муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синеборская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:______________________
А.А. Подлипаева
Председатель ММС
«___»_____________2017 г.
ПРОГРАММА
«Формирование и мониторинг
навыков функционального чтения в средней школе»
Составители:
Малышева Полина Анатольевна,
заместитель директора по УВР,
учитель иностранного языка;
Путинцева Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
п. Синеборск
2017 г.
Пояснительная записка
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения. Актуальным является то, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение за порогом школы.
Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не умеют актуализировать свои знания и умения; не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Между тем, именно «работа с информацией, ее поиск, восприятие, анализ, переработка, трансформация, создание новой информации на основе старой составляют суть познавательных метапредметных умений и навыков. Формирование основ функционального чтения является частью методической системы учителя по организации учебной деятельности развивающего типа.
На сегодняшний день наряду с традиционными для отечественной школы методами отслеживания результатов обучения чтению существует инструментарий, разработанный для проведения различных международных сравнительных исследований в области грамотности чтения таких, как PIRLS и PISA.
В рамках этих исследований чтение понимается как «процесс декодирования смысла: умение находить в тексте скрытую или противоречивую информацию, связывать отдельные части текста, уметь за деталями видеть целое, воспринимать тонкости языка и смыслов, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом. В связи с этим методологический инструментарий герменевтики – науки о понимании смыслов текстов, исходя из их объективных и субъективных оснований, – должен стать одним из базовых в формировании культуры чтения и его развитии».
Цель курса: актуализация знаний о новых методах и технологиях обучения навыкам функционального чтения, а также их мониторинг и системное применение в учебной деятельности.
Задачи:
изучить теоретические основы функционального чтения;
систематизировать и обобщить способы и приёмы формирования навыков функционального чтения;
разработать дидактический материал для мониторинга навыков функционального чтения;
разработать учебное занятие с использованием приемов формирования навыков функционального чтения;
презентовать учебное занятие с использованием приемов формирования навыков функционального чтения.
Этапы и продолжительность образовательного процесса:
Диагностический этап:
1. Сбор руководителей образовательных программ повышения квалификации МУНО – 1час.
2. Формирование списка учителей, внедряющих в педагогическую практику приемы и способы формирования функционального чтения, анализ целевых установок слушателей курса – 1 час.
Организационный этап:
Знакомство с библиографией по теме «Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе» - 1 час.
Семинар «Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения. Приемы работы с текстом» - 1,5 часа.
Семинар «Тест для контроля навыков функционального чтения» - 1,5 часа.
Систематизация и обобщение способов и приёмов формирования навыков функционального чтения - 1 час.
Практический этап:
1. Практическая работа №1: Разработка дидактического материала для мониторинга навыков функционального чтения - 2 часа.
2. Практическая работа №2: Разработка учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения – 2 часа.
3. Практическая работа №3: Презентация учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения – 2 часа.
Аналитический этап:
Рефлексивный семинар «Проблемы и открытия. Формирование основ функционального чтения как часть методической системы учителя» (Карта обратной связи) – 2 часа.
Формы и режимы занятий содержат заочный (самостоятельный, дистанционный) и очный этапы обучения.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
| Результаты | Методы преподавания | Оценивание |
Теоретический блок | 1. Овладение теоретическими основами функционального чтения. | Лекции с использованием презентаций. | Зачет |
Практический блок | 1. Дидактический материал 2. Проект учебного занятия. | Организационно- деятельностные, разработческие семинары. | Зачет |
Формы подведения итогов реализации программы:
Сборник дидактических материалов и проектов уроков с использованием приемов формирования навыков функционального чтения.
Учебный план предусматривает 15 часов.
Раздел 1. Функциональное чтение - фундаментальная основа формирования метапредметных УУД – 5 часов.
Раздел 2. Повышение качества образования на основе принципа метапредметности - 6 часов.
Раздел 3. Анализ эффективности курса для повышения квалификации педагогов – 2 часа.
Формы контроля
Раздел 1. Зачёт по основам функционального чтения.
Раздел 2. Практические работы.
Раздел 3. Готовые продукты реализации основных задач Программы: дидактический материал для мониторинга и проект учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения.
Учебный план
Тема рассматриваемого вопроса | Кол-во часов | Содержание работы | Форма работы | Сроки | Прогнозируемый результат (продукт) |
Раздел 1. Функциональное чтение - фундаментальная основа формирования метапредметных УУД. |
Функциональное чтение - фундаментальная основа формирования метапредметных УУД. | 5 | Методы и технологии обучения навыкам функционального чтения. Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения. Приемы работы с текстом. | Обучающий семинар, дистанционное обучение | ноябрь | Овладение теоретическими основами формирования и мониторинга навыков функционального чтения. |
Раздел 2. Повышение качества образования на основе принципа метапредметности. |
Практическая работа №1 Разработка дидактического материала для мониторинга навыков функционального чтения | 2 | Знакомство с алгоритмами составления дидактических материалов. Составление тестов для мониторинга навыков функционального чтения. | дистанционное обучение | декабрь | Сборник методических материалов |
Практическая работа №2: Разработка учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения | 2 | Способы и приемы формирования навыков функционального чтения. | Разработческий семинар .Дистанционно | Январь - февраль | Технологическая карта урока |
Практическая работа №3: Презентация учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения | 2 | Открытый урок |
Открытая площадка | апрель | Видеоматериалы, сборник «Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе» |
Раздел 3. Анализ эффективности курса для повышения квалификации педагогов. |
Проблемы и открытия. Формирование основ функционального чтения как часть методической системы учителя | 2 | Анализ реализации программы. | Рефлексивный семинар | май | Карта обратной связи |
Литература
Дьяченко В.К. Дидактика в двух томах. Москва «Народное образование», 2006. 784 с.
Инновационные технологии развивающего обучения: исследования, разработки, внедрение: Материалы научно-практической конференции / ОТВ. Ред. В.Т. Ковалевич, Т.В.Сеткова. Красноярск: КГТУ, 1998. 88 с.
Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентября
Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21 -22.04.2011. Сборник тезисов и докладов
Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя.
Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.
Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе. Москва: Народное образование, 2008. 368 с.
АННОТАЦИЯ
к программе МУНО
Название «Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе»
Руководители: Малышева Полина Анатольевна, заместитель директора по УВР, МБОУ «Синеборская СОШ»; Путинцева Татьяна Семеновна, учитель начальных классов МБОУ «Синеборская СОШ».
Целевая группа: учителя-предметники
Продолжительность обучения: 15 часов.
Форма обучения: очно - дистанционная.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации программы у участников сформируется:
представление об основах функционального чтения, методах и технологиях формирования его навыков; об инструментарии мониторинга сформированности навыков функционального чтения.
Продукт: разработка и защита проектов занятий с использованием способов и приемов формирования навыков функционального чтения.