СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Биология и краеведение» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Биология и краеведение» 6 класс»

МОУ Шумячская средняя общеобразовательная школа




ОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНА:


«Зам.директора по У.В.Р ______»_____________2012г.

.

«_____»__________2012г

Директор школы _____________.


Рассмотрена на заседании ШМО

Протокол № --------- от-------2011г.

Программа


факультативного курса

 

 «Биология и краеведение»

6 КЛАСС

 

 

(1 час  в недедю)

 







Учитель биологии

высшей квалификационной категории

МОУ Шумячской СОШ

Василенкова О.В.







2011г.



Пояснительная записка


Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. При разработке программы использовано методическое пособие Л.Д.Панфиловой «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Курс «Биология и краеведение» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов за год обучения). Краеведческий модуль включен в учебный план школы за счет школьного компонента.

Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Владимирской области.

Задачи курса:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;

  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Владимирского региона и жизни человека;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента или компонента ОУ добавлен еще 1 час на изучение краеведения.

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно курс биологии с использованием краеведческих региональных материалов, а также в использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Ресурсная база для реализации программы включает:

  1. Информационные технологии с применением мультимедийных средств.

  2. Дополнительную литературу:

    1. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.

    2. Экология. Учебник для общеобразовательных школ.

  3. Краеведческий материал, накопленный учащимися школы – участниками экологических конференций.

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

Учебно-методический комплект для учащихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2006) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2007).

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:

  • выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;

  • работа с иллюстрацией учебника;

  • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;

  • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся материалам и с использованием близлежащих природных объектов;

  • проведение викторин и опросов;

  • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);

  • решение биологической задачи (устно или письменно);

  • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;

  • устный ответ с указанием частей растения на таблице;

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке;

  • сравнение признаков объекта;

  • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);

  • обсуждение индивидуального сообщения товарища;

  • письменный программированный опрос;

  • самостоятельное заполнение рабочей тетради;

  • письменный биологический диктант по терминам;

  • творческий отчет по экскурсии.


Тематическое планирование

Учебно-тематический план

(1 час в неделю как самостоятельного курса)


п/п

тема

всего

часов

практические и

лабораторные работы

1

Биология – наука о живой природе

1



Тема 1. Клеточное строение организмов

3 часа


2

Устройство увеличительных приборов

1

Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа»

3

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли). Строение клетки (пластиды)

1

Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука» Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи»

4

Жизнедеятельность клетки

1



Тема 2: Царство Бактерии и грибы

3 часа


5

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

1


6

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы на примере грибов Владимирской области

1

Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов»

7

Плесневые грибы и дрожжи

1

Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор»


Тема 3: Царство Растения

6 часов


8

Разнообразие, распространение и значение растений во Владимирской области

1


9

Одноклеточные водоросли и многоклеточные водоросли Владимирской области

1

Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей»

10

Лишайники Владимирской области

1


11

Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны Владимирской области

1

Л/р № 8 «Изучение строения мха».

Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника»

12

Голосеменные растения во Владимирском регионе

1

Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

13

Покрытосеменные растения Владимирской области

1



Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений

7 часов


14

Строение семян двудольных растений на примере культурных растений Владимирской области

1

Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений»

15

Строение семян однодольных растений на примере культурных растений Владимирской области

1

Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений»

16

Виды корней и типы корневых систем

1

Л/р № 13 «Виды корней»

17

Видоизменение корней растений Владимирского региона

1


18

Видоизменение листьев растений Владимирского региона

1


19

Соцветия и плоды растений Владимирской области

1

Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий».

Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

20

Распространение плодов и семян растений Владимирского региона

1



Тема 5: Жизнь растений

9 часов


21

Химический состав растений. Фотосинтез

1

Л/р № 23 «Химический состав растений»

22

Испарение воды

1


23

Передвижение минеральных и органических веществ

1

Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

24

Прорастание семян растений Владимирского региона

1


25

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Владимирской области»

1


26

Способы размножения растений Владимирской области

1


27

Размножение споровых растений Владимирской области

1


28

Размножение голосеменных растений Владимирской области.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений Владимирской области

1




П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

29

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

1



Тема 6: Классификация растений

3 часа


30

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения»

31

Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Владимирской области

1


32

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Владимирской области

1



Тема 7: Природные сообщества

2 часа


33

Основные экологические факторы на примере Владимирского региона.

Характеристика основных групп растений на примере Владимирского региона

1



Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп»

34

Экскурсия «Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека»

1



Тема 8: Развитие растительного мира

1 час


35

Многообразие растений и основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирской области. Летние задания.

1



Содержание программы

(35 ч, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Экскурсия заочная

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Владимирской области.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1. Клеточное строение организмов (3ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство Бактерии (1 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство Грибы (2 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Владимирской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Владимирской области и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство Растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений Владимирской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Владимирского региона.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений Владимирской области.

Плоды растений Владимирской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Владимирского региона.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение макро – и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (9 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Владимирского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений Владимирской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений Владимирской области.

7. Классификация растений (3 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Владимирская область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Владимирская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

8. Природные сообщества (3 ч)

Основные экологические факторы на примере Владимирского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Владимирского региона.

Взаимосвязь растений с другими организмами во Владимирском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества во Владимирском регионе и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Владимирской области.

