СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса для учащихся 9 классов «АЗБУКА ЦВЕТОВОДА».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработанного мною курса – повышение культурного уровня учащихся и оказание им помощи в профессиональном самоопределении.Полученные знания, умения и навыки учащиеся смогут применить в повседневной жизни при разведении комнатных и садовых растений. Курс поможет разобраться в огромном количестве видов и сортов растений, получить краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании их в цветочном оформлении.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса для учащихся 9 классов «АЗБУКА ЦВЕТОВОДА».»

Министерство образования и науки РФ

МБОУ «Степноозерская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенский район Алтайский край






Программа факультативного курса


Для учащихся 9 классов


«АЗБУКА ЦВЕТОВОДА»

Составитель программы курсов:

Свиридова Л.А. учитель биологии



















Р.п.Степное озеро

20015







Пояснительная записка.

Программа определяет содержание факультативного курса по биологии для учащихся 9 классов.

Курс рассчитан на 17 часов, 1час в неделю, что, конечно, не может полностью удовлетворить все разносторонние вопросы по этой теме. Однако на первом этапе обучения основные сведения о цветочных растениях и формах цветочного оформления здесь включены. Программа построена на основе творческого подхода в обучении биологии, основывается на изучении теоретических материалов, практической работе и является важным этапом в создании проекта школьного цветника.

Курс включает 6 тем, на изучение которых выделяется определенное время. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями. Между частными и общими знаниями прослеживается связь.

Данная программа успешно апробирована с 2007г.


Обоснование актуальности темы.

На протяжении всей истории развития человеческого общества цветы всегда украшали жизнь людей. Цветы радуют, возвышают, облагораживают человека, делают его более восприимчивым к красотам природы, музыке, стихам, животным. Владимир Солоухин писал: « Имеющий в руках цветы плохого совершить не может». Каждый цветок - это не только часть растения. Это и география, и история, причём история не только самого цветка, но даже целого государства, континента. Цветок поможет рассказать об обычаях, культуре государства.

За последнее время появилось огромная армия любителей – энтузиастов, увлечённых разведениям декоративных растений. Их выращивают в комнатах, на балконах, в садах и на приусадебных участках. Резко возросший спрос на цветочную продукцию ставит перед специалистами задачу разработки ассортимента, создание цветочного конвейера в течение всего года. Цветоводство при правильной его организации высоко рентабельно и поэтому должно развиваться. И начать это можно уже со школьной скамьи.

В связи с тем, что специалистов в нашем районе недостаточно, возникла необходимость их обучения. Некоторые первоначальные знания, умения и навыки разведения декоративных растений ребята получают на уроках биологии и сельскохозяйственного труда. Расширить, конкретизировать и углубить умения и навыки поможет специальный курс «Азбука цветовода». Данная программа познакомит учащихся с профессией цветовода-декоратора, ландшафтного дизайнера, растениевода, что может оказать влияние на выбор учащимися данных профессий.

В школе наряду с общеобразовательной подготовкой у школьников воспитывается любовь к природе, сельскому хозяйству, осуществляется профессиональная ориентация.

Решению этой задачи в дополнительном образовании по сельскохозяйственному и экологическому направлениям способствует очно-заочная школа Алтайского краевого детского экологического центра, которая является нашим партнером на протяжении многих лет.

Самые заинтересованные учащиеся одновременно обучаются в АКДЭЦ по разным направлениям. Несколько ребят обучаются по направлению ландшафтный дизайн, цель которого - всесторонняя подготовка и обучение ландшафтных дизайнеров, способных красиво благоустроить любой участок и справиться с задачей любого масштаба. Изучив законы композиции, основы эстетического воздействия растений и сооружений садово-парковой архитектуры, ребята учатся с успехом применять полученные знания в работе ландшафтного дизайнера. Часть детей выбрали направление цветовод-декоратор и дизайнер-флорист. В курсе «Дизайнер-флорист» содержится исчерпывающая информация и практические советы по украшению жилых и служебных помещений, дизайну цветочных композиций, изготовлению флористических аксессуаров (открыток, настенных панно, коллажей), составлению композиций из сухоцветов, озеленению балконов и многое другое.
Обучение по данной программе будет способствовать устройству на высокооплачиваемую работу, так как профессия флориста-дизайнера очень актуальна на сегодняшний день. А также по окончании обучения, учащийся сможет самостоятельно обустроить свой собственный дом, создав разнообразные оригинальные композиции из растений.

Таким образом, разработанный мною школьный курс поможет осуществить преемственность между средней общеобразовательной школой и заочной агроэкологической школой, позволяет лучше подготовиться к выполнению контрольных работ.

Он так же является теоретической основой для осуществления социально значимых проектов по благоустройству своей школы.



Цели и задачи:


Цель этого курса – повышение культурного уровня учащихся и оказание им помощи в профессиональном самоопределении. Полученные знания, умения и навыки учащиеся смогут применить в повседневной жизни при разведении комнатных и садовых растений. Курс поможет разобраться в огромном количестве видов и сортов растений, получить краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании их в цветочном оформлении. Полученные теоретические знания и практические умения будут способствовать творческому развитию личности учащихся, их самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей и интересов, обеспечит дальнейшую мотивацию к овладению биологическими знаниями. Кроме того, цветы – это прекрасное средство эстетического воспитания подрастающего поколения. Общение с ними приносит радость, учит добру, развивает художественный вкус, чувство прекрасного, творческие способности. Считаю, что данный курс может и должен быть включен в школьную программу.


