Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 86 г. Челябинска»
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРОТОКОЛ № 1 от «27» августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР _______КОНОВАЛОВА Н.В. «28» августа 2018 г | УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 86 _________ХЕЙЛИК О.Г. ПРИКАЗ № 213-О от «29» августа 2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку 7 класс
на 2018-2019 учебный год
«Русская словесность»
Разработчик: Семенюченко Ирина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
2018
Пояснительная записка
Факультативный курс «Русская словесность» » рассчитан на обучающихся 7 класса. Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. Программы для общеобразовательных школ).
Актуальность факультативного курса. Воспитать чуткость к красоте и выразительности русского языка, привить любовь к нему, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс предполагает изучение законов употребления языка, знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Словесность в широком смысле слова – это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями.
Актуальность данной программы определяется прежде всего тем, что обучающиеся познакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, научатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, употреблять слова в соответствии с их окраской; научатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; изучат разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, научатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски
Школьники научатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, научатся видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, понимать и оценивать произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
В программу «От слова к словесности» вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на факультативном занятии будет осуществляться особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе «От слова к словесности» басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Новизна данной программы проявляется в двух тенденциях:
- усилилась практическая направленность преподавания факультативного курса;
- произошло сближение преподавания русского языка и литературы
В данной программе предлагается создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения состоит в следующем:
- в совершенствовании читательских умений:
- проба своих сил в творчестве.
Пути освоения факультативного курса:
- рассмотрение ресурсов языка, которые позволяют ему служить материалом словесности;
- изучение произведения словесности как результат употребления языка.
Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу, идее произведения словесности;
Цели обучения в организации учебного процесса по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» в 7 классе:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;
освоение знаний о русской словесности, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русской словесности.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических, информационных, организационных;
формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности, понимании их значения, применении средств художественной изобразительности в собственных высказываниях; обогащение словарного запаса языка и грамматического строя речи обучающихся;
умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, особенности их языка, изображение сюжета произведений и характера их героев; выразительное чтение произведений.
научить понимать содержательность художественной формы (читая художественное произведение, ученик осваивает авторскую мысль через словесную ткань, идя от слова, от словесной организации произведения к образу, композиции, сюжету, идее.
Таким образом, данный факультатив способствует формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник
Для реализации этих задач необходимо:
ознакомиться с выразительными возможностями языка как материала словесности;
ознакомиться с художественностью произведения и теми средствами языка, через которые она достигается в искусстве слова;
ознакомиться с языковыми средствами изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических, лирических, драматических) произведениях словесности;
расширить понятийный аппарат учащихся в области литературоведения;
расширить словарный запас учащихся;
продолжить формирование грамотной речи учащихся;
научиться применять полученные знания при написании сочинений, сказок, рассказов, сценок, эссе.
Итак, данная программа по факультативному курсу формирует следующие компетенции:
Лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;
Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственного произведения – сказки, рассказа, сценки, эссе.
Эстетическую, раскрывающую роль языка в обществе, его способность создавать художественный мир в произведении словесности;
Нравственную, которая поможет научить ценить художественные качества произведений, созданных писателями.
Теоретической основой данного курса являются:
«Материал словесности» - возможности русского языка, позволяющие ему быть средством общения, сообщения информации и побуждения к действию, а также служить материалом, из которого создаются все произведения.
«Произведения словесности» - языковые средства, используемые автором для выражения своей мысли в произведениях.
Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи и требующих самостоятельной работы над текстом.
Дидактический материал:
произведения, созданные мастерами слова;
оригинальная система вопросов, ответы на которые требуют не простого воспроизведения изученного, а глубокого осмысления проблемы;
словарь «Важнейшие термины словесности» для уточнения понятий, ответов на вопросы, расширения словарного запаса учащихся;
задания для самостоятельной работы, требующие классификации явлений, оценки произведения, формулировки выводов;
задания творческого характера, требующие создать рассказ, стихотворение, сценку;
иллюстрации для сравнения произведения словесного искусства с произведением изобразительного искусства, чтобы увидеть их сходство или различие;
Отличительная особенность курса в том, что кроме необходимого теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического.