9. Развитие растительного мира (1 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирского региона.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Владимирского региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;

  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;

  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Владимирской области;

  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);

  • правила и нормы поведения в природе.

  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Владимирской области; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения Владимирской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;

  • выявлять приспособления организмов в среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


Тематическое планирование

Учебно-тематический план

( 2 часа в неделю, если краеведческий модуль включать в предмет «)


п/п

тема

всего

часов

практические и

лабораторные работы

1

Биология – наука о живой природе

1


2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Владимирской области»

1



Тема 1. Клеточное строение организмов

5 часов


3

Устройство увеличительных приборов

1

Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа»

4

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли)

1

Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука»

5

Строение клетки (пластиды)

1

Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи»

6

Жизнедеятельность клетки

1


7

Ткани

1



Тема 2: Царство Бактерии и грибы

6 часов


8

Строение и жизнедеятельность бактерий

1


9

Роль бактерий в природе и жизни человека

1


10

Общая характеристика грибов

1


11

Шляпочные грибы на примере грибов Владимирской области

1

Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов»

12

Плесневые грибы и дрожжи

1

Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор»

13

Роль грибов в природе Владимирского региона

1



Тема 3: Царство Растения

8 часов


14

Разнообразие, распространение и значение растений во Владимирском регионе

1


15

Одноклеточные водоросли Владимирской области

1


16

Многоклеточные водоросли Владимирской области

1

Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей»

17

Лишайники Владимирской области

1


18

Мхи Владимирской области

1

Л/р № 8 «Изучение строения мха»

19

Папоротники, хвощи и плауны Владимирской области

1

Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника»

20

Голосеменные растения во Владимирском регионе

1

Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

21

Покрытосеменные растения в Владимирской области

1



Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений

15 часов


22

Строение семян двудольных растений

1

Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений»

23

Строение семян однодольных растений

1

Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений»

24

Виды корней и типы корневых систем

1

Л/р № 13 «Виды корней»

25

Зоны корня

1

Л/р № 14 «Изучение внутреннего строения корня»

26

Видоизменение корней растений Владимирского региона

1


27

Побег и почки

1

Л/р № 15 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

28

Внешнее строение листа

1

Л/р № 16 «Изучение строения листа»

29

Клеточное строение листа

1

Л/р № 17 «Клеточное строение листа»

30

Видоизменение листьев растений Владимирского региона

1


31

Строение стебля

1

Л/р № 18 «Изучение макро и микростроения стебля»

32

Видоизмененные побеги

1

Л/р № 19 «Изучение видоизмененных побегов»

33

Строение цветка


1

Л/р № 20 «Изучение строения цветка»

34

Соцветия растений Владимирской области

1

Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий»

35

Плоды растений Владимирской области

1

Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

36

Распространение плодов и семян растений Владимирского региона

1



Тема 5: Жизнь растений

16 часов


37

Химический состав растений

1

Л/р № 23 «Химический состав растений»

38

Минеральное питание растений

1


39

Фотосинтез

1


40

Дыхание растений

1


41

Испарение воды

1


42

Передвижение минеральных веществ

1

Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

43

Передвижение по стеблю органических веществ

1


44

Прорастание семян растений Владимирского региона

1


45

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Владимирской области»

1


46

Растительный организм как единое целое

1

П/р № 1 «Уход за комнатным растениями»

47

Способы размножения растений в Владимирской области

1


48

Размножение споровых растений в Владимирской области

1


49

Размножение голосеменных растений во Владимирской области

1


50

Вегетативное размножение покрытосеменных растений во Владимирской области

1

П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

51

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

1


52

Способы опыления у покрытосеменных растений

1



Тема 6: Классификация растений

6 часов


53

Основы классификации растений

1


54

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения»

55

Семейство Крестоцветные на примере растений Владимирской области

1


56

Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Владимирской области

1


57

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Владимирской области

1



Тема 7: Природные сообщества

6 часов


59

Основные экологические факторы на примере Владимирского региона

1


60

Характеристика основных групп растений на примере Владимирского региона

1

Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп»

61

Растительные сообщества на примере Владимирского региона

1


62

Взаимосвязи в растительном сообществе на примере Владимирского региона

1


63

Экскурсия «Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека»

1


64

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Владимирской области»

1



Тема 8: Развитие растительного мира

4 часа


65

Многообразие растений и их происхождение

1


66

Основные этапы развития растительного мира

1


67

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирского региона

1


68

Летние задания

1



Содержание программы

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Владимирской области.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,

1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство Бактерии (2 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Владимирской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Владимирского региона и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство Растения (8 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений Владимирской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Владимирского региона.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Владимирского региона.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений Владимирской области.

Плоды растений Владимирской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Владимирского региона.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро – и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (16 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Владимирского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений Владимирской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений Владимирской области.

7. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Владимирская область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Владимирская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

8. Природные сообщества (6 ч)

Основные экологические факторы на примере Владимирского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Владимирского региона.

Взаимосвязь растений с другими организмами во Владимирском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества во Владимирском регионе и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество на примере Владимирской области и влияние на него деятельности человека.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Владимирской области.

9. Развитие растительного мира (4 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Владимирского региона.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.

  2. Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Парфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.

  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.

  6. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!