П Р О Г Р А М М А
ФГОС
1.Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно – эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Она рассчитана на 1 год обучения для детей 8 – 12лет.
Актуальность проблемы.
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко второму тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.
Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.
Также в программе несколько часов отводится для девочек, которые любят наряжать своих любимых кукол.
Маленькие девочки очень любят играть в куклы, они представляют себя во «взрослой» жизни то девушками, то деловыми женщинами, то мамами. Девочкам очень хочется узнать как можно больше об этом мире, и куклы помогают им в этом.
Повседневная жизнь, разные профессии, «взрослая» мода, искусство, спорт – кукла дает им возможность попробовать себя во всем. Такие игры развивают детское воображение. В куклах воплощаются их мечты о будущем и представления о жизни.
Миниатюрные наряды с крошечными молниями, кнопками, пуговичками и петельками развивают детские творческие способности в мире моды.
Наряжая куклу в национальные костюмы, дети также узнают о моде и культуре разных стран. В процессе занятий дети делают зарисовки костюмов для кукол, выбирают ткань, подбирают отделку (тесьму, кружево, мех, ленточки…).
Занятия по изготовлению мягкой игрушки и пошива изделий для кукол направлены на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком для близких людей, для друзей, и возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.
Человек, создающий что – то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:
- радость общения
- удовлетворение результатами своего труда
- исключение боязни неудачи (любой результат положителен)
- создание обстановки взаимопомощи.
А задача педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде и профессии. Дать право на свободный творческий поиск.
Ручной труд является эффективным для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.
Цель: Привить детям любовь к ручному труду, научить простейшим техническим приемам в области шитья, способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Задачи:
- Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров;
- Научить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы;
- Научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;
- Обучить правильному подбору ткани, фурнитуры, ниток по цвету, виду и назначению, изучению терминологии швейных работ, специальных терминов;
- Научить правильно пользоваться необходимыми швейными инструментами и приспособлениями (ножницами, иглой, нитками);
- Ознакомить с различными видами ткани и приемами изготовления аппликаций;
- Научить работать с книгой по мягкой игрушке, энциклопедией о моде;
- Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим;
Для работы имеется красочная книга «Энциклопедия моды для Барби», книга «Мягкая игрушка», по которой дети смогут подобрать по своему вкусу, желанию образец для работы. Также имеются образцы готовых изделий.
Для проведения занятий имеется наглядный материал: альбом с образцами тканей, образцы готовых изделий, картонные лекала для всей группы, материал в иллюстрациях о видах и назначении одежды. Для работы имеются иглы, нитки, ткани, мел, карандаши, альбомы.
Программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.
По итогам года проводится заключительная выставка детского творчества, на которой будут представлены лучшие работы детей. Наиболее интересные работы можно отметить грамотами, дипломами, свидетельствами.
Формы работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
В программе используются следующие методы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий).
- репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.
- изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, повышению уровня самооценки ребенка.
Материалы и инструменты:
- Образцы мягких игрушек, сделанные руками учителя;
- Лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; синтепон, поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы и др;
- Швейные нитки разного цвета;
- Карандаши, альбом, картон, папка для хранения лекал и выкроек;
- Таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним;
- Электрический утюг.
Порядок работы:
Вводный инструктаж к началу работы
Особенности выполнения изделия
Беседа
Заготовка выкроек – лекал
Подбор тканей, меха, отделки
Практическое выполнение модели. Декоративное оформление
Презентация изделия
Фотографирование ученика с изделием
В результате освоения курса дети должны знать и уметь:
- Уметь определять вид ткани и других используемых материалов
- Уметь изготовить игрушку или другое изделие при минимальной помощи педагога
- Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край»,
« петельный»)
- Знать виды и особенности прикладного искусства
- Знать правила безопасного труда на занятиях
Учебно-Тематический план
Содержание разделов и тем.
Тема № 1 Вводное занятие. (2ч)
Знакомство. Задачи работы объединения. План работы. Оборудование кабинета и организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях. Правила безопасности труда. Демонстрация образцов различных изделий.
Подготовка к самостоятельной работе с инструментами и приспособлениями. (Иглы, ножницы, нитки, швейные булавки, мел, мыло, карандаш, наперстки, картон для лекал, альбомы для работы, тетради)
Тема № 2 Виды ручных работ (2ч )
Правила выполнения ручных работ. Приемы выполнения стежков и строчек:
- шов «вперёд иголка»
- шов «строчка»;
- шов «через край»;
- шов «назад иголка»;
- шов «петельный».
Пришивание пуговиц, крючков, блесток. Изготовление ручных петелек для пуговиц. Терминология, используемая при выполнении ручных работ. Правила по технике безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа:
Выполнение различных видов швов на кусочках ткани
Тема № 3 Настенное панно (для кухни и прихожей). Способы закрепления нити. (2ч)
Подготовка к самостоятельной работе с инструментами и приспособлениями. (Иглы, ножницы, нитки, швейные булавки, мел, мыло, карандаш, наперстки, картон для лекал, альбомы для работы, тетради)
Подбор образцов тканей по виду, цвету и назначению. Определение модели панно. Подбор дополнительных материалов. Пробные работы по закреплению нитей.
