Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с.п. «Село Боктор»
Рабочая программа факультативных занятий
«Веселые и находчивые бизнесмены»
Развитие линии начального математического образования
«Работа с тестовыми задачами»
на основе интеграции
математических и экономических знаний
4 класс
Срок реализации 2017-2018 уч.год
Составитель программы:
учитель начальных классов
Сорокина М.Г.
I квалификационная категория
2017 г.
Пояснительная записка
Хотите, чтобы ребенок был выше –
учите его быть выше.
В период экономических преобразований в стране формирование современного инновационного рыночного сознания в деятельности становится социальным заказом, который можно реализовать уже в начальных классах. Экономика завтрашнего дня требует новых уровней математической грамотности, культуры и компетентности.
Рабочая программа факультативных занятий составлена на основе сборника задач с экономическим содержанием для учащихся четвертых классов «Веселые и находчивые бизнесмены» (Н.С.Абраменко; Хабаровск: Изд.дом «Приамурские ведомости», 2013 г.), который разработан в полном соответствии с ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана в соответствии с Примерной программой по математике для начальной школы, Программой развития и формирования универсальных учебных действий для начальной школы и направлена на достижение обучающимися высоких предметных и метапредметных результатов с учетом внутрипредметных и межпредметных связей.
Пояснительная записка составлена по материалам Всероссийского Форума «Инновационные технологии в образовании» (Проект «Веселые и находчивые бизнесмены», автор: ст.методист центра развития образования КГБОУ ДПО ХК ИРО Н.С.Абраменко, 2013 г.
Сборник содержит большой набор текстовых задач различной степени трудности. Планомерная работа над задачами с экономическим содержанием приучает ребенка к моделированию ситуаций, использованию геометрических образов, выбору наиболее целесообразного способа решения, презентации различных способов рассуждения, наблюдению за изменением решения при изменении условия, контролю за своими действиями.
Работа с тестовыми задачами включает в себя следующие линии: «Работа с данными», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Арифметические действия». Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического, а значит и общего развития школьников и в дальнейшем отражается на способности решать любые жизненные задачи.
Задача – это ситуация. Работа над задачей начинается с анализа экономических ситуаций, возможных при ведении хозяйства в сказочном лесу. Что может быть увлекательнее процесса, когда решение задач представлено в форме интеллектуального приключения?! Сочетание обязательного и углубленного математического содержания и экономического сверхсодержания создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности обучащихся.
Научиться решать задачи чрезвычайно важно. В процессе работы обучающиеся приходят к осознанию того, что результат решения задачи не является их главной целью. Желание помочь лесным жителям мотивирует даже детей, не увлеченных математикой. Желание - важнейшее условие не только для приобретения умения решать задачи, но и для любой самостоятельной деятельности. Оно любое дело превращает в творческое, делает его любимым, сливает воедино наши «хочу», «должен» и «могу».
Главное для каждого ребенка в процессе решения задачи научиться чему-то новому, понять, что по структуре деятельности все задачи практически одинаковы, овладеть новыми методами решения задач, накопить определенный опыт и приобрести устойчивые умения и навыки решения задач практического характера. Тот, кто отрабатывал свои умения на «экспериментальном поле», сидя за школьной партой, тот сумеет решить и другие задачи по жизни. Чем раньше выработается умение, тем устойчивее и разностороннее будет сформировано умение решать задачи.
Овладеть устойчивым умением решать текстовые задачи с экономическим содержанием в начальной школе могут все. Как научить детей решать задачи? Решение задач – непростая работа. Материалом для работы являются сами задачи. Освоил ребенок методы решения задач - приобрел инструменты для работы, научился решать задачи – значит, научился подбирать нужный инструмент к материалу. Ребенку надо научиться ставить задачи, которые начинаются с вопроса "КАК?" и доводить начатое дело до конца. Ищи ответ, пока не найдешь. Свои планы, мечты, претворяй в жизнь, то есть, действуй!
Критерием успеха служит количество верно решенных задач блока.
Учебно-методические и программно-методические ресурсы:
Учителю:
Ученикам:
Интерактивные тесты «Веселые и находчивые бизнесмены.
Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся четвертых классов".
План работы
1 ч. в неделю
Количество посещающих факультатив: ____ чел.
Все занятия проводятся в форме практических работ.
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Стр. | Отметка о посещаемости, примечания |
| | Составные задачи на нахождение в «скелете» первого, второго числа и целого | 2 | 4-6 | |
|
| | Часть от целого и целое по его части | 2 | 6-8 | |
|
| | Составные задачи на кратное сравнение | 2 | 8-10 | |
|
| | Задачи на нахождение произведения | 2 | 10-12 | |
|
| | Задачи на нахождение двух чисел | 2 | 12-14 | |
|
| | «Разница в… даёт разницу…» | 2 | 14-17 | |
|
| | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности. Задачи с «хвостиком» | 2 | 17-19 | |
|
| | Задачи на нахождение чисел по сумме и кратному отношению | 2 | 19-21 | |
|
| | Задачи «на…, во…» | 2 | 22-24 | |
|
| | Задачи на уравнивание | 2 | 24-26 | |
|
| | Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно | 2 | 26-28 | |
|
| | Задачи на удаление данных | 2 | 29-30 | |
|
| | Задачи на двжение | 2 | 31-33 | |
|
| | Задачи на величины | 2 | 33-35 | |
|
| | Задачи на упорядочение множеств | 2 | 36-39 | |
|
| | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | 39-41 | |
|
| | Логические задачи | 2 | 41-43 | |
|
Итого | 34 | | |
Список использованной литературы автором для составления сборника задач
Бочарова О.В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2003.
Вигдорчук Е.В., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М.: Вита-Пресс, 1995.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело - Вита-Пресс, 1994.
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М.: - Вита-Пресс, 1997.
Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая сказка для детей. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2004. 160 с.
Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 144 с.
Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и ее друзей: учебное пособие для 3-4 классов. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2005. 160 с.
Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, 1997. №5.
Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1998.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. М.: Начала-Пресс, 2005.
Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 2002.
Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 2007