СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Русская словесность"по русскому языку, 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Русская словесность". 7 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Русская словесность"по русскому языку, 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 86 г. Челябинска»


РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

ПРОТОКОЛ № 1

от «27» августа 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР

_______КОНОВАЛОВА Н.В.

«28» августа 2018 г

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 86

_________ХЕЙЛИК О.Г.

ПРИКАЗ № 213-О

от «29» августа 2018 г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку 7 класс

на 2018-2019 учебный год

«Русская словесность»



Разработчик: Семенюченко Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы








2018

Пояснительная записка

  Факультативный курс «Русская словесность» » рассчитан на обучающихся 7 класса. Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. Программы для общеобразовательных школ).

    Актуальность факультативного курса.  Воспитать чуткость к красоте и выразительности русского языка, привить любовь к нему, интерес к его изучению можно разными путями.  Данный курс  предполагает изучение законов употребления языка, знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях.   Словесность в широком смысле слова – это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.

В узком смысле слова словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями.

 Актуальность  данной программы определяется прежде всего тем, что  обучающиеся  познакомятся  с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, научатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений,  употреблять слова в соответствии с их окраской;  научатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях;   изучат  разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, научатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски

 Школьники  научатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, научатся видеть  словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров,  понимать  и оценивать  произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;

   В   программу  «От слова к словесности»  вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на факультативном занятии будет осуществляться особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

   Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог  рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе «От слова к словесности»   басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами.

   Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.

 Новизна данной программы проявляется в двух тенденциях:

-  усилилась практическая направленность преподавания факультативного курса;

- произошло сближение преподавания русского языка и литературы

   В данной  программе предлагается  создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения состоит в следующем:

- в совершенствовании  читательских умений:

-   проба   своих  сил  в творчестве.  

  Пути освоения факультативного курса:

- рассмотрение  ресурсов языка, которые позволяют ему служить материалом словесности;

-  изучение произведения словесности как результат употребления языка.

 Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу, идее произведения словесности;

Цели обучения в организации учебного процесса по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» в 7 классе:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,  воспитание интереса и  любви к русскому языку и литературе;

  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,  потребности к речевому совершенствованию;

  3. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;

  4. освоение знаний о русской словесности, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русской словесности.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  1. развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  2. формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических, информационных,  организационных;

  3. формирование прочных  умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности, понимании их значения, применении средств художественной изобразительности в собственных высказываниях; обогащение словарного запаса языка и грамматического строя речи обучающихся;

  1. умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, особенности их языка, изображение сюжета произведений и характера их героев; выразительное чтение произведений.

  2. научить понимать содержательность художественной формы (читая        художественное произведение, ученик осваивает авторскую мысль через словесную ткань,     идя от слова,  от словесной организации  произведения к образу, композиции, сюжету, идее.

   Таким образом,  данный факультатив  способствует  формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

 Для реализации этих задач  необходимо:

  • ознакомиться с выразительными возможностями языка как материала словесности;

  • ознакомиться с художественностью произведения и теми средствами языка, через которые она достигается в искусстве слова;

  • ознакомиться с языковыми средствами изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических, лирических, драматических) произведениях словесности;

  • расширить понятийный аппарат учащихся в области литературоведения;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • продолжить формирование грамотной речи учащихся;

  • научиться применять полученные знания при написании сочинений, сказок,  рассказов, сценок,  эссе.

Итак, данная программа по факультативному курсу формирует следующие компетенции:

Лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;

Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственного произведения – сказки, рассказа, сценки, эссе.

     Эстетическую,   раскрывающую   роль языка в обществе, его способность создавать     художественный мир в произведении словесности;

     Нравственную, которая поможет научить ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

  Теоретической основой данного курса являются:

  • «Материал словесности» - возможности русского языка, позволяющие ему быть средством общения, сообщения информации и побуждения к действию, а также служить материалом, из которого создаются все произведения.