Изготовление настенного панно с элементами аппликации.
Просмотр современных журналов по рукоделию. Виды настенных панно. Выбор сюжета, определение размера готового изделия.
Практические занятия.
Раскрой деталей для изготовления декоративного панно.
Изготовление настенного панно с элементами аппликации. Отделка и оформление в рамку готовой работы.
Изготовление настенного панно в технике лоскутной пластики.
Беседа об изделиях, которые можно выполнить с элементами лоскутной пластики. Просмотр современных журналов по рукоделию. Виды настенных панно. Выбор сюжета, определение размера.
Практические занятия.
Раскрой деталей для изготовления декоративного панно.
Изготовление настенного панно в технике лоскутной пластики. Отделка и оформление готовой работы.
Тема № 4 Лоскутные мелочи ( бусы, броши, кулоны, салфетки…) (2ч)
Просмотр современных журналов по рукоделию. Определение модели броши, заколки, карандашницы, сумочки, косметички, сувенира и т. д. Подбор образцов тканей по виду, цвету и назначению. Подбор дополнительных материалов. Раскрой деталей для изготовления изделия. Технология выполнения. Терминология ручных работ.
Тема № 5 Изготовление игольницы в виде объемной мягкой игрушки.(2ч)
Терминология применяемая для деталей кроя.
Рекомендуемые ткани. Выбор ткани и фасона. Норма расхода ткани. Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Соблюдение лицевой и изнаночной стороны ткани и направления рисунка. Подбор тесьмы или кружева. Последовательность и приемы технологической обработки. Оценка качества работы. Самоконтроль.
Тема № 6 Мягкая игрушка по индивидуальному выбору. (2ч)
Применение «полезных» игрушек в быту. Назначение и виды «полезных игрушек». Подготовка материалов для изготовления органайзера с карманчиками: «Мишка», «Зайчик»,«Помидор»,»Тыква», «Рыбка», «Цветок». Подготовка набивки (синтепон).
Практическая работа:
- зарисовка игрушки – органайзера;
- выполнение выкроек-лекал;
- подбор и раскрой ткани;
- сметывание и сшивание деталей;
- набивка формы;
- соединение деталей, оформление игольницы;
- оценка выполненной работы, самоконтроль качества.
Тема № 7 Рисование одежды для кукол по бумажным шаблонам
в цвете. (2ч)
Выбор модели одежды. Зарисовки в альбоме. Оформление модели в цвете. Описание модели и дополнительных деталей. (карманы, воротнички, манжеты, банты,…) . Зарисовки народного костюма в цвете, с учетом пропорций шаблона куклы.
Русский народный костюм. Хантыйский национальный костюм. История украшения костюма.
Тема № 8 Объемная аппликация. Особенности изготовления. Используемые материалы: ткань, мех. Правила раскроя из меха. (2ч)
Сюжетная аппликация (индивидуальная работа).
Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Отделочные элементы: стежка, сборка, рюши, фестоны.
Практическая работа: отработка по образцам навыков составления узоров из различных лоскутных элементов: полос, квадратов, треугольников, многоугольников. Выбор и изготовление лоскутной игрушки (кукла, змея, клоун, и др.) Подбор тканей для выбранной игрушки. Раскрой ткани по шаблону. Изготовление фестонов. Пошив головы игрушки. Сборка и декоративное оформление игрушки.
Тема № 9 Цветы для одежды, интерьера, для игрушек. (2ч)
Немного из истории украшения одежды цветами, основные правила дизайна: форма, цвет, материал.
Инструменты и приспособления. Методика и технология изготовления цветов из ткани. Подготовка ткани для цветка, нитки светло – жёлтого цвета для сердцевины.
Крой фрагментов лепестков и листиков по шаблону. Сборка бутона.
1 – й этап работы: Обводка и крой модулей лепестков (5 маленьких лепестков, 5 больших и серединка цветка).
2 – й этап работы: Сборка лепестков в бутон.
3 – й этап работы: Придание формы лепесткам (оформление лепестков);
Изготовление сердцевины бутона.
Тема № 10 Новогодние сувениры. Декоративные швы в изготовлении сувениров. Творческое использование известных и новых способов работы. (2ч)
Зимнее рукоделие. Новогодние подарки и ёлочные украшения. Основные виды швов «вперед иголку», «через край».
Правила пользования шаблонами, выкройками. Правила раскроя. Изготовление изделий по выкройке и образцу, по эскизу и выкройке (шаблону), рождественский сапожок, звёздочка, ёлочная игрушка и т. д.
Тема № 11 «Все для дома, все для семьи» Разработка бытовых вещей, применяя в работе формулу « красота + польза». Декоративные подушки. (2ч)
Изготовление декоративной диванной подушки на выбор:
Виды декоративных диванных подушек. Выбор лоскутного узора, определение размера блока и диванной подушки.
