Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по математике «Функции и графики» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.
Примерной программы основного общего образования по математике 2004 г
Учебного плана МБОУ «Новокулундинская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Тема “Функции и графики” является одной из наиболее важных тем математики. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции. С другой стороны, авторы контрольноизмерительных материалов ГИА и ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых интересных задач. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были не большими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Курс «Функции и графики» позволит углубить знания учащихся по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания, выходящие за рамки школьной программы. Факультатив “ Функции и графики ” предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 7-х классов, желающих повысить свой математический уровень.
Описание места предмета в учебном плане
Факультативный курс «Функции и графики» изучается на ступени основного общего образования в качестве предмета по выбору учащихся в 7 классе в общем объеме 35 ч (1 ч в неделю). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в факультативный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и направлена на повышение интереса к изучению предмета.
Цель курса - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений в начале курса изучение алгебры 7- 9.
Задачи:
углубленное изучение общих свойств функций;
формирование умений распознавать, строить графики элементарных функций (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности, степенной);
применение графических способов решения уравнений;
обучение умению интерпретировать графики реальных зависимостей;
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, логическое мышление, навыки решения логических задач;
выявить детей с логико-математическими способностями.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, распознавать графики элементарных функций;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций; решать уравнения, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных реальных зависимостей и интерпретировать их графики.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
определения функции, области определения функции, области значений,
что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой;
понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений),
понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
строить графики линейной функции, прямой и обратной
пропорциональности;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные.
Формирование знаний: лекция, конференция Формирование умений и навыков: практикум Проверка знаний: зачет Типы уроков:
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок - зачет
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно
иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектноисследовательский.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно
ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:
настроенностью учащихся на необходимость определенных действий
четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решать в ходе учебной деятельности
полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы
организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач
применение деятельностного подхода
Учебно-тематнческий план
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение. Определение функции | 1 |
7 | Область определения и область значений функции | 2 |
3 | Способы задания функции: аналитический, табличный, графический, с помощью формул | 2 |
4 | Вычисление значений функций по формулам | 2 |
5 | Чтение графиков | 1 |
6 | Прямая пропорциональность и её график | 1 |
7 | Линейная функция: график и свойства | 2 |
8 | Построение графиков линейной функции | 2 |
9 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 2 |
10 | Модуль числа. Построение графиков линейных функций, содержащих модуль | 4 |
11 | Обратная пропорционатьность: график и его свойства | 3 |
12 | к 11остроение графика функции у = — | 2 |
13 | Функция у = X , её график и свойства | 3 |
14 | о Графическое решение уравнений у = X | 1 |
15 | ФуНКЦИЯ у = X3, её график и свойства | 2 |
16 | Графическое решение уравнений у = Л"3 | 1 |
17 | Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции | 1 |
18 | Защита проектов | 3 |
| ИТОГО: | 35 |
Список учебных пособий и литературы
Программно-методическое обеспечение
Для учителя:
Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2010.
Математика: алгебра. Функции, анализ данных: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2010.
Алгебра 7. Тематические тесты. ГИА. Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013.
Для учащихся:
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2014
Основная литература.
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013.
Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000.-№2.-с. 13-18.
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с. 107-119.
Дополнительная литература:
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
Печатные пособия
Демонстрационный материал в соответствии с основными темами
программы обучения
Карточки с заданиями по математике
Портреты выдающихся деятелей математики
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование
Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник,
циркуль.
Комплекты планиметрических и стереометрических тел.
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)
Экран Список литературы:
Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. Ю.Н.Макарычев - М.: Просвещение, 2009.
Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. Ю.Н.Макарычев - М.: Просвещение, 2009.
Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. Ю.Н.Макарычев - М.: Просвещение, 2009.
Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл.
сред.шк./Сост. И.Л. Никольская. - М,: Просвещение, 1991.
За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред, шк. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. - М.: Просвещение, 1989.
Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7-9 кл. сред. шк. / Сост. И. Л. Никольская. - М.: Просвещение, 1991.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа
: http://www.rusolymp.ru
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. -
Режим доступа: http.//www.eidos. ru/olymp/mathem/index.htm
Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy
4.Задачи; информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru
Конкурсные задачи по математике : справочник и методы решения. - Режим доступа :http.//mschool.kubsu. ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. - Режим доступа: http:// www.mccmc.ru/free-books
Математика для поступающих в вузы. - Режим доступа : http://www.matematika.agava.ru
Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты,
методика. - Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru 9.0лимпиадные задачи по математике : база данных. - Режим доступа : http://zaba.ru
Московские математические олимпиады. -Режим доступа: http://www.mccme.ru/olympiads/mmo
Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. - Режим доступа :http://aimakarov. chat.ru/school/school.html
Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm