СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Синеборская средняя общеобразовательная школа»





УТВЕРЖДАЮ:______________________

А.А. Подлипаева

Председатель ММС

«___»_____________2017 г.









ПРОГРАММА

«Формирование и мониторинг

навыков функционального чтения в средней школе»

Составители:

Малышева Полина Анатольевна,

заместитель директора по УВР,

учитель иностранного языка;

Путинцева Татьяна Семеновна,

учитель начальных классов



















п. Синеборск


2017 г.

Пояснительная записка

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения. Актуальным является то, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение за порогом школы.

Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не умеют актуализировать свои знания и умения; не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Между тем, именно «работа с информацией, ее поиск, восприятие, анализ, переработка, трансформация, создание новой информации на основе старой составляют суть познавательных метапредметных умений и навыков. Формирование основ функционального чтения является частью методической системы учителя по организации учебной деятельности развивающего типа.

На сегодняшний день наряду с традиционными для отечественной школы методами отслеживания результатов обучения чтению существует  инструментарий, разработанный для проведения различных международных сравнительных исследований в области грамотности чтения таких, как PIRLS и PISA.

В рамках этих исследований чтение понимается как «процесс декодирования смысла: умение находить в тексте скрытую или противоречивую информацию, связывать отдельные части текста, уметь за деталями видеть целое, воспринимать тонкости языка и смыслов, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом. В связи с этим методологический инструментарий герменевтики – науки о понимании смыслов текстов, исходя из их объективных и субъективных оснований, – должен стать одним из базовых в формировании культуры чтения и его развитии».

Цель курса: актуализация знаний о новых методах и технологиях обучения навыкам функционального чтения, а также их мониторинг и системное применение в учебной деятельности.

Задачи:

  • изучить теоретические основы функционального чтения;

  • систематизировать и обобщить способы и приёмы формирования навыков функционального чтения;

  • разработать дидактический материал для мониторинга навыков функционального чтения;

  • разработать учебное занятие с использованием приемов формирования навыков функционального чтения;

  • презентовать учебное занятие с использованием приемов формирования навыков функционального чтения.

Этапы и продолжительность образовательного процесса:

Диагностический этап:


1. Сбор руководителей образовательных программ повышения квалификации МУНО – 1час.

2. Формирование списка учителей, внедряющих в педагогическую практику приемы и способы формирования функционального чтения, анализ целевых установок слушателей курса – 1 час.


Организационный этап:


  1. Знакомство с библиографией по теме «Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе» - 1 час.

  2. Семинар «Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения. Приемы работы с текстом» - 1,5 часа.

  3. Семинар «Тест для контроля навыков функционального чтения» - 1,5 часа.

  4. Систематизация и обобщение способов и приёмов формирования навыков функционального чтения - 1 час.


Практический этап:


1. Практическая работа №1: Разработка дидактического материала для мониторинга навыков функционального чтения - 2 часа.

2. Практическая работа №2: Разработка учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения – 2 часа.

3. Практическая работа №3: Презентация учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения – 2 часа.


Аналитический этап:



Рефлексивный семинар «Проблемы и открытия. Формирование основ функционального чтения как часть методической системы учителя» (Карта обратной связи) – 2 часа.



Формы и режимы занятий содержат заочный (самостоятельный, дистанционный) и очный этапы обучения.



Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки


Результаты

Методы преподавания

Оценивание

Теоретический блок

1. Овладение теоретическими основами функционального чтения.

Лекции с использованием презентаций.

Зачет

Практический блок


1. Дидактический материал 2. Проект учебного занятия.

Организационно- деятельностные, разработческие семинары.

Зачет

Формы подведения итогов реализации программы:


Сборник дидактических материалов и проектов уроков с использованием приемов формирования навыков функционального чтения.

Учебный план предусматривает 15 часов.


Раздел 1. Функциональное чтение - фундаментальная основа формирования метапредметных УУД – 5 часов.

Раздел 2. Повышение качества образования на основе принципа метапредметности - 6 часов.

Раздел 3. Анализ эффективности курса для повышения квалификации педагогов – 2 часа.

Формы контроля


Раздел 1. Зачёт по основам функционального чтения.

Раздел 2. Практические работы.

Раздел 3. Готовые продукты реализации основных задач Программы: дидактический материал для мониторинга и проект учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения.








































Учебный план



Тема рассматриваемого вопроса

Кол-во часов

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Прогнозируемый результат (продукт)

Раздел 1. Функциональное чтение - фундаментальная основа формирования метапредметных УУД.

Функциональное чтение - фундаментальная основа формирования метапредметных УУД.

5

Методы и технологии обучения навыкам функционального чтения.

Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения. Приемы работы с текстом.


Обучающий семинар,

дистанционное обучение

ноябрь

Овладение теоретическими основами формирования и мониторинга навыков функционального чтения.


Раздел 2. Повышение качества образования на основе принципа метапредметности.

Практическая работа №1 Разработка дидактического материала для мониторинга навыков функционального чтения

2

Знакомство с алгоритмами составления дидактических материалов.

Составление тестов для мониторинга навыков функционального чтения.

дистанционное обучение

декабрь

Сборник методических материалов

Практическая работа №2: Разработка учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения

2

Способы и приемы формирования навыков функционального чтения.


Разработческий семинар .Дистанционно


Январь - февраль

Технологическая карта урока

Практическая работа №3: Презентация учебного занятия с использованием приемов формирования навыков функционального чтения

2

Открытый урок



Открытая площадка

апрель

Видеоматериалы, сборник «Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе»

Раздел 3. Анализ эффективности курса для повышения квалификации педагогов.

Проблемы и открытия. Формирование основ функционального чтения как часть методической системы учителя

2

Анализ реализации программы.

Рефлексивный семинар

май

Карта обратной связи



Литература

  1. Дьяченко В.К. Дидактика в двух томах. Москва «Народное образование», 2006. 784 с.

  2. Инновационные технологии развивающего обучения: исследования, разработки, внедрение: Материалы научно-практической конференции / ОТВ. Ред. В.Т. Ковалевич, Т.В.Сеткова. Красноярск: КГТУ, 1998. 88 с.

  3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентября

  4. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21 -22.04.2011. Сборник тезисов и докладов

  5. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя.

  6. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.

  7. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе. Москва: Народное образование, 2008. 368 с.





АННОТАЦИЯ

к программе МУНО

Название «Формирование и мониторинг навыков функционального чтения в средней школе»

Руководители: Малышева Полина Анатольевна, заместитель директора по УВР, МБОУ «Синеборская СОШ»; Путинцева Татьяна Семеновна, учитель начальных классов МБОУ «Синеборская СОШ».

Целевая группа: учителя-предметники

Продолжительность обучения: 15 часов.

Форма обучения: очно - дистанционная.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 

Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы у участников сформируется:
представление об основах функционального чтения, методах и технологиях формирования его навыков; об инструментарии мониторинга сформированности навыков функционального чтения.

Продукт: разработка и защита проектов занятий с использованием способов и приемов формирования навыков функционального чтения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!