Филиал «Пустошинская средняя школа – детский сад»
МБОУ «Ластольская СШ»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______________________ Протокол № ____________ __________________201__г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор _________________________ Приказ № _________________ ____________________ 201__г. |
Программа факультативного курса
«Край мой северный, родной»
в 5 классе
на 20__ - 20___ учебный год
Составитель:
Гроссу Светлана Михайловна,
учитель музыки и МХК
Пояснительная записка
Основу национального самосознания составляют чувство приобщённости ребёнка к региональной культуре, использование национального языка, знание национальных традиций. Мир помора – уникальное явление. В нём нашли своё отражение многовековой опыт, традиции, обычаи людей, научившихся жить в гармонии с природой и людьми, являющихся носителями неповторимой и самобытной культуры.
Цель курса - воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край;
Задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;
- ознакомление с историей поморского края, своего населенного пункта и г. Архангельска
- воспитание патриотического отношения к своему краю;
- развитие познавательных интересов;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
Программа предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на один год. Предполагается работа, как в группе, так и индивидуально. Программа предполагает необходимость вовлечения учащихся в предметно-практическую, в том числе исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, культуры и природы родного края. Большое значение в решении поставленных задач играют такие формы уроков, как: урок-путешествие; урок-экскурсия в музей; урок - практическое занятие; урок-рассказ; урок-беседа; интеллектуальные и ролевые игры; экскурсии, мастер – классы, праздники, творческие мастерские.
Основной метод организации урока в данном курсе – рассказ учителя, содержанием которого являются исторические факты, события реальной жизни, стихи, сказки, фрагменты художественных произведений.
При реализации данной программы возможно использование таких форм как: мини-исследование, игра-путешествие, экскурсия в краеведческий музей, просмотр и обсуждение фильмов, музейные уроки и пр.
Программа предполагает следующую временную нагрузку: 34 часа в год (1 час в неделю).
К прогнозируемым результатам программы « Край мой северный, любимый» относятся следующие знания и умения:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Тематическое планирование
№ урока четв./п.п | Тема занятия |
1 | Издосель пошла земля поморская |
2-3 | История заселения и освоения Поморья |
4-7 | Основные виды поморских промыслов |
8-13 | Основные занятия поморов. Северные ремёсла. |
14-16 | Традиционная северная кукла. Ремесленная мастерская |
17-18 | Поморская семья |
19-20 | Поморский род |
21-22 | Моя родословная |
23-24 | «Что в имени тебе моём» |
25-26 | Северный костюм |
27 | Поморская кухня |
28-31 | Поморский дом |
32-34 | «Мой дом – мой мир» |
Содержание программы «Край мой северный, любимый»
Урок 1. Издосель пошла земля поморская. Особенности социокультурной и экономической среды Поморья. «Море – для поморов поле».
Урок 2 - 3. История заселения и освоения Поморья. Ушкуйники. Заволочье. Поморские берега. Гандвик. Губа.
Урок 4 - 7. Основные виды поморских промыслов. История морского и зверобойного промыслов. «Щетные ящички». Поморская лоция. Солеварение. Добыча жемчуга речного и морского. Промысел слюды. Добыча и выплавка железа, меди и серебра. Берестяной промысел.
Посещение Архангельского областного краеведческого музея.
Урок 8 - 13. Основные занятия поморов. Северные ремёсла.
Узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Особенности орнамента и приёмы исполнения в разных районах Поморья.
Северная роспись: пермогорская, мезенская, верхнетоемская, ракульская Её символика. (практическое занятие).
Резьба по кости. Шитьё жемчугом. Плетение и бересты. Творческая мастерская (плетение закладок).
Урок 14 - 16. Традиционная северная кукла. История появления и развития северной народной куклы. Многообразие видов и форм северной куклы. Традиции и обрядность, связанные с куклой. Значение народных игрушек в жизни и воспитании детей. «Ремесленная мастерская» (практ.)
Урок 17 - 18. Поморская семья. Состав поморской семьи. Большак и большуха: их основные обязанности. Уклад жизни поморской семьи. Распределение трудовых обязанностей в семье. Образ жизни и семейное обустройство.
Урок 19 - 20. Поморский род. Поморская семейно-родственная терминология. Родство кровное и не по крови. Свойственники и сродственники. Крестовые братья. Духовное родство. Крепость родственных отношений.
Урок 21 - 22. Моя родословная. Технология составления родословной. Практическое занятие по составлению родословной.
Урок 23 – 24. «Что в имени тебе моём». Происхождение и значение имён и фамилий. «Уличный устав» и его место в этикете поморов.
Урок 25 - 26. Северный костюм. Мужской и женский костюм. Причеты. Традиции и обычаи, связанные с отдельными деталями народного костюма. Посещение ГМО «Художественная культура русского Севера»
Урок 27. Поморская кухня. Игровое занятие по традиционной народной поморской кухне.
Урок 28 – 31. Поморский дом. Правильный выбор места и древесины для строительства. Закладка дома. Основные правила и этапы строительства дома. Приметы и поверья, связанные с процессом строительства.
Наружное и внутреннее убранство дома помора. Обереги дома. Домовые. Новоселье.
Урок 32 – 34. «Мой дом – мой мир». Изготовление мини-макета поморского дома
Список используемых ресурсов:
http://www.cultnord.ru/
http://virtmuseum.aonb.ru/z5.html
http://www.arhmuseum.ru/index.php?pid=2&page_id=48&item_id=46
http://www.rukukla.ru/article/trya/
http://tues.narod.ru/statyi/7/7.html
http://dekor.nm.ru/index.htm
http://tmntpk.ucoz.ru/
Список научно-методической литературы.
Г.В. Аверкиева, Е.Ю. Ваенская, С.С.Щекина, Ю.Н.Суриков Поморские бывальщины.
Т.А. Бернштам Народная культура Поморья. – М, 2008
И.И.Мосеев Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка
С.С.Щекина Г.В. Аверкиева, О.Б. Гринёва, Ю.Н.Суриков. Поморская семья. – Архангельск, 2008
Левачева Т.А. Поморский традиционный костюм. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007
Е. Б.Антропова Северный клубок. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008