  • «Произведения словесности» -  языковые средства, используемые автором для выражения своей мысли в произведениях.

  • Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи и  требующих самостоятельной работы над текстом.

Дидактический материал:

  • произведения, созданные мастерами слова;

  • оригинальная система вопросов, ответы на которые требуют не простого воспроизведения изученного, а глубокого осмысления проблемы;

  • словарь «Важнейшие термины словесности» для уточнения понятий, ответов на вопросы, расширения словарного запаса учащихся;

  • задания для самостоятельной работы, требующие классификации явлений, оценки произведения, формулировки выводов;

  • задания творческого характера, требующие создать рассказ, стихотворение, сценку;

  • иллюстрации для сравнения произведения словесного искусства с произведением изобразительного искусства, чтобы увидеть их сходство или различие;

Отличительная особенность курса в том, что кроме необходимого  теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического.

  Принципы, на которых базируется программа курса:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

  • уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • выразительность содержания и форм проведения занятий;

  • научность, связь теории и практики;

  • системность и последовательность;

  • прочность полученных знаний;

  • активность и сознательность обучения.

Ведущие методы и приемы:

Лекции, беседы,  практикумы, то есть формы, требующие не только  пополнения теоретических знаний, но и развития практических умений.

  В программе факультатива «Русская словесность» имеются задания, которые требуют серьёзной самостоятельной работы,  исследования материалов,  серьёзных выводов. Обучающиеся могут попробовать свои силы в творчестве: создать рассказ, стихотворение, сценку, написать эссе.

                                Методы стимулирования и мотивации ученика:


Разновидность метода

Приемы

Эмоциональный

Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха.

Познавательный

Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку

Волевой

Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальный

Демонстрация заинтересованности результатами своей работы

                                                                                         Методы контроля и самоконтроля:


Разновидность метода

Приемы

Устный

Индивидуальный опрос, «тихий опрос».

Письменный

Создание собственных текстов: сказок, сценок, рассказов,  басен.

Формы организации на занятии:

–  индивидуальные;

– фронтальные;

–  групповые.

Технологии:

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

  1. О родном языке (2 часа)

Русский язык среди других языков мира.

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.

  1. Звуковые образные средства русского языка (23 часа)

Звукопись (6 часов)

Звуковая речь как основная форма существования языка.

Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма (4 часа)

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старостиста расти). Усечённая рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи. Рифмованная проза.

Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие (катрены), пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава), сонет, онегинская строфа.

Словесное ударение (4 часа)

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация (9 часов)

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т.п.)

Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.

Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) Особенности обозначения пауз на письме.

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения, предложения с обособленными членами и т.д.)

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.

  1. Изобразительные возможности средств письма (7 часов)

Графика (2 часа)

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.

Приёмы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приёмы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография (2 часа)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; передача внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзопова языка.

Пунктуация (2 часа)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.)

Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как осознанное нарушение пунктуационных правил, как художественный приём.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Подведение итогов (2 часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п



Раздел



Кол-во

часов

Из них:


теория

практика

(включая исследования

и творч. работы)

1

О родном языке

2

1

1


Звуковые образные средства русского языка

(23 часа)




2

Звукопись


6

2

4

3

Рифма


4

2

2

4

Словесное ударение

4

2

2

5

Интонация

9

3

6


Изобразительные возможности

средств письма

(8 часов)




6

Графика

2

1

1

7

Орфография

2


2

8

Пунктуация

4

2

2


Подведение итогов

(2 часа)




9

Защита проектов

2


2


Итого

35

13

22


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

35 часов (1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Виды деятельности

учащихся

  1. О родном языке (2 часа)

1

Русский язык среди других языков мира.

1

Анализ высказываний о русском языке; мастерская худ. слова: составление миниатюры о богатстве русского языка с включением в собственный минитекст цитаты; знакомство со способами цитирования.

Выразительное чтение высказываний о русском языке.

Интерпретация высказывания.