Беседа об изделиях, которые можно выполнить с элементами аппликации. Просмотр современных журналов по рукоделию. Виды декоративных диванных подушек. Выбор сюжета, определение размера готового изделия.
Практические занятия.
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой. Изготовление декоративной диванной подушки с элементами аппликации. Отделка и оформление готовой работы.
Тема № 12 Грелки на чайник. Прихватки-рукавицы.
Тапочки для гостей. (2ч)
Беседа о том, как оживить интерьер дома, как освежить кухню при помощи красивых и полезных вещей, выполненных своими руками, сделать подарок маме . Определение изделия на выбор.
Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток.
Общие понятия о видах и назначениях кухонных комплектов.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка кухонного комплекта, состоящего из полотенца, прихваток и салфетки.
Пошив грелки на чайник.
Общие понятия о видах, формах и назначении грелки на чайник. Определение формы, размера и отделки грелки на чайник.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка грелки на чайник.
Пошив рукавички – прихватки.
Общие понятия о видах и назначении рукавички – прихватки. Определение размера и выбор отделки рукавички – прихватки.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка рукавички – прихватки.
Пошив тапочек.
Общие понятия о видах, формах и назначении тапочек из драпа. Определение размера и отделки тапочек.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка тапочек из драпа.
Тема № 13 Сумочки для девочек, выполненные в технике аппликации с применением бисера. (2ч)
Из истории возникновения сумок. ). Общие понятия о видах и назначении сумок из ткани. Рекомендации по выполнению работ. Выполнение эскиза, подбор ткани, подбор декоративных элементов. Определение формы, размера и назначения изготавливаемой сумки.
Раскрой сумки.
Практическая работа:
- раскрой сумки;
- подготовка передней части сумки к декорированию;
- нанесение рисунка, орнамента для отделки сумки на бумагу, заготовить ручки и карман;
- обработка верхнего среза кармана в подгибку с закрытым срезом;
- заметка припусков по боковым и нижнему срезам;
- декорирование кармана (отделка мехом, бисером, пайетками…)
- расположение заготовленного кармана по центру передней стенки сумки, настрачивание или соединение ручными стежками;
- обработка ручек по разметкам;
- стачивание боковых и нижнего срезов сумки, застрачивание уголков донышка;
- расположение ручек по разметкам, настрачивание;
- очистка сумки от ниток, лишнего меха.
Тема № 14 Рамочки для фотографий вышитые ленточками. (2ч)
История вышивки. Лента и вышивка. Техника исполнения. Перевод рисунка. Простейшие швы. Закрепление швов.
Практическая работа:
- шов «Узелки» разметка вышивки на ткани;
- подготовка ленты к вышивке;
- завязывание узелка (плоский узел);
- закрепление ленты в ткани;
- протягивание ленты на лицевую сторону ткани;
- перевивание иголки лентой;
- прокол иглой на изнаночную сторону.
Узор «Роза». Техника выполнения узора «Роза». Технологическая последовательность разметки узора и вышивки. Вышивание нитками №40 или мулине в два сложения в тон ленты звезды с пятью лучами. Закрепление нитки с изнаночной стороны. Изготовление плоского узла и протягивание ленты на лицевую сторону в центре звезды.
Тема № 15 Кукла. Рукоделие в духе народных традиций. Тряпичная кукла в народном быту. Рисование моделей куклы по шаблону. (2ч)
Тряпичные куклы как искусство. Появление первых кукол Древняя Греция, Европа. История современной куклы манекенщицы Барби из пластмассы.
Рассказы о русских куклах, о куклах северных народов.
Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") – это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Куколку можно положить малышу под подушку, она будет успокаивать и оберегать его сон
Изготовление русской народной куклы "Крупенички"
Выбор мягкой ткани для изготовления куклы (трикотаж, флисс),
Раскрой и сшивание мешочка, засыпание в мешочек любой крупы ( гречка, пшено) и завязывание его, чтобы крупа не рассыпалась.
Тема № 16 Национальные особенности хантыйского костюма.
Орнамент народов ханты.
Отделка изделий мехом. Орнамент на цветных тканях. Вышивка орнамента бисером, блестками. Основные схемы расположения орнамента. Постановка творческой задачи: изобразить орнамент в полосе, квадрате, круге. Использование своих зарисовок мотивов народного орнамента в пошиве различных изделий для куклы или в пошиве мешочка для мелочей.
Практическая работа:
- самостоятельное выполнение орнамента;
- прорисовка узоров карандашом, выбор цветовой гаммы;
- перенос узора на изделие;
- выполнение орнамента бисером или блестками;
- подведение итогов;
- демонстрация лучших работ.
Тема № 17 Заключительное занятие. Подведение итогов года. (3ч) Выставка работ. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.
Используемая литература
1.«Энциклопедия моды Барби». Москва «Астрель» АСТ, 2002г.
2. «Мягкая игрушка». Москва «Рипол классик», 2001г.
3. «Вышивка шелковыми лентами». Москва «АСТ – Пресс», 2003г.
4. «Русские традиции в костюме». Москва «Ирма – декор», 2007г.