методы обучения.

Реализация задач курса по выбору обеспечивается использованием различных методов и приемов в обучении: метод генерации идей, проектирование, лекция, работа со справочной литературой, периодической печатью, демонстрация, практическая работа, использование ИКТ-технологий, учеба в очно-заочной школе АКДЭЦ .


























Ожидаемые результаты:


По окончании курса учащиеся

Должны знать:

-О возможности успешной карьеры цветовода-декоратора.

-Основной ассортимент декоративных растений открытого грунта.

-Основные способы размножения растений.

-Способы цветочного оформления.

-Главная ценность на Земле – это жизнь во всех ее проявлениях.

Должны уметь:

Использовать все полученные теоретические знания на практике.

Проектировать простейшие цветочные композиции.



Практическим выходом по окончании курса стал реализованный уже проект «Алтайская горка "2007г. Продолжением курса могут стать программы: «Цветочный дизайн», «Дикорастущие растения Алтайского края». Для выполнения программы курса не требуется больших материальных затрат, т. к. материальная база уже имеется в школе. Для изучения теории имеется большой выбор коллекционных растений и справочная литература.
































Используемая справочная литература:

Книги:

  1. М.С. Александрова, Москва «ОЛМА-ПРЕСС Гранд» 2004г. Цветники у дома. Золотые рецепты сада.

  2. С.А. Хапова, Ярославль, Академия Холдинг и Академия Развития 2003г. Все о цветах в вашем саду. Атлас-справочник цветовода.

  3. А. Полякова, Санкт-Петербург, изд. «Невский проспект» 2003г. Декоративные кустарники – украшение сада.

  4. Цветы для вашего сада. Фирма «Флос», Владимир, 1996г.

  5. С. Красиков, Москва, «Молодая гвардия», 1990г. Легенды о цветах.

  6. Перевод с нем. канд. биол. наук А.Н. Сладкова, Москва, «Мир», 1982г в двух томах. Растительный мир Земли.

  7. Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2000г. Все о вечнозеленых растениях.

  8. Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2003г. Все об альпинарии и водоеме в саду.

  9. Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2003г. Все о декоративных деревьях и кустарниках.

  10. Д-р Д.Г. Хессайон, Москва, «Кладезь-Букс», 2000г. Все о цветах в вашем саду.

  11. Справочник цветовода.

  12. Сью Филлипс, Москва, «Крон-Пресс» 2000г. Цветы в вашем саду.

  13. И.В. Верещагина, Барнаул, 1983г Зеленое чудо Алтая.

  14. Ю.В. Никифоров, Барнаул, 1989г. Заветные травы Алтая.

Периодическая печать:

  1. Приусадебное хозяйство. Журналы с приложениями «Цветы в саду и дома».

  2. Цветники. Журналы.

  3. Толока «Цветок» цветные газеты.

  4. Мои любимые цветы. Журналы с приложениями.

  5. Удачка. Газеты.

  6. Любимая дача. Журналы

  7. Мой прекрасный сад. Журналы.

  8. Лиза. Цветы в доме. Журналы.

  9. Цветочный клуб. Журналы.

  10. Цветоводство. Журналы.

Каталоги с фото и описанием красивейших многолетников частных коллекционеров и фирм по производству цветов и сайты в интернете.

Методические рекомендации.

Собственный фотоальбом и видеоматериалы.














Учебно-тематический план:

№ п/п

Раздел.

Тема.

К-во час.

Форма и методы работы

Образова-тельный продукт

I

1.

Введение в курс «Азбука цветовода».

Есть такая профессия – ландшафтный дизайнер.

1 ч

Беседа, рассказ

План работы

II

Цветочное оформление

Рассказ, демонстр. иллюстраций и фотографий

Конспект

Презентация с исп.ИКТ

2.

Способы цветочных насаждений



Рассказ, комп. обуч.

конспект

3.

Устройство цветника



Рассказ, демонстрация

Сообщения

уч-ся.

4.

Подбор растений по цветовой гамме.



рассказ демонстрация

Конспект, сообщения

5.

Уход за цветником.



Рассказ, беседа, практическая работа

Черенки комн. растений

III

Ассортимент растений



6.

Однолетники, ассортимент, правила посева и уход.



рассказ демонстрация, сам. работа со справочной литературой


конспект

7.

Ассортимент многолетних цветочно-декоративных растений открытого грунта.


Рассказ, демонстр. фотоальбомов КО

Фотоальбомы

8.

Ассортимент многолетников для создания цветочных композиций.



Рассказ, демонстрация КО

конспект

9.

Краткая характеристика некоторых распространенных многолетников.



рассказ демонстрация

работа со справочниками

конспект

IY


Это интересно…

доклад,

сообщения учащихся

доклад

10.

Есть такой цветок…


Сообщения, исп. КО

доклад

11.

Интересное о цветах.



Демонстрация, просмотр компьютерных дисков

доклад

12.

Цветочный гороскоп - какой вы цветок?



Демонстрация, проектирование

сообщения

Y

Практикум цветовода



13.

Конкурс: Дизайн моего садика. Практикум садовода.



Демонстрация, проектирование

Проектирова-ние оформление

14.

Когда мечта становится явью.



Демонстрация, проектирование

Проектирова-ние оформление

YI


Творческий отчет.

Практическая работа

Практическая работа

15.

Презентация композиций.



Практическая работа

Практическая работа

16.

Презентация композиций.



Практическая работа

Практическая работа

17.

Подведение итогов.



Творческий отчет

С исп. КО

Проект оформления цветника.