СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку рассчитана для 2  класса. Факультативная форма. Уроки по факультативному курсу "Секреты речи" помогают детям развить мышления, обогатить орфографический опыт, обогатить речь. Программа курса практическая, развивающая. Рассчитана на 34 учебных недели. Программа данного курса помогает показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа по факультативу должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь. Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов.

Просмотр содержимого документа
«программа факультатива по русскому языку»

    Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы. Рассчитана на 1 час в неделю.

  Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения.  Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Занимательная граматика» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана   на  34 учебных недели в год – 1 час в неделю.

Форма учебной работы: факультативная.

       Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Занимательная грамматика» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

         способностей.

 

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владеть  речью как средством отражения действительности .

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

         Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

      Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;

  • задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

  • упражнения, где ученики находят и исправляют различные  ошибки;

·        развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

·        воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;

·        вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

 

   Для успешного проведения занятий  используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

 

 

  













Содержание программного материала

 

Тема

Знания и умения учащихся

Развитие речевых компетенций (устная форма)

 

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом . Составление словосочетаний, предложений, текстов.

 Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

 

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

 

Написание предложений и небольших текстов.

 Обучение грамотному оформлению письменной речи.

Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах.

 

 

                                









Календарно-тематическое планирование

                                                (34 часа в год.)

№ п/п

Дата

План.

Дата

Факт.

Тема занятий

         Задачи

Кол. час.

Результат

1



Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1

Формируется звуковая культура речи.

2



Играем в загадки. Сочинение загадок.

 

 

Познакомить с приемами конструирования загадки.

 

1

Приложение № 1

3.



Сочинение скороговорки.

 

 

 

Учить сочинять скороговорку.

 

1

Научились сочинять скороговорку.

4.



Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

 

 

Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Узнали секреты считалки.

5.



Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

 

Обогатить словарный запас учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

6.



Происхождение слов. Как нужно говорить.

 

 

Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1

Узнали о происхождении слов.

7.



Крылатые слова и выражения.

 

 

 

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

 

1

Обогащается словарный запас.

8.



Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Познакомить с фольклорными  жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.

1

Научились иллюстрировать пословицы.

9.



Сочинение стихов по заданной рифме.

Сочинить стихи по заданной рифме.

 

1

Приложение № 2

10.



Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

 

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1

Приложение № 3

11.



Сочинение сказки по серии картинок.

 

 

Сочинить сказку по серии картинок.

 

1

Приложение № 4

12.



Что такое речь? Речь устная и письменная.

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.

1

Познакомились с понятием речь.

13.



Составление предложений из отдельных слов.

 

 

Научить составлять предложения из отдельных слов.

1

Научились составлять предложения.

14.



Выделение признаков предложения в устной речи .

Выделить признаки предложения.

1

Научились выделять признаки предложения.

15.



Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.

1

Познакомились с признаками текста.

16.



Текст. Тема текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Узнали что такое тема текста.

17.



Сочинение по плану «Моя бабушка».

 

 

Устное сочинение на заданную тему.

1

Приложение № 5

18.



Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

 

 

Составить  рассказ по заданной теме.

1

Приложение № 6

19.



Составление рассказа «Мой друг. Моя подруга».

 

 

Составить рассказ  на заданную тему.

 

1

Приложение № 7

20.



Устное сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Составить  рассказ по заданной теме.

1

 

 

 

Научатся

сочинять рассказы.

21.



Деление сплошного текста на предложения.

 

 

Учить делить сплошной текст на предложения.

 

1

Научатся делить текст на предложения.

22.



Восстановление деформированного текста.

Учить восстанавливать деформированный текст.

1

Научатся восстанавливать деформированный текст.

23.



Редактирование текста.

 

 

 

Учить редактировать текст.

 

1

Научатся редактировать текст.

24.



Составление рассказа «Мое любимое домашнее

животное».

 

 

Составление рассказа  на заданную тему.

 

1

Приложение № 8

 

25.



Сочинение  загадок  о весне

Сочинение загадок на заданную тему.

1

Обогащается словарный запас.

26.



Сочинение сказок о животных.

Сочинение сказок  на заданную тему.

1

Обогащается словарный запас.

27.



Отгадывание загадок

Научить отгадывать загадки..

1

Обогащается словарный запас.

28.



 Пересказ образцового текста

Научить  пересказывать текст по образцу

 

 

29.



 Сочинение по наблюдениям (описания)

 

Познакомить с понятием «сочинение ». Учить описывать увиденное.

1

Познакомятся с понятием  сочинение

30



 Пересказы с творческим дополнением

 

Учить  пересказывать текст и дополнять.

 

1

 

31.



32.

33.

34.



 Игра « Секреты речи»



Грамматические игры. Повторение пройденного.

 

1

 Подведение итогов

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Обучающиеся должны знать:

Зачем нужны звуки языка.

Происхождение слов

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.

Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.

Признаки текста.

Что такое план.

Обучающиеся должны уметь:

Строить собственные устные высказывания.

Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них.

Формулировать тему небольшого текста

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Составлять текст по вопросам учителя

Отгадывать загадки.

Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.Составлять рассказы по серии картинок.

Список литературы

 

1. В.В. Воронкова « Русский язык» Москва « Владос» 2010 год.

2.  В. В. Воронкова «   Чтение» Москва « Владос» 2005 год.

  3.  В.В. Воронкова  « Уроки русского языка» пособие для учителя. Москва. « Владос»    2013 год.

   4. В.В Воронкова  « программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.. Москва « Просвещение» 20 10.

  5. Н.Н .Максимук  « Игры по обучению грамоте и чтению». Москва. « Вако» 2013г.

   6. Л.В. Мищенкова.  «150 лучших развивающих игр». Ярославль. Академия развития 2014 год.

  7. Е.П. Плешакова . « Русский язык» коррекционно-развивающие задания и упражнения.    Волгоград. « Учитель» 2015г.

   8. С.В .Савинова. «Русский язык» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2010 год.

   9. В.Ф .Смирнов В. Ф. «Путешествие в страну тайн». Москва « Новая школа» , 2010г.

 10. Е.Е .Семёнова   « Занимательная грамматика». Москва. « Омега». 2011г

11.  Корней Чуковский « 25 загадок 25 отгадок» Москва « Самовар» 2012 год.

12. М. Тюрина « 100 любимых стихов+ 100 любимых сказок для малышей»  Москва « Астрель» 2011год.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!