Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
имени Николая Петровича Гусева с углубленным изучением
французского языка
Утверждена приказом руководителя образовательного учреждения № _______ от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Французский театр. 6 класс.»
2016 – 2017 учебный год
Черноморская А.С.
Ярославль2016
Главной задачей образования на современном этапе развития общества является воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Акценты в интересах развития активной личности падают на развитие опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций. Перед учителем встаёт задача найти эффективное средство организации творческой деятельности школьников.
Одним из таких средств может быть использование метода театрализации в процессе обучения иностранному языку. Театр на французском языке можно рассматривать как деятельность в художественно-эстетическом направлении и как проектную деятельность. Театральная деятельность вносит эмоциональный фактор в изучение иностранного языка. Эмоциональная сфера совместно с когнитивной и психомоторной обеспечивает успешность процесса усвоения языка. Во время театрализации происходит соединение речи, движений, музыки, положительных эмоций и элементов игровых коммуникативных ситуаций (контакт глаз, мимики, жестов, интонационных и других характеристик речи). Эта интеграция происходит также во время совместных обсуждений и дискуссий.
Во время работы над инсценировками происходит социокультурное развитие обучающихся. Они знакомятся с произведениями французской литературы, которые становятся эффективным средством наполнения мотивационного и ценностно-ориентационного аспекта содержания обучения иностранным языкам. Работа над текстами сопровождается дидактической интерактивной работой, которая позволяет обучающимся лучше осознать смысл текста и через игру приобщить к сценическому искусству. Театральная практика является очень эффективным средством повышения мотивации изучения иностранных языков.
В процессе совместной деятельности между учениками и учителем создаются особые отношения, отношения сотрудничества. Эмоции и впечатления, полученные во время театральной деятельности, становятся очень важным жизненным и творческим опытом, который непременно пригодится выпускникам в их взрослой жизни.
Организация работы театрального кружка по проектной технологии придаёт процессу реальную практическую направленность, ставит ученика в центр творческой деятельности, делает его субъектом этой деятельности, организует
его взаимодействие с другими учащимися. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Во время работы над театральным проектом могут быть использованы информационные технологии (изготовление презентаций, буклетов, афиш, поиск необходимой информации в сети Интернета).
Создание театрального проекта является актуальной методической разработкой в свете личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода к обучению иностранному языку.
Программа ориентирована на организацию внеурочной деятельности с учащимися 6 класса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Умение артикуляционно правильно произносить звуки;
Правильное оценивание эмоциональной окраски произведения и его героев;
Сплоченная работа Умение высказывать свое мнение.
Выразительное чтение изучаемых произведений;
Использование практических навыков при работе над внешним обликом героев, над костюмами и декорациями;
Выразительность речи,подготовленная и спонтанная;
Освоение новой лексики;
Умение строить монологические высказывания;
Расширение кругозора по творчеству французских авторов.
Метапредметные результаты ( УУД)
Регулятивные универсальные действия:
·самостоятельная организация своего рабочего пространства; ·определение цели выполнения задания на занятии под руководством учителя;
·формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; ·выполнение упражнений по образцу и самоконтроль;
·оценивание своих достижений, формирование понимания причины успеха/ неуспеха;
Коммуникативные универсальные действия :
·общее речевое развитие учащихся; ·развитие сценической речи и выразительного чтения;
·развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; ·формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение,
-эмоциональное состояние; уважения интересов партнёра; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Познавательные учебные действия:
·ориентирование в текстах сценок, спектаклей, пьес;
·смысловое чтение: выделение субъекта и предиката текста (без применения терминов);
·понимание смысла текста и умение в элементарном виде прогнозировать развитие его сюжета;
·умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение собственного текста на основе плана;
·извлечение нужной информации из текстов;
·понимание информации, представленной в изобразительной форме; ·использование рисунков для решения коммуникативных задач.
Итогом работы являются:
представления спектаклей, участие в итоговых школьных концертах, посещение фестивалей, концертов других школ.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Цель программы
Способствовать развитию творческой активности учащихся средствами французского языка и театрального искусства. Эта цель раскрывается в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Практический компонент заключается в развитии языковых и социокультурных знаний.
