ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6» г. Благодарного
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Компьютерная графика»
для 5 класса коррекционной школы
Составитель
Брусенцова С.И.
учитель математики и информатики
г. Благодарный, 2016 г.
Пояснительная записка
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет его образованность. Главное - грамотное использование уникальных возможностей, представляемых нам информационно-коммуникационными технологиями. Освоение основ компьютерной грамотности важно для обучающихся с проблемами интеллектуального развития, не менее, чем для детей с сохранным интеллектом. Большое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учебе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Формирование основ компьютерной грамотности реализуется на занятиях факультатива "Основы компьютерной грамотности" в 5 классах.
Целью данного факультативного курса является: расширение возможностей социальной адаптации в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, через обучение компьютерной грамотности и владение компьютерной техникой.
При обучении основам компьютерной грамотности решаются следующие задачи:
формирование у учащихся представлений об основных устройствах персонального компьютера и их назначении;
формирование навыков самостоятельного, сознательного и рационального использования персонального компьютера;
формирование умений работы с графическими изображениями; формирование умений работы в текстовых редакторах;
формирование умений в использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
На занятиях обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся уровне. Изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
В начале курса рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов учителя, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения. В ходе курса учащиеся проходят графический редактор Paint.
Для успешного усвоения программы факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" необходимо материально-техническое обеспечение занятий:
Оборудование:
ПК, размещение которых соответствует санитарно-техническим нормам (по количеству обучающихся)
Один принтер с допустимым уровнем шума
Мультимедиа
Настенный экран
Программное обеспечение
Учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса
Медицинская аптечка.
Информационный стенд содержит:
Инструкция по технике безопасности и правилах работы на ПК.
Комплекс упражнений для глаз, физминутки.
Рекомендованные литературные источники.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы сформировать основные навыки работы детей с ограниченными возможностями здоровья с базовыми компьютерными программами, но и научить их использовать полученные знания для решения повседневных задач, а также сформировать готовность использовать знания компьютерных технологий для профессиональной деятельности.
ПРОГРАММА
(2 часа в неделю)
ТЕМА : Учимся работать на компьютере. (24 часа)
Что такое информация? Техника безопасности в кабинете. Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. Компьютерная помощница – мышь. Меню « Пуск». Набор и редактирование текст . Строка меню. Действия с фрагментом текста. Калькулятор – помощник математиков. Один помощник – хорошо, а два – лучше.
Компьютерный практикум (11 часов)
Знакомимся с клавиатурой. Осваиваем мышь. Запускаем программы. Вводим текст. Редактируем текст. Работаем с фрагментом текста . Управляем компьютером с помощью меню. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор
ТЕМА: Компьютерная графика. (42часа)
Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунков из деталей. Как сохранить созданный рисунок. Раскрашивание готовых рисунков. Построения с помощью клавиши Shift.
Компьютерный практикум (28 часов)
Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать. Создаем комбинированные документы. Работаем с графическими фрагментами. Рисунок на свободную тему. Защищаем итоговый проект (создание открытки, похвальной грамоты и т.д.)
Учебно-методические пособия:
Информатика детям. Учебник для нач.шк. Понебратов В.М. – Казань, 2005.
Мир информатики 1-2 год обучения. Интерактивный учебник. “Кирилл и Мефодий”
Среда обучения “Лого миры”. Институт новых технологий образования, 2001.
Информатика 5-6. Под ред. Н.В.Макаровой.
Информатика . Учебник для 5 класса. Л.Босова – Москва, БИНОМ. 2005.
Учебно-тематический план.
I полугодие (30 часов)
№ | Тематика | Кол-во часов |
теор. | практ. | всего |
Учимся работать на компьютере (15 часов) |
1 | Техника безопасности в кабинете. Что такое информация? | 1 | | 1 |
2 | Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. | 1 | | 2 |
| Знакомимся с клавиатурой | | 1 | |
3 | Компьютерная помощница – мышь. | 1 | | 2 |
| Осваиваем мышь | | 1 | |
4 | Меню «Пуск» | 1 | | 2 |
| Запускаем программы | | 1 | |
5 | Набор и редактирование текста | 1 | | 2 |
| Редактирование текста | | 1 | |
6 | Действия с фрагментом текста. | 1 | | 2 |
| Работа с фрагментами текста | | 1 | |
7 | Калькулятор – помощник математиков | 1 | | 2 |
| Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор | | 1 | |
8 | Один помощник - хорошо, а два – лучше. | 1 | | 2 |
| Совместные действия при работе с двумя программами | | 1 | |
| Компьютерная графика (15 часов) | | | |
9 | Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. | 1 | | 2 |
| Знакомимся с элементами графического редактора | | 1 | |
10 | Создание компьютерного рисунка | 1 | | 2 |
| Начинаем рисовать | | 1 | |
11 | Настройка инструментов. | 1 | | 2 |
| Создаем комбинированные документы | | 1 | |
12 | Редактирование компьютерного рисунка. | 1 | | 2 |
| Работаем с графическими фрагментами | | 1 | |
13 | Сборка рисунка из деталей | 1 | | 2 |
| Составление рисунка из готовых фигур | | 1 | |
14 | Как сохранить созданный рисунок | 1 | | 2 |
| Сохранение рисунка на диске и в компьютере | | 1 | |
15 | Построения с помощью клавиши Shift | 1 | | 3 |
| Построения с помощью клавиши Shift | | 2 | |
II полугодие (36 часов)
№ | Тематика | Кол-во часов |
теор. | практ. | всего |
| Учимся работать на компьютере (9 часов ) |
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. | 1 | | 1 |
2 | Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. | 1 | | 2 |
| Знакомимся с клавиатурой | | 1 | |
3 | Меню « Пуск» | 1 | | 2 |
| Запускаем программы | | 1 | |
4 | Набор и редактирование текста | 1 | | 2 |
| Редактирование текста | | 1 | |
5 | Строка меню. | 1 | | 2 |
| Управляем компьютером с помощью меню. | | 1 | |
Компьютерная графика (27 часов) |
6 | Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. | 1 | | 5 |
| Знакомимся с элементами графического редактора | | 4 | |
7 | Создание компьютерного рисунка | 1 | | 4 |
| Начинаем рисовать | | 3 | |
8 | Настройка инструментов. | 1 | | 3 |
| Настройка инструментов | | 2 | |
9 | Редактирование компьютерного рисунка. | 1 | | 3 |
| Работаем с графическими фрагментами | | 2 | |
10 | Сборка рисунка из деталей | 1 | | 2 |
| Составление рисунка из готовых форм | | 1 | |
11 | Раскрашивание готовых рисунков | 1 | | 5 |
| Раскрашивание готовых рисунков | | 4 | |
12 | Защита итоговых проектов (создание открытки, похвальной грамоты и т.п.) | 1 | 4 | 5 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
• правила работы за компьютером;
• назначение главного меню;
• назначение и возможности графического редактора;
• понятие фрагмента рисунка;
• понятие файла;
• точные способы построения геометрических фигур;
• понятие конструирования;
• технологию конструирования из меню готовых форм.
Обучающиеся должны уметь:
• работать мышью;
• выбирать пункты меню;
• запускать программу и завершать работу с ней;
• настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
• создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
• выделять и перемещать фрагмент рисунка;
• сохранять и открывать графические файлы;
• использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;