Принципы, на которых базируется программа курса:
учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
выразительность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
системность и последовательность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения.
Ведущие методы и приемы:
Лекции, беседы, практикумы, то есть формы, требующие не только пополнения теоретических знаний, но и развития практических умений.
В программе факультатива «Русская словесность» имеются задания, которые требуют серьёзной самостоятельной работы, исследования материалов, серьёзных выводов. Обучающиеся могут попробовать свои силы в творчестве: создать рассказ, стихотворение, сценку, написать эссе.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
Разновидность метода | Приемы |
Эмоциональный | Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха. |
Познавательный | Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку |
Волевой | Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности. |
Социальный | Демонстрация заинтересованности результатами своей работы |
Методы контроля и самоконтроля:
Разновидность метода | Приемы |
Устный | Индивидуальный опрос, «тихий опрос». |
Письменный | Создание собственных текстов: сказок, сценок, рассказов, басен. |
Формы организации на занятии:
– индивидуальные;
– фронтальные;
– групповые.
Технологии:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
О родном языке (2 часа)
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Звуковые образные средства русского языка (23 часа)
Звукопись (6 часов)
Звуковая речь как основная форма существования языка.
Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.
Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма (4 часа)
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усечённая рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи. Рифмованная проза.
Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие (катрены), пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава), сонет, онегинская строфа.
Словесное ударение (4 часа)
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация (9 часов)
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т.п.)
Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.
Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) Особенности обозначения пауз на письме.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения, предложения с обособленными членами и т.д.)
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.
Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений.
Изобразительные возможности средств письма (7 часов)
Графика (2 часа)
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.
Приёмы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приёмы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.
Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография (2 часа)
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативного произношения слова литературным героем; передача внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзопова языка.
Пунктуация (2 часа)
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.)
Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как осознанное нарушение пунктуационных правил, как художественный приём.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Подведение итогов (2 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Из них: |
теория | практика (включая исследования и творч. работы) |
1 | О родном языке | 2 | 1 | 1 |
| Звуковые образные средства русского языка (23 часа) | | | |
2 | Звукопись | 6 | 2 | 4 |
3 | Рифма | 4 | 2 | 2 |
4 | Словесное ударение | 4 | 2 | 2 |
5 | Интонация | 9 | 3 | 6 |
| Изобразительные возможности средств письма (8 часов) | | | |
6 | Графика | 2 | 1 | 1 |
7 | Орфография | 2 | | 2 |
8 | Пунктуация | 4 | 2 | 2 |
| Подведение итогов (2 часа) | | | |
9 | Защита проектов | 2 | | 2 |
| Итого | 35 | 13 | 22 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
35 часов (1 час в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Виды деятельности учащихся |
О родном языке (2 часа) |
1 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | Анализ высказываний о русском языке; мастерская худ. слова: составление миниатюры о богатстве русского языка с включением в собственный минитекст цитаты; знакомство со способами цитирования. | Выразительное чтение высказываний о русском языке. Интерпретация высказывания. Демонстрация миниатюр о богатстве языка, обсуждение и оценивание: самоконтроль и взаимоконтроль. |
