СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Край мой северный, родной"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса "Край мой северный, родной" предназначена  для учащихся  5 класса  и рассчитана на один год обучения. Программа направлена на формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения и знакомство с историей поморского края, и г. Архангельска.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Край мой северный, родной"»

Филиал «Пустошинская средняя школа – детский сад»

МБОУ «Ластольская СШ»




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______________________

Протокол № ____________

__________________201__г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор


_________________________

Приказ № _________________ ____________________ 201__г.











Программа факультативного курса

«Край мой северный, родной»

в 5 классе

на 20__ - 20___ учебный год







Составитель:

Гроссу Светлана Михайловна,

учитель музыки и МХК















Пояснительная записка

Основу национального самосознания составляют чувство приобщённости ребёнка к региональной культуре, использование национального языка, знание национальных традиций. Мир помора – уникальное явление. В нём нашли своё отражение многовековой опыт, традиции, обычаи людей, научившихся жить в гармонии с природой и людьми, являющихся носителями неповторимой и самобытной культуры.

Цель курса - воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край;

Задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;

- ознакомление с историей поморского края, своего населенного пункта и г. Архангельска

- воспитание патриотического отношения к своему краю;

- развитие познавательных интересов;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;


Программа предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на один год. Предполагается работа, как в группе, так и индивидуально. Программа предполагает необходимость вовлечения учащихся в предметно-практическую, в том числе исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, культуры и природы родного края. Большое значение в решении поставленных задач играют такие формы уроков, как: урок-путешествие; урок-экскурсия в музей; урок - практическое занятие; урок-рассказ; урок-беседа; интеллектуальные и ролевые игры; экскурсии, мастер – классы, праздники, творческие мастерские.

Основной метод организации урока в данном курсе – рассказ учителя, содержанием которого являются исторические факты, события реальной жизни, стихи, сказки, фрагменты художественных произведений.

При реализации данной программы возможно использование таких форм как: мини-исследование, игра-путешествие, экскурсия в краеведческий музей, просмотр и обсуждение фильмов, музейные уроки и пр.

Программа предполагает следующую временную нагрузку: 34 часа в год (1 час в неделю).

К прогнозируемым результатам программы « Край мой северный, любимый» относятся следующие знания и умения:

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации



Тематическое планирование

№ урока

четв./п.п


Тема занятия

1

Издосель пошла земля поморская


2-3

История заселения и освоения Поморья

4-7

Основные виды поморских промыслов

8-13

Основные занятия поморов. Северные ремёсла.

14-16

Традиционная северная кукла. Ремесленная мастерская

17-18

Поморская семья

19-20

Поморский род

21-22

Моя родословная

23-24

«Что в имени тебе моём»

25-26

Северный костюм

27

Поморская кухня


28-31

Поморский дом

32-34

«Мой дом – мой мир»


















Содержание программы «Край мой северный, любимый»



Урок 1. Издосель пошла земля поморская. Особенности социокультурной и экономической среды Поморья. «Море – для поморов поле».

Урок 2 - 3. История заселения и освоения Поморья. Ушкуйники. Заволочье. Поморские берега. Гандвик. Губа.

Урок 4 - 7. Основные виды поморских промыслов. История морского и зверобойного промыслов. «Щетные ящички». Поморская лоция. Солеварение. Добыча жемчуга речного и морского. Промысел слюды. Добыча и выплавка железа, меди и серебра. Берестяной промысел.

Посещение Архангельского областного краеведческого музея.

Урок 8 - 13. Основные занятия поморов. Северные ремёсла.

Узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Особенности орнамента и приёмы исполнения в разных районах Поморья.

Северная роспись: пермогорская, мезенская, верхнетоемская, ракульская Её символика. (практическое занятие).

Резьба по кости. Шитьё жемчугом. Плетение и бересты. Творческая мастерская (плетение закладок).

Урок 14 - 16. Традиционная северная кукла. История появления и развития северной народной куклы. Многообразие видов и форм северной куклы. Традиции и обрядность, связанные с куклой. Значение народных игрушек в жизни и воспитании детей. «Ремесленная мастерская» (практ.)

Урок 17 - 18. Поморская семья. Состав поморской семьи. Большак и большуха: их основные обязанности. Уклад жизни поморской семьи. Распределение трудовых обязанностей в семье. Образ жизни и семейное обустройство.

Урок 19 - 20. Поморский род. Поморская семейно-родственная терминология. Родство кровное и не по крови. Свойственники и сродственники. Крестовые братья. Духовное родство. Крепость родственных отношений.

Урок 21 - 22. Моя родословная. Технология составления родословной. Практическое занятие по составлению родословной.

Урок 23 – 24. «Что в имени тебе моём». Происхождение и значение имён и фамилий. «Уличный устав» и его место в этикете поморов.

Урок 25 - 26. Северный костюм. Мужской и женский костюм. Причеты. Традиции и обычаи, связанные с отдельными деталями народного костюма. Посещение ГМО «Художественная культура русского Севера»

Урок 27. Поморская кухня. Игровое занятие по традиционной народной поморской кухне.

Урок 28 – 31. Поморский дом. Правильный выбор места и древесины для строительства. Закладка дома. Основные правила и этапы строительства дома. Приметы и поверья, связанные с процессом строительства.

Наружное и внутреннее убранство дома помора. Обереги дома. Домовые. Новоселье.


Урок 32 – 34. «Мой дом – мой мир». Изготовление мини-макета поморского дома



Список используемых ресурсов:

http://www.cultnord.ru/

http://virtmuseum.aonb.ru/z5.html

http://www.arhmuseum.ru/index.php?pid=2&page_id=48&item_id=46

http://www.rukukla.ru/article/trya/

http://tues.narod.ru/statyi/7/7.html

http://dekor.nm.ru/index.htm

http://tmntpk.ucoz.ru/


Список научно-методической литературы.

  1. Г.В. Аверкиева, Е.Ю. Ваенская, С.С.Щекина, Ю.Н.Суриков Поморские бывальщины.

  2. Т.А. Бернштам Народная культура Поморья. – М, 2008

  3. И.И.Мосеев Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка

  4. С.С.Щекина Г.В. Аверкиева, О.Б. Гринёва, Ю.Н.Суриков. Поморская семья. – Архангельск, 2008

  5. Левачева Т.А. Поморский традиционный костюм. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007

  6. Е. Б.Антропова Северный клубок. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!