Данный курс предназначен для учащихся 7 класса не профильного уровня обучения, рассчитан на 34 учебных часа.
Цель курса: создание необходимых условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических знаний в области экспериментальной работы по предмету, которые бы позволили самостоятельно приобретать необходимые умения и навыки.
Задачи: развитие устойчивого интереса к изучению физики и проведению самостоятельного физического эксперимента; создание положительной мотивации обучения.
Занятия построены таким образом, чтобы показать школьникам не только и не столько красоту задач расчетного характера, но и задач качественных и особенно практических задач, направленных на изучение своего организма, окружающего мира, особенно исследовательских задач, связанных с измерением величин, характеризующих окружающие объекты. При работе с подобными задачами у них будет сформировываться навык работы с измерительными приборами, желание познать окружающий мир, объяснить увиденное научными терминами. В конце учебного года особое внимание обращается на решение задач повышенного уровня сложности, олимпиадных задач.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по физике для 7 класса»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 230»
Программа факультативного курса по физике 7 класс
«Физические величины и их измерение»
Автор: Сергей Викторович Фомичев
учитель физики высшей категории
МОУ «Лицей № 230»
г. Заречный
Пензенской области.
2017
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 7 класса не профильного уровня обучения, рассчитан на 34 учебных часа.
Цель курса: создание необходимых условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических знаний в области экспериментальной работы по предмету, которые бы позволили самостоятельно приобретать необходимые умения и навыки.
Задачи: развитие устойчивого интереса к изучению физики и проведению самостоятельного физического эксперимента; создание положительной мотивации обучения.
Занятия построены таким образом, чтобы показать школьникам не только и не столько красоту задач расчетного характера, но и задач качественных и особенно практических задач, направленных на изучение своего организма, окружающего мира, особенно исследовательских задач, связанных с измерением величин, характеризующих окружающие объекты. При работе с подобными задачами у них будет сформировываться навык работы с измерительными приборами, желание познать окружающий мир, объяснить увиденное научными терминами. В конце учебного года особое внимание обращается на решение задач повышенного уровня сложности, олимпиадных задач.
В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:
самостоятельные миниисследования;
доклады учащихся с последующей научной дискуссией;
подготовка учебных и научно – популярных презентаций;
проведение предметных лабораторных работ;
работа со справочной литературой по предмету, научными энциклопедиями, статьями в интернете на научных сайтах.
В процессе обучения учащиеся получают следующие умения:
наблюдать и изучать природные явления и окружающие объекты;
самостоятельно описывать результаты полученных наблюдений;
выполнять измерения различными методами;
работать с дополнительными источниками знаний.
ПРОГРАММА
«Физические величины и их измерение»
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)
Наблюдения, опыт и эксперимент в физике. Измерения в физике. Измерения размеров малых тел методом рядов. Тепловое расширение тел. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.
Взаимодействие тел (11 часов)
Различные скорости движения тел в природе и технике. Расчет пройденного пути и времени движения. Явление инерции в природе и технике. Различные способы измерения массы и объема тел. Плотность вещества. Расчет массы, объема и плотности тел. Решение комбинированных физических задач. Сила тяжести и сила упругости. Вес тела. Графическое изображение сил, сложение сил. Проявление действия силы трения в природе и технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (11 часов)
Давление. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Измерение атмосферного давления в г. Заречный. Составление и решение качественных задач. Изготовление манометров и измерение ими давления. Изучение принципа работы гидравлического пресса. Значение закона Архимеда в природе и технике. Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа. Мощность. Энергия (7 часов)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы и их значимость в практической деятельности человека. Изучение работы простых механизмов. Расчет эффективности механических систем, содержащих простые механизмы. Коэффициент полезного действия механизмов. Энергия.
Календарно-тематическое планирование
факультативных занятий по физике
в 7 классе
«Физические величины и их измерение»
1 ч. в неделю
№ занятия | Дата по плану | Дата факт. | Тема занятия | Кол. часов по плану | Факт. число часов | Примечание |
Первоначальные сведения о строении вещества 5 часов |
1 | | | Наблюдения, опыт и эксперимент в физике | 1 | | |
2 | | | Измерения | 1 | | |
3 | | | Измерения размеров малых тел | 1 | | |
4 | | | Тепловое расширение тел | 1 | | |
5 | | | Агрегатные состояния вещества | 1 | | |
Взаимодействие тел 11 часов |
6 | | | Различные скорости движения тел в природе и технике | 1 | | |
7 | | | Расчет пути и времени движения | 1 | | |
8 | | | Явление инерции в природе и технике | 1 | | |
9 | | | Различные способы измерения массы и объема тел | 1 | | |
10 | | | Плотность вещества | 1 | | |
11 | | | Расчет массы, объема и плотности тел | 1 | | |
12 | | | Решение комбинированных задач | 1 | | |
13 | | | Сила тяжести и сила упругости | 1 | | |
14 | | | Вес тела | 1 | | |
15 | | | Графическое изображение сил, сложение сил | 1 | | |
16 | | | Проявление силы трения в природе и технике | 1 | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов 11 часов |
17 | | | Давление | 1 | | |
18 | | | Закон Паскаля | 1 | | |
19 | | | Расчет давления на дно и стенки сосуда | 1 | | |
20 | | | Измерение атмосферного давления в г. Заречный | 1 | | |
21 | | | Составление и решение качественных задач | 1 | | |
22 | | | Изготовление манометров и измерение давления | 1 | | |
23 | | | Изучение работы гидравлического пресса | 1 | | |
24 | | | Значение силы Архимеда в природе и технике | 1 | | |
25 | | | Плавание судов | 1 | | |
26 | | | Воздухоплавание | 1 | | |
27 | | | Составление и решение качественных задач | 1 | | |
Работа. Мощность. Энергия 7 часов |
28 | | | Механическая работа | 1 | | |
29 | | | Мощность | 1 | | |
30 | | | Простые механизмы | 1 | | |
31 | | | Изучение работы простых механизмов | 1 | | |
32 | | | Расчет механических систем, содержащих простые механизмы | 1 | | |
33 | | | Коэффициент полезного действия механизмов | 1 | | |
34 | | | Энергия | 1 | | |
Литература:
"Физика вокруг нас". С.С. Хилькевич. Библиотечка "Квант". Выпуск 64
"Физические парадоксы". В.Н. Ланге
"Физический фейерверк" Дж. Уокер
"Опыты в домашней лаборатории". Библиотечка "Квант". Выпуск 4.
"Занимательная механика." Я.И. Перельман
"Занимательная техника в прошлом." В.И. Лебедев
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений.
Лукашик В.И. Школьные олимпиады по физике.
Интернет – ресурсы:
http://distphysics7.blogspot.com/p/blog-page_07.html
http://chemistry-chemists.com/forum/viewforum.php?f=35
http://class-fizika.narod.ru
http://www.all-fizika.com