поведение в соответствии с этими знаниями.
- Метапредметные компетенции: планирование и организацию своей деятельности; самостоятельную работу с техническими средствами обучения (компьютер);поиск, выделение основной и второстепенной информации; формулирование выводов; запоминание языкового материала; самоконтроль, анализ и работа над ошибками. А также умение вступать в разговор, поддерживать и завершать его; правильно использовать жесты и мимику.
Образовательный компонент заключается в приобщении к культурным ценностям носителей изучаемого языка, в приобретении дополнительных знаний о французской литературе; в удовлетворении познавательных интересов в сфере театральной деятельности.
Развивающий компонент заключается в развитии творческих способностей учащихся; в развитии мотивации к дальнейшему изучению французского языка и литературы; в развитии эстетического вкуса.
Воспитательный (личностный) компонент заключается в приобщении подрастающего поколения к театральному искусству, вовлечение детей в творческую атмосферу; воспитание в них разборчивых и требовательных зрителей; в воспитании чувств товарищества, воли, целеустремленности, уважения к труду.
Задачи программы
Формирование художественно-творческой активности;
Развитие эмоциональности детей;
Отработка основ страноведения – особенности французского национального характера;
Развитие коммуникативных навыков учащихся;
Формирование навыков театральной речи, художественных навыков при создании кукол и декораций;
Развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов детей;
- изучение конкретного произведения французской литературы (развитие навыков изучающего чтения: анализ главных идей, характеров персонажей, сокращение текста, адаптация текста и т.д.);
- развитие навыков устной подготовленной речи (выразительность, произношение и интонация, правильное использование невербальных средств общения на французском языке);
- развитие навыков неподготовленной устной речи (умение вступать в разговор , поддерживать и завершать его; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и т.д.);
- развитие универсальных качеств личности (целеполагание, рецензирование, самоорганизация, рефлексия);
- развитие чувства товарищества, коллективизма, уважения к труду;
- развитие навыков использования информационных технологий.
Содержание и структура
Развитие выразительности речи.
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов: развитие темпа речи, соотнесение его с содержанием, выработка умения убыстрять и замедлять темп речи, умение уменьшать и увеличивать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;
Обучение чтению произведений по ролям. Развитие творческих способностей школьников.
Формирование умений различать эмоциональное состояние персонажей произведений в разных ситуациях, выраженных в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса.
Развитие умения передавать настроение героев при драматизации художественных произведений.
- Ознакомление детей с различными жанрами: сказка, стихотворение, басня. Репетиция произведений, выбранных для постановки.
Возраст детей: 6 класс
Сроки реализации: 2016-2017 учебный год, 34 часа.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
| | |
1 | Введение в театральный проект. | 1 |
| Организационная работа над проектом: | |
| Выбор произведения для будущей | |
| потановки; совместное обсуждение. | |
| Распределение обязанностей в | |
| театральном проекте: | |
| - группа сценаристов; | |
| - группа художников по костюмам и | |
| декорациям; | |
| - пресс-центр; | |
| - группа звукооператоров. | |
2 | Работа над сценарием (выбор главной | 1 |
| сюжетной линии, адаптация текста, | |
| распечатка сценария). Распределение | |
| ролей. | |
| | |
3 | Работа над текстом сценария: анализ | 1 |
| текста, анализ характера персонажей, | |
| работа над интонацей. | |
| | |
4 | Постановка сцен: работа над раскрытием | 3 |
| характера персонажей; работа над | |
| выражением чувств; работа над дикцией | |
| пластикой и т.д. | |
| | |
5 | Сценическая хореография. Пение с | 2 |
| движением. | |
| | |
6 | Репетиция отдельных сцен. | 5 |
| | |
7 | Репетиция спектакля. | 20 |
| | |
8 | Представление результатов проекта | 1 |
| (показ спектакля в школе). | |
| | |
Итого: | | 34 часа |
| | |