СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Функции и графики» 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по математике «Функции и графики»

Просмотр содержимого документа
«пояснительная факультатива 7 класс»



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса по математике «Функции и графики» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.

Примерной программы основного общего образования по математике 2004 г

Учебного плана МБОУ «Новокулундинская СОШ» на 2015-2016 учебный год


Общая характеристика учебного предмета


Тема “Функции и графики” является одной из наиболее важных тем математики. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и ис­пользовать свойства функции. С другой стороны, авторы контрольно­измерительных материалов ГИА и ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых интересных задач. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были не большими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Курс «Функции и графики» позволит углубить знания учащихся по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания, выходящие за рамки школьной программы. Факультатив “ Функции и графики ” предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 7-х классов, желающих повысить свой математический уровень.

Описание места предмета в учебном плане


Факультативный курс «Функции и графики» изучается на ступени основного общего образования в качестве предмета по выбору учащихся в 7 классе в общем объеме 35 ч (1 ч в неделю). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в факультативный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и направлена на повышение интереса к изучению предмета.

Цель курса - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений в начале курса изучение алгебры 7- 9.

Задачи:

углубленное изучение общих свойств функций;

формирование умений распознавать, строить графики элементарных функций (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности, степенной);

применение графических способов решения уравнений;

обучение умению интерпретировать графики реальных зависимостей;

развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, логическое мышление, навыки решения логических задач;

выявить детей с логико-математическими способностями.
















































  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

строить графики изученных функций, распознавать графики элементарных функций;

описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций; решать уравнения, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных реальных зависимостей и интерпретировать их графики.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать:

определения функции, области определения функции, области значений,

что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой;

понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь

правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений),

понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;

находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;

строить графики линейной функции, прямой и обратной

пропорциональности;

интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

Формы организации образовательного процесса.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные.

Формирование знаний: лекция, конференция Формирование умений и навыков: практикум Проверка знаний: зачет Типы уроков:

урок закрепления изученного

урок применения знаний и умений

урок обобщения и систематизации знаний

урок проверки и коррекции знаний и умений

комбинированный урок

урок - зачет

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно­

иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно­исследовательский.

Технологии обучения.

Используются элементы следующих технологий: личностно­

ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:

настроенностью учащихся на необходимость определенных действий

четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решать в ходе учебной деятельности

полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы

организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач

применение деятельностного подхода









































Учебно-тематнческий план

п/п

Тема

Всего

часов

1

Введение. Определение функции

1

7

Область определения и область значений функции

2

3

Способы задания функции: аналитический, табличный, графический, с помощью формул

2

4

Вычисление значений функций по формулам

2

5

Чтение графиков

1

6

Прямая пропорциональность и её график

1

7

Линейная функция: график и свойства

2

8

Построение графиков линейной функции

2

9

Взаимное расположение графиков линейных функций

2

10

Модуль числа. Построение графиков линейных функций, содержащих модуль

4

11

Обратная пропорционатьность: график и его свойства

3

12

к

11остроение графика функции у = —

2

13

Функция у = X , её график и свойства

3

14

о

Графическое решение уравнений у = X

1

15

ФуНКЦИЯ у = X3, её график и свойства

2

16

Графическое решение уравнений у = Л"3

1

17

Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции

1

18

Защита проектов

3


ИТОГО:

35
























Список учебных пособий и литературы

Программно-методическое обеспечение

Для учителя:

Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2010.

Математика: алгебра. Функции, анализ данных: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2010.

Алгебра 7. Тематические тесты. ГИА. Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева

Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса

общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013.

Для учащихся:

1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса

общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2014

Основная литература.

Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса

общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013.

Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000.-№2.-с. 13-18.

Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с. 107-119.

Дополнительная литература:

Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»

Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика

Печатные пособия

Демонстрационный материал в соответствии с основными темами

программы обучения

Карточки с заданиями по математике

Портреты выдающихся деятелей математики

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник,

циркуль.

Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Технические средства обучения:

Компьютер

Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)

Экран Список литературы:

Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/

Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. Ю.Н.Макарычев - М.: Просвещение, 2009.

Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/

Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. Ю.Н.Макарычев - М.: Просвещение, 2009.

Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/

Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. Ю.Н.Макарычев - М.: Просвещение, 2009.

Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл.

сред.шк./Сост. И.Л. Никольская. - М,: Просвещение, 1991.

За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред, шк. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. - М.: Просвещение, 1989.

Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7-9 кл. сред. шк. / Сост. И. Л. Никольская. - М.: Просвещение, 1991.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа

: http://www.rusolymp.ru

Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. -

Режим доступа: http.//www.eidos. ru/olymp/mathem/index.htm

Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy

4.Задачи; информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru

Конкурсные задачи по математике : справочник и методы решения. - Режим доступа :http.//mschool.kubsu. ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm

Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. - Режим доступа: http:// www.mccmc.ru/free-books

Математика для поступающих в вузы. - Режим доступа : http://www.matematika.agava.ru

Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты,

методика. - Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru 9.0лимпиадные задачи по математике : база данных. - Режим доступа : http://zaba.ru

Московские математические олимпиады. -Режим доступа: http://www.mccme.ru/olympiads/mmo

Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. - Режим доступа :http://aimakarov. chat.ru/school/school.html

Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm


Просмотр содержимого документа
«факул. ктп 7 класс»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Основное содержание

Требование к уровню подготовки (знать/уметь)


Оборудование, оснащение

Календарно - учебный график

1.