Демонстрация миниатюр о богатстве языка, обсуждение и оценивание: самоконтроль и взаимоконтроль.


2

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.

1

  1. Звуковые образные средства русского языка (23 часа)


Звукопись (6 часов)




3

Звуковая речь.

1

Наблюдение над примерами звукописи в художественных текстах.

Интерпретация этих примеров.

Подбор скороговорок, построенных на звуковых повторах.

Выразительное чтение.

Микроисследование: аллитерация и ассонанс в стихотворениях русских поэтов 20 века.

Выразительное чтение.

Решение олимпиадных заданий по теме.

Подведение итогов микроисследования: аллитерация и ассонанс в стихотворениях русских поэтов 20 века.

4

Звуковая организация художественного текста.

1

5

Звукопись в художественной речи.

1

6

Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

1

7

Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

1

8

Скороговорки, построенные на звуковых повторах.

1


Рифма (4 часа)




9

Рифма. Виды рифм.

1

Знакомство с видами рифм.

Подбор и анализ примеров.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

Решение олимпиадных заданий по теме


10

Рифма простая и составная.


1

11

Виды рифм. Белые стихи. Рифмованная проза

1

12

Строфа. Различные типы строф.

1

Знакомство с типами строфики.

Анализ примеров.

Выразительное чтение.


Словесное ударение

(4 часа)




13

Особенность словесного ударения в русском.

1

Знакомство с особенностями словесного ударения.

Анализ художественных текстов.

Выразительное чтение.


14

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи.

1

Выразительное чтение.

15

Стихотворный размер.

2

Углубленное изучение размеров стиха.

Подбор и анализ примеров.

Выразительное чтение.

Анализ стихотворного текста.


Интонация (9 часов)




16

Интонация. Изобразительные возможности интонации.

1

Интерпретация художественного текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение

17

Логическое ударение.

1

18

Особенности расстановки логического ударения в синтаксических конструкциях.

1

Практикум. Выразительное чтение.

19

Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.

1

Практикум.


20

Пауза. Особенности обозначения пауз на письме.

1

Подбор и анализ примеров.

Выразительное чтение.


21

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи.

1

Наблюдение над способами графического обозначениями движения голоса.

Выразительное чтение.


22

Характеристика интонационного рисунка.

1

Практикум.

Анализ примеров.

Выразительное чтение.


23

Мелодика небольшого текста.

1

Микроисследование небольшого художественного текста.

Выразительное чтение.

Подведение итогов микроисследования: от чего зависит интонация?

24

Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.

1

Практикум. Работа в группах.

Выразительное чтение.

25

Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.

1


  1. Изобразительные возможности средств письма (7 часов)


Графика (2 часа)




26

Приёмы усиления образности художественного текста.


1

Анализ примеров.

Творческая мастерская: сочиняем акростих.

Микроисследование: название букв старого алфавита в пословицах, поговорках и фразеологизмах.

Подведение итогов микроисследования: название букв старого алфавита в пословицах, поговорках и фразеологизмах.

Выразительное чтение.

27

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте.

1

Анализ примеров.

Выразительное чтение



Орфография (2 часа)




28

Орфография как система обязательных норм письменной речи.

1

Практикум.


29

Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции.

1

Анализ примеров.

Выразительное чтение.



Пунктуация (4 часа)




30

Пунктуация. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации.

1

Практикум: интерпретируем художественный текст.


31

Стилистические возможности знаков препинания .

1

Выразительное чтение.


32

Авторские знаки.

1

Наблюдение над примерами нарушения пунктуационных норм в худ. тексте.


33

Анализ текста и выразительное его чтение.

1

Анализ примеров. Выразительное чтение.


34,35

Защита проектов

2

Защита исследовательских и творческих проектов.

Подготовленное монологическое выступление.

                                                                  

Литература

   Для учителя

  Р.И.Альбеткова. Русская словесность

.

Для учащихся

  Р.И.Альбеткова. Русская словесность

Словари и справочники



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!