МОУ Шумячская средняя общеобразовательная школа
ОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДЕНА: |
«Зам.директора по У.В.Р ______»_____________2012г. . | «_____»__________2012г Директор школы _____________. |
Рассмотрена на заседании ШМО
Протокол № --------- от-------2011г.
Программа
факультативного курса
«Биология и краеведение»
6 КЛАСС
(1 час в недедю)
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ Шумячской СОШ
Василенкова О.В.
2011г.
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. При разработке программы использовано методическое пособие Л.Д.Панфиловой «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Курс «Биология и краеведение» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов за год обучения). Краеведческий модуль включен в учебный план школы за счет школьного компонента.
Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Владимирской области.
Задачи курса:
формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Владимирского региона и жизни человека;
развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.
Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.
Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента или компонента ОУ добавлен еще 1 час на изучение краеведения.
Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно курс биологии с использованием краеведческих региональных материалов, а также в использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Ресурсная база для реализации программы включает:
Информационные технологии с применением мультимедийных средств.
Дополнительную литературу:
Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
Экология. Учебник для общеобразовательных школ.
Краеведческий материал, накопленный учащимися школы – участниками экологических конференций.
Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.
Учебно-методический комплект для учащихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2006) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2007).
В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:
выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
работа с иллюстрацией учебника;
парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;
индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся материалам и с использованием близлежащих природных объектов;
проведение викторин и опросов;
заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.
Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:
устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
решение биологической задачи (устно или письменно);
коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;
устный ответ с указанием частей растения на таблице;
письменный ответ с указанием частей на рисунке;
сравнение признаков объекта;
индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);
обсуждение индивидуального сообщения товарища;
письменный программированный опрос;
самостоятельное заполнение рабочей тетради;
письменный биологический диктант по терминам;
творческий отчет по экскурсии.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
(1 час в неделю как самостоятельного курса)
№ п/п | тема | всего часов | практические и лабораторные работы |
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | |
| Тема 1. Клеточное строение организмов | 3 часа | |
2 | Устройство увеличительных приборов | 1 | Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа» |
3 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли). Строение клетки (пластиды) | 1 | Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука» Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи» |
4 | Жизнедеятельность клетки | 1 | |
| Тема 2: Царство Бактерии и грибы | 3 часа | |
5 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
6 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы на примере грибов Владимирской области | 1 | Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов» |
7 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор» |
| Тема 3: Царство Растения | 6 часов | |
8 | Разнообразие, распространение и значение растений во Владимирской области | 1 | |
9 | Одноклеточные водоросли и многоклеточные водоросли Владимирской области | 1 | Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей» |
10 | Лишайники Владимирской области | 1 | |
11 | Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны Владимирской области | 1 | Л/р № 8 «Изучение строения мха». Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника» |
12 | Голосеменные растения во Владимирском регионе | 1 | Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» |
13 | Покрытосеменные растения Владимирской области | 1 | |
| Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений | 7 часов | |
14 | Строение семян двудольных растений на примере культурных растений Владимирской области | 1 | Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений» |
15 | Строение семян однодольных растений на примере культурных растений Владимирской области | 1 | Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений» |
16 | Виды корней и типы корневых систем | 1 | Л/р № 13 «Виды корней» |
17 | Видоизменение корней растений Владимирского региона | 1 | |
18 | Видоизменение листьев растений Владимирского региона | 1 | |
19 | Соцветия и плоды растений Владимирской области | 1 | Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий». Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» |
20 | Распространение плодов и семян растений Владимирского региона | 1 | |
| Тема 5: Жизнь растений | 9 часов | |
21 | Химический состав растений. Фотосинтез | 1 | Л/р № 23 «Химический состав растений» |
22 | Испарение воды | 1 | |
23 | Передвижение минеральных и органических веществ | 1 | Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
24 | Прорастание семян растений Владимирского региона | 1 | |
25 | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Владимирской области» | 1 | |
26 | Способы размножения растений Владимирской области | 1 | |
27 | Размножение споровых растений Владимирской области | 1 | |
28 | Размножение голосеменных растений Владимирской области. Вегетативное размножение покрытосеменных растений Владимирской области | 1 | П/р № 2 «Черенкование комнатных растений» |
29 | Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян | 1 | |
| Тема 6: Классификация растений | 3 часа | |
30 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства | 1 | Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения» |
31 | Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Владимирской области | 1 | |
32 | Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Владимирской области | 1 | |
| Тема 7: Природные сообщества | 2 часа | |
33 | Основные экологические факторы на примере Владимирского региона. Характеристика основных групп растений на примере Владимирского региона | 1 | Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп» |
34 | Экскурсия «Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека» | 1 | |
| Тема 8: Развитие растительного мира | 1 час | |
35 | Многообразие растений и основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирской области. Летние задания. | 1 | |
Содержание программы
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Экскурсия заочная
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Владимирской области.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
1. Клеточное строение организмов (3ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.
2. Царство Бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство Грибы (2 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Владимирской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Владимирской области и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство Растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений Владимирской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Владимирского региона.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия растений Владимирской области.
Плоды растений Владимирской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Владимирского региона.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение макро – и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (9 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян растений Владимирского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений Владимирской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия
Зимние явления в жизни растений Владимирской области.
7. Классификация растений (3 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Владимирская область).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Владимирская область).
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
8. Природные сообщества (3 ч)
Основные экологические факторы на примере Владимирского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Владимирского региона.
Взаимосвязь растений с другими организмами во Владимирском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества во Владимирском регионе и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Владимирской области.
9. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирского региона.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Владимирского региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организмов растений, грибов, лишайников;
значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Владимирской области;
основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
правила и нормы поведения в природе.
пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Владимирской области; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения Владимирской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
выявлять приспособления организмов в среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
( 2 часа в неделю, если краеведческий модуль включать в предмет «)
№ п/п | тема | всего часов | практические и лабораторные работы |
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | |
2 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Владимирской области» | 1 | |
| Тема 1. Клеточное строение организмов | 5 часов | |
3 | Устройство увеличительных приборов | 1 | Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа» |
4 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли) | 1 | Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука» |
5 | Строение клетки (пластиды) | 1 | Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи» |
6 | Жизнедеятельность клетки | 1 | |
7 | Ткани | 1 | |
| Тема 2: Царство Бактерии и грибы | 6 часов | |
8 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | |
9 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
10 | Общая характеристика грибов | 1 | |
11 | Шляпочные грибы на примере грибов Владимирской области | 1 | Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов» |
12 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор» |
13 | Роль грибов в природе Владимирского региона | 1 | |
| Тема 3: Царство Растения | 8 часов | |
14 | Разнообразие, распространение и значение растений во Владимирском регионе | 1 | |
15 | Одноклеточные водоросли Владимирской области | 1 | |
16 | Многоклеточные водоросли Владимирской области | 1 | Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей» |
17 | Лишайники Владимирской области | 1 | |
18 | Мхи Владимирской области | 1 | Л/р № 8 «Изучение строения мха» |
19 | Папоротники, хвощи и плауны Владимирской области | 1 | Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника» |
20 | Голосеменные растения во Владимирском регионе | 1 | Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» |
21 | Покрытосеменные растения в Владимирской области | 1 | |
| Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 часов | |
22 | Строение семян двудольных растений | 1 | Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений» |
23 | Строение семян однодольных растений | 1 | Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений» |
24 | Виды корней и типы корневых систем | 1 | Л/р № 13 «Виды корней» |
25 | Зоны корня | 1 | Л/р № 14 «Изучение внутреннего строения корня» |
26 | Видоизменение корней растений Владимирского региона | 1 | |
27 | Побег и почки | 1 | Л/р № 15 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
28 | Внешнее строение листа | 1 | Л/р № 16 «Изучение строения листа» |
29 | Клеточное строение листа | 1 | Л/р № 17 «Клеточное строение листа» |
30 | Видоизменение листьев растений Владимирского региона | 1 | |
31 | Строение стебля | 1 | Л/р № 18 «Изучение макро и микростроения стебля» |
32 | Видоизмененные побеги | 1 | Л/р № 19 «Изучение видоизмененных побегов» |
33 | Строение цветка | 1 | Л/р № 20 «Изучение строения цветка» |
34 | Соцветия растений Владимирской области | 1 | Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий» |
35 | Плоды растений Владимирской области | 1 | Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» |
36 | Распространение плодов и семян растений Владимирского региона | 1 | |
| Тема 5: Жизнь растений | 16 часов | |
37 | Химический состав растений | 1 | Л/р № 23 «Химический состав растений» |
38 | Минеральное питание растений | 1 | |
39 | Фотосинтез | 1 | |
40 | Дыхание растений | 1 | |
41 | Испарение воды | 1 | |
42 | Передвижение минеральных веществ | 1 | Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
43 | Передвижение по стеблю органических веществ | 1 | |
44 | Прорастание семян растений Владимирского региона | 1 | |
45 | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Владимирской области» | 1 | |
46 | Растительный организм как единое целое | 1 | П/р № 1 «Уход за комнатным растениями» |
47 | Способы размножения растений в Владимирской области | 1 | |
48 | Размножение споровых растений в Владимирской области | 1 | |
49 | Размножение голосеменных растений во Владимирской области | 1 | |
50 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений во Владимирской области | 1 | П/р № 2 «Черенкование комнатных растений» |
51 | Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян | 1 | |
52 | Способы опыления у покрытосеменных растений | 1 | |
| Тема 6: Классификация растений | 6 часов | |
53 | Основы классификации растений | 1 | |
54 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства | 1 | Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения» |
55 | Семейство Крестоцветные на примере растений Владимирской области | 1 | |
56 | Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Владимирской области | 1 | |
57 | Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Владимирской области | 1 | |
| Тема 7: Природные сообщества | 6 часов | |
59 | Основные экологические факторы на примере Владимирского региона | 1 | |
60 | Характеристика основных групп растений на примере Владимирского региона | 1 | Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп» |
61 | Растительные сообщества на примере Владимирского региона | 1 | |
62 | Взаимосвязи в растительном сообществе на примере Владимирского региона | 1 | |
63 | Экскурсия «Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека» | 1 | |
64 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Владимирской области» | 1 | |
| Тема 8: Развитие растительного мира | 4 часа | |
65 | Многообразие растений и их происхождение | 1 | |
66 | Основные этапы развития растительного мира | 1 | |
67 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирского региона | 1 | |
68 | Летние задания | 1 | |
Содержание программы
(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Владимирской области.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,
1. Клеточное строение организмов (5 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.
2. Царство Бактерии (2 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство Грибы (4 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Владимирской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Владимирского региона и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство Растения (8 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений Владимирской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Владимирского региона.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Владимирского региона.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия растений Владимирской области.
Плоды растений Владимирской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Владимирского региона.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро – и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (16 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян растений Владимирского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений Владимирской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия
Зимние явления в жизни растений Владимирской области.
7. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Владимирская область).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Владимирская область).
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
8. Природные сообщества (6 ч)
Основные экологические факторы на примере Владимирского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Владимирского региона.
Взаимосвязь растений с другими организмами во Владимирском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества во Владимирском регионе и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Владимирской области.
9. Развитие растительного мира (4 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирского региона.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
ЛИТЕРАТУРА
Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Парфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.
Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.
15