованию выразительных возможностей русского языка.
Задачи преподавания:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;
- формирование интереса к изучению родного языка.
Курс послужит средством речевого развития школьника, так как морфемно - словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (лексических грамматических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах.
Рабочая программа составлена на 17 часов в соответствии с календарным графиком.
Формы обучения:
Лекции;
Практические занятия;
Работа с текстами;
Самостоятельная работа обучающихся.
Критерии ожидаемых результатов:
Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи;
Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
Овладение учащимися способами исследовательской деятельности.
Содержание программы
Исторические изменения в структуре слова
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).
Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.
Изобразительные возможности русского словообразования
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.
Программно-методическое обеспечение:
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991 г.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. – М. 1996 г.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. - М. 1996 г.
Львова С.И. Морфемика и словообразование. – М. 1996 г.