СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива для подготовки к ОГЭ по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе содержится пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, а также поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива для подготовки к ОГЭ по информатике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ошлапецкая основная школа»


Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

Протокол № ___________

от «___»__________2016г.

_____________/Н.В. Дудик/


Утверждено

Директор школы

_________/В.В. Окладникова/

Приказ №__

от «___»__________2016г.






Программа факультатива по информатике и ИКТ

для учащихся 9-х классов

Подготовка к ОГЭ-2016

по информатике


Составитель программы:

учитель информатики

первой квалификационной
категории

Дудик Нина Владимировна



Суходол, 2016

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г. Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы.

  



Цель курса

Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

 Задачи курса:

  1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;

  2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);

  3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.


Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий − практикум. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно

Факультативный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Продолжительность занятия 45 мин. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ОГЭ из системы СтатГрад.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Перечень тем


Всего

часов

В том числе

Лекции

Практ.

занятия

1.

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

1


2.

Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:




2.1.

Представление и передача информации

3

1

2

2.2.

Обработка информации

3

1

2

2.3.

Основные устройства ИКТ

2

1

1

2.4.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов

2

1

1

2.5.

Проектирование и моделирование

4

1

3

2.6

Математические инструменты, электронные таблицы

5

1

4

2.7

Организация информационной среды, поиск информации

2

1

1

2.8

Алгоритмизация и программирование

8

3

5

2.9

Телекоммуникационные технологии

4

2

2

3.

Итоговый контроль

2

-

2


Итого:

36

13

23


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.

ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»

2.1 «Информационные процессы»

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.2 «Обработка информации»

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.3 «Основные устройства ИКТ»

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.4 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»

Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.5 «Проектирование и моделирование»

Чертежи. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.6 «Математические инструменты, электронные таблицы»

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.7 «Организация информационной среды, поиск информации»

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.8. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

3. Итоговый контроль

Осуществляется через систему СтатГрад


IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:


В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны

знать

  • цели проведения ОГЭ;

  • особенности проведения ОГЭ по информатике;

  • структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.

уметь

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.

Курс рассчитан на 36 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.


V.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Основными методами обучения в данном элективном курсе являются практические методы выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.

Для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);

  • словесные (лекции)

  • практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).


VI.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплект предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания.



VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Компьютерный класс из 4 персональных компьютеров с операционной системой Windows-XP и программным обеспечением Microsoft Office, Pascal;

  2. Локальная компьютерная сеть;

  3. Глобальная сеть Интернет;

  4. Проектор, экран.

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Варенникова Н.В., Путимцева Ю.С., Савченко А.П. Информатика. Подготовка к ГИА в 2014 году. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2014.

2. Евич Л.Н., Лисица С.Ю. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Пособие с электронным приложением. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

3. Зорина Е.М. ОГЭ 2016. Информатика. Тематические тренировочные задания: 9 класс. - М: Эксмо, 2015

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.

ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»

2.1 «Информационные процессы»

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.2 «Обработка информации»

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.3 «Основные устройства ИКТ»

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.4 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»

Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.5 «Проектирование и моделирование»

Чертежи. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.6 «Математические инструменты, электронные таблицы»

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.7 «Организация информационной среды, поиск информации»

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.8. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

3. Итоговый контроль

Осуществляется через систему СтатГрад









Поурочное планирование

урока

Раздел

Тема

Количество часов

Календарные сроки по расписанию

(Фактическая дата)

1

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1


2

Представление и передача информации

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.

3


3

Системы счисления: перевод из 10 ССЧ, перевод в 10 ССЧ.


4

Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.


5

Обработка информации

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции.

3


6

Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.


7

Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.


8

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов.



9

Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.


10

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов

Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.

2


11

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных, формулирование запросов.



12

Проектирование и моделирование

Чертежи

4


13

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов.


14

Простейшие управляемые компьютерные модели.


15

Простейшие управляемые компьютерные модели.


16

Математические инструменты, электронные таблицы

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним.

5


17

Представление формульной зависимости в графическом виде


18

Технология обработки информации в электронных таблицах


19

Технология обработки информации в электронных таблицах


20

Технология обработки информации в электронных таблицах


21

Организация информационной среды, поиск информации

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).

2


22

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.


23

Алгоритмизация и программирование

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций.


8


24

Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования.


25

Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования.


26

Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования.


27

Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.


28

Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.


29

Решение задачи 21 задания из ОГЭ


30

Решение задач 21 задания из ОГЭ


31

Телекоммуникационные технологии

Содержательное обобщение изученного материала по темам

4


32

Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»

и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий».

Разбор заданий из демонстрационных тестов.


33

Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»

и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий».

Разбор заданий из демонстрационных тестов.


34

Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»

и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий».

Разбор заданий из демонстрационных тестов.


35

Итоговый контроль

Итоговый репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

2


36

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!