2 | Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского слова. | 1 |
Звуковые образные средства русского языка (23 часа) |
| Звукопись (6 часов) | | | |
3 | Звуковая речь. | 1 | Наблюдение над примерами звукописи в художественных текстах. Интерпретация этих примеров. Подбор скороговорок, построенных на звуковых повторах. Выразительное чтение. Микроисследование: аллитерация и ассонанс в стихотворениях русских поэтов 20 века. | Выразительное чтение. Решение олимпиадных заданий по теме. Подведение итогов микроисследования: аллитерация и ассонанс в стихотворениях русских поэтов 20 века. |
4 | Звуковая организация художественного текста. | 1 |
5 | Звукопись в художественной речи. | 1 |
6 | Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. | 1 |
7 | Звук и смысл; смысловая функция звукописи. | 1 |
8 | Скороговорки, построенные на звуковых повторах. | 1 |
| Рифма (4 часа) | | | |
9 | Рифма. Виды рифм. | 1 | Знакомство с видами рифм. Подбор и анализ примеров. Выразительное чтение. | Выразительное чтение. Решение олимпиадных заданий по теме |
10 | Рифма простая и составная. | 1 |
11 | Виды рифм. Белые стихи. Рифмованная проза | 1 |
12 | Строфа. Различные типы строф. | 1 | Знакомство с типами строфики. Анализ примеров. Выразительное чтение. |
| Словесное ударение (4 часа) | | | |
13 | Особенность словесного ударения в русском. | 1 | Знакомство с особенностями словесного ударения. Анализ художественных текстов. Выразительное чтение. | |
14 | Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. | 1 | Выразительное чтение. |
15 | Стихотворный размер. | 2 | Углубленное изучение размеров стиха. Подбор и анализ примеров. Выразительное чтение. | Анализ стихотворного текста. |
| Интонация (9 часов) | | | |
16 | Интонация. Изобразительные возможности интонации. | 1 | Интерпретация художественного текста. Выразительное чтение. | Выразительное чтение |
17 | Логическое ударение. | 1 |
18 | Особенности расстановки логического ударения в синтаксических конструкциях. | 1 | Практикум. Выразительное чтение. |
19 | Выделение логическим ударением нового или ключевого понятия в тексте. | 1 | Практикум. | |
20 | Пауза. Особенности обозначения пауз на письме. | 1 | Подбор и анализ примеров. Выразительное чтение. | |
21 | Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. | 1 | Наблюдение над способами графического обозначениями движения голоса. Выразительное чтение. | |
22 | Характеристика интонационного рисунка. | 1 | Практикум. Анализ примеров. Выразительное чтение. | |
23 | Мелодика небольшого текста. | 1 | Микроисследование небольшого художественного текста. | Выразительное чтение. Подведение итогов микроисследования: от чего зависит интонация? |
24 | Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста. | 1 | Практикум. Работа в группах. Выразительное чтение. |
25 | Фонетико-интонационный анализ и выразительно чтение художественных произведений. | 1 | |
Изобразительные возможности средств письма (7 часов) |
| Графика (2 часа) | | | |
26 | Приёмы усиления образности художественного текста. | 1 | Анализ примеров. Творческая мастерская: сочиняем акростих. Микроисследование: название букв старого алфавита в пословицах, поговорках и фразеологизмах. | Подведение итогов микроисследования: название букв старого алфавита в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Выразительное чтение. |
27 | Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. | 1 | Анализ примеров. Выразительное чтение | |
| Орфография (2 часа) | | | |
28 | Орфография как система обязательных норм письменной речи. | 1 | Практикум. | |
29 | Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его основные функции. | 1 | Анализ примеров. Выразительное чтение. | |
| Пунктуация (4 часа) | | | |
30 | Пунктуация. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации. | 1 | Практикум: интерпретируем художественный текст. | |
31 | Стилистические возможности знаков препинания . | 1 | Выразительное чтение. | |
32 | Авторские знаки. | 1 | Наблюдение над примерами нарушения пунктуационных норм в худ. тексте. | |
33 | Анализ текста и выразительное его чтение. | 1 | Анализ примеров. Выразительное чтение. | |
34,35 | Защита проектов | 2 | Защита исследовательских и творческих проектов. | Подготовленное монологическое выступление. |
Литература
Для учителя
Р.И.Альбеткова. Русская словесность
.
Для учащихся
Р.И.Альбеткова. Русская словесность
Словари и справочники