Введение.

Определение функции

Словесные, наглядные, практические

Определение функции

Знать определение функции

Интерактивная доска, проектор

2неделя сентября

2,3

Область

определения и область значений функции

Словесные, наглядные, практические

Область

определения и область значений функции

Уметь находить область определения

и область значения функции.

Уметь выполнять комбинированные упражнения на нахождение области

определения и области значения функции

Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

3,4 сентября неделя

4,5

Способы задания функции: аналитический, табличный, графический, с помощью формул

Словесные, наглядные, практические

Способы задания функции: аналитический, табличный, графический, с помощью формул

Знать Способы задания функции: аналитический, табличный, графический, с помощью формул

Уметь применять способы задания функции

Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

5 неделя сентября

2неделя октября

6,7

Вычисление значений функций по формулам

Словесные, наглядные, практические

Формулы функции их вычисления

Знать формулы функций

Уметь вычислять значения функции или аргумента по формуле (функции)

Интерактивная доска, проектор

3,4 неделя октября

8,9

Прямая

пропорциональность и её график

Словесные, наглядные, практические

Прямая

пропорциональность и её график

Знать определение прямой пропорциональности

Уметь строить графики функций, определять координаты точек, принадлежащие графику и не принадлежащие ему.

Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

5 неделя

октября

2 неделя ноября

10,11

Линейная

функция: график и свойства

Словесные, наглядные, практические

Линейная

функция: график и свойства

Знать функцию.

описывающая

прямую

пропорциональную зависимости, её графики

Уметь строить график функции, описывающей прямую

пропорциональную

зависимость

Интерактивная доска, проектор

3,4 неделя ноября

12,13

Построение графиков линейной функции

Словесные, наглядные, практические

Построение графиков линейной функции

Уметь строить

график линейной

функции определять

точки принадлежащие графику и не принадлежащие ему; находить точки

пересечения графиков линейных функций и осей координат

Интерактивная доска, проектор карточки с заданиями,

5 неделя ноября 2неделя

декабря

14,15

Взаимное

расположение

графиков

линейных функций

Словесные, наглядные, практические

Взаимное

расположение

графиков

линейных функций

Знать

геометрический

смысл

коэффициентов Уметь строить график линейной функции

Интерактивная доска, проектор

3,4 неделя декабря

16-19

Модуль числа.

Построение графиков

линейных функций,

содержащих модуль

Словесные, наглядные, практические

Модуль числа.

Построение графиков

линейных функций,

содержащих модуль

Знать определение

модуля и его

свойства

Уметь строить графики функций


Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

5 неделя декабря

3-5 неделя января

20-22

Обратная пропорциональность: график и его свойства

Словесные, наглядные, практические

Обратная пропорциональность: график и его свойства

Знать функцию,

описывающая

обратную

пропорциональную

зависимости, её

графики

Уметь строить график функции. описывающей

обратную

пропорциональную

зависимость

Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

1-3 неделя февраля

23,24

Построение

графика функции


Словесные, наглядные, практические

Построение

графика функции


Уметь строить график функции

Интерактивная доска, проектор

4,5неделя февраля

25-27

Функция у =, её график и свойства

Словесные, наглядные, практические

Построение графика функции

у = ,. Свойства

функции у =

Знать свойства функций у=х2.

Уметь строить графики функций у=х2

Интерактивная доска, проектор карточки с заданиями

2-4 неделя

марта


28

Графическое решение

уравнений у =

Словесные, наглядные, практические

Графическое

решение

уравнений у=


Знать свойства графика функции

у = х2

Уметь решать

уравнение

вида у = х2 графически


Интерактивная доска, проектор

2 неделя

апреля

29,30

Функция у =, её график и свойства

Словесные, наглядные, практические

Построение графика функции у=х3

Знать свойства функций у=х3. Уметь строить графики функций у=х3

Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

3,4неделя апреля

31

Графическое решение

уравнений у =

Словесные, наглядные, практические

Графическое решение

уравнений у =,

Знать свойства графика функции

у = х3

Уметь решать

уравнение

вида у = х3 графически


Интерактивная доска, проектор

5неделя апреля

32,33

Возрастание и убывание

функции.

Наибольшее и наименьшее значения функции

Словесные, наглядные, практические

Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции

Уметь по графику функции определять промежутки возрастания и убывания функции Уметь находить по графику наибольшее и наименьшее значение функции

Интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями

1 неделя мая

34,35

Защита проектов

Словесные, наглядные, практические

Защита проектов

Знать основные понятия по теме «Функции и графики»,

Уметь строить графики функции и читать их

Уметь решать уравнения графическим способом

Интерактивная доска, проектор

2-4 неделя мая


Итого

35ч









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!