Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 город Асино Томская область
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № __ от «_____»_______201 4 г. Руководитель МО ___________Исраилова Н.А. | | «Утверждаю» Приказ № __ от «__» _2013г Директор МБОУ – СОШ№1 _________ Некрасовой О.В. |
ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКОГО КРУЖКА
Умники и умницы
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Составил:
Тидэ Людмила Александровна
учитель физики первой квалификационной категории
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Обучающиеся 7 класс кружка «Умники и умницы» работают по программе согласованной по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.
Ведущая идея программы – показать единство природных процессов,
общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.
Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным
наукам, формированию мировоззрению учащихся.
Задачи программы – расширение знаний учащихся по физике;
приобретение практических, информационных,
коммуникативных умений учащихся;
развитие интеллектуальных и творческих способностей
в процессе решения задач, выполнения опытов,
подготовки творческих работ;
экологическое воспитание школьников.
Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.
Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы, при этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.
Количество членов кружка – 15 человек, изъявивших желание.
Занятия – 1 час в неделю.
Занятия проводятся в кабинете физики, на природе.
Ожидаемый результат. К концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии и географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, анемометром и другими. Принимать участие в викторине, подготовить доклады и проект.
Итоги подводятся путем проведения олимпиады и защиты проектов.
Планирование занятий кружка на 2015-2016 уч. годы
тема занятия. | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ПО ПЛАНУ/ ПО ФАКТУ |
1. | Организационное занятие. Что читать по физике и биологии. | |
2. | Измерение физических величин. Растения «хронометры». Цветочные часы. Решение задач на определение цены деления и погрешности измерительных приборов. | |
3. | Первоначальные сведения о строении вещества. Роль диффузии в природе. Явления космоса. | |
4. | Распространение загрязняющих веществ в водоемах Решение качественных задач на явление диффузии. | . |
5. | Взаимодействие тел. Использование в технике принципов движения живых существ. | |
6. | Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека». | |
7. | Примеры различных значений величин, описывающих механические движения в живой природе. | |
8. | Решение задач физико-биологического содержания. На механическое движение. | |
9. | Сочинение сказок «О скорости, массе и силе». Решение графических задач на механическое движение. | |
10. | Практическая работа «Определение плотности природных материалов». | |
11. | Определение запаса влаги на участке. Решение задач на плотность, массу, объем тел. Работа над проектами по теме физика вокруг нас». | |
12. | Знакомство с cилами природы. Сила тяжести на других планетах. Решение задач на силу тяжести | |
13. | Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев | . |
14. | Решение задач на силу упругости. Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера». | |
15. | Роль трения в природе. Работа над проектами по теме «Физика вокруг нас». | |
16. | Решение качественных и расчетных задач на силы природы. Сочинение «Мир без трения». | |
17. | Давление твердых тел, жидкостей и газов Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. | |
18. | Решение задач на давление. | . |
19. | Атмосфера нашей планеты Атмосферное давление в жизни человека. | |
20. | Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода | |
21. | Решение задач на атмосферное давление. | . |
22. | Атмосферное давление и медицина. Работа над проектами по теме «Физика вокруг нас». | |
23. | Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека». | |
24. | Глубоководные животные и их приспособленность. Водные растения | |
25. | Подводные мастера. | |
26. | Физико-биологическая викторина | . |
27.- 28. | Работа и энергия. Рычаги в природе. Решение задач. | |
29. | Энергия рек и ветра. | |
30-31.. | Познай себя «Определение максимальной мощности ученика». Решение задач на работу и мощность. | . |
32 | Защита проектов по теме «Физика вокруг нас» | |
33 | Защита проектов по теме «Физика вокруг нас» | |
34. | Итоговое занятие | . |
Самостоятельные творческие работы учащихся.
1. Изготовление простейших приборов и приспособлений, пособий
(дождемер, плотномер, динамометр, жидкостный манометр, прибор для демонстрации закона Паскаля, ареометр, поршневой насос).
2.Домашние лабораторные работы:
«Определение площади березового листа»;
«Рассчитать среднюю плотность человеческого тела, куска мыла, масла и т. п.»;
«Измерение роста человека, сравнение размеров утром и вечером».
«Измерение длины шага».
3. Составление кроссвордов и чайнвордов.
4. Изготовление комиксов, рисунков «Физика в веселых картинках».
5. Подготовка и приведение занимательных опытов.
6. Наблюдение за изменением атмосферного давления по барометру.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Изготовление простейших приборов и приспособлений, пособий.
Написание рассказа «Мне приснился удивительный сон».
Составление кроссвордов и чайнвордов.
Изготовление самодельных картин «Физика в веселых картинках».
Подготовка и проведение занимательных опытов.
Проведение опытов.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
«Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Составитель И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986 год.
Серия «Что есть что». Слово, 2004 год.
С.Ф. Покровский «Наблюдай и исследуй сам».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Ф. Потури «Растения – гениальные инженеры природы». М.: Прогресс, 1979 год.
Ю.И. Дик, И.К. Турышева «Межпредметные связи курса физики в средней школе». М.: Просвещение,1987 год.
А.С. Енохович «Справочник по физике». М.: Просвещение, 1978 год.
Г.Р. Иваницкий «Мир глазами биофизика». М.: Педагогика, 1985 год.
В.Р. Ильченко «Перекрестки физики, химии, биологии». М.: Просвещение,1986 год.
Журнал «Физика в школе».
6