СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа групповой психологической работы со страхами в 1 классе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: коррекция детских страхов и сниже­ние тревожности.

Просмотр содержимого документа
«Программа групповой психологической работы со страхами в 1 классе»

Программа групповой психологической работы со страхами в 1 классе



Цель программы: коррекция детских страхов и сниже­ние тревожности.

Задачи программы: снятие эмоционального напряжения у детей; развитие чувства доверия к ведущим и участникам группы; повышение уровня рефлексии и эмоциональной децентрации; обучение навыкам преодоления страхов.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ



Занятие 1. Знакомство

  1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками,

ножками, носиками и пр.

  1. «Мое имя — мое ласковое имя» (по кругу).

  2. «Испорченный телефон эмоций».

  3. «Путаница».

  4. «Снежки».

  5. Релаксация «Волшебное путешествие».

  6. Ритуал прощания.

Салют: все складывают ладошки
пирамидкой и со словом «Ураааа!» поднимают руки вверх.





Занятие 2. «Один в школе» (социальные страхи)

  1. Ритуал приветствия.

  2. «Море волнуется раз» (изобразить разные эмоции).


  1. «Один дома». Беседа о фильме. Бывают ли подоб­ные ситуации в жизни и как в них себя вести?

  2. «Один в школе» (модификация игры «Один дома», авторы — Е.М. Мжельская, Л.М. Новикова). Группа делится на две части: «бандиты» и «школьники» (в нее входят дети, для которых страхи нападения, бандитов и одиночества актуальны). В каждой из групп есть взрослые ведущие. Сюжет игры: дети представляют, будто они слу­чайно остались в школе одни и в школу залезли бандиты. Группа «бандитов» нападает на «школьников», которые встречают первых заготовленными баррикадами и забра­сывают мягкими игрушками. В игре заложен успех груп­пы школьников, они обязательно должны победить! Же­лательно, чтобы в ходе игры участники поменялись роля­ми.

Реквизит: шляпы, темные очки, «оружие» для «банди­тов»; школьная мебель, веревки, а также мягкие игрушки для «школьников».

5. «Какими мы стали, победив бандитов?» Обратная
связь.

  1. Релаксация «Водопад» (см. кн. К. Фопеля).

  2. Ритуал прощания. Салют.



Занятие 3. «Кукольный театр» (социальные страхи)

  1. Ритуал приветствия.

  2. «Изобрази свое настроение в школе».

3. «Кукольный театр»: «Как я опоздал в школу».
Ребенок, для которого актуальна проблематика социальных
страхов, играет главную роль — ученика, опоздавшего в
школу. Все остальные дети играют роли учителя, директо
ра, учеников. Разыгрывается спектакль на куклах. Веду-
щий помогает детям, направляя сюжет. По окончании спек-
такля ребенок, игравший главную роль, играет роль учите-
ля и проговаривает его чувства; затем он занимает пози-
цию со стороны, обособляясь от всей ситуации в целом и
приобретая опыт децентрации. В конце проигрывается ус-
пешный вариант развития событий.

Реквизит: куклы, изображающие людей, и ширма.

  1. «Советы детям, оказавшимся в подобной ситу­ации». Обратная связь — проговаривается алгоритм по­ведения в ситуации опоздания. Ведущий подводит детей к пониманию того, что школа требует организованности и дисциплины, но с другой стороны, опоздание не является поводом для паники.

  2. Релаксация «Путешествие на облаке» (см. кн. К. Фопеля).

  3. Ритуал прощания. Салют со словами: «Мы победим все страхи!»



Занятие 4. Встреча с Бабой-ягой (страх сказочных персонажей)

  1. Ритуал приветствия «Дотронься ласково».

  2. «Изобрази страх по-разному».

3. «Победи Бабу-ягу». Один ребенок (либо ведущий) в
образе Бабы-яги нападает на детей. Дети борются с Ба-
бой-ягой мягкими игрушками и побеждают ее.

Реквизит: платок, страшная маска, веник для Бабы-яги.

4. «Беседа с Бабой-ягой». Баба-яга повержена и пла-
чет. Дети расспрашивают ее, как она стала злой, почему
она путает людей, как ей можно помочь. Дети могут пожа-
леть ее и по желанию подружиться с ней.

5. Релаксация «Цветовой экран».

  1. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная связь.

  2. Ритуал прощания. Салют со словами: «Мы победим все страхи!»




Занятие 5. Тетенька Темнота (страх темноты)

1. Ритуал приветствия «Что радостного было на
выходных?».

2. «Жмурки».

3. «Тетенька Темнота». Один из ведущих становится
тетенькой Темнотой, облачается в длинное темное покры-
вало и заранее прячется в комнате. Другой ведущий рас-
сказывает детям историю про тетеньку Темноту, которой грустно, потому что с ней никто не хочет дружить, все ее
боятся и включают свет, как только она появляется на пороге. Ведущий говорит и про темные уголки комнат — маленьких деток Темноты, которые грустят вместе с ней. После этого дети вместе с ведущим идут искать тетеньку Темноту и находят ее.

Реквизит: длинное темное покрывало (можно темные шторы), затемненная комната.

  1. «Беседа с тетенькой Темнотой». Тетенька Темно­та рассказывает детям про свою печаль и просит их подру­житься с ней. Дети по желанию трогают Темноту, жалеют ее, говорят ласковые слова. Затем желающие могут пре­вратиться в саму тетеньку Темноту, накинув на себя ее темное покрывало. Остальные дети продолжают жалеть ее.

  2. «Танец с тетенькой Темнотой». Взявшись за руки, дети под музыку водят хороводы с тетенькой Темнотой.

  3. «Игры с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота предлагает детям сыграть с ней в игры, которые любят дети (дети выбирают сами).

7. Релаксация «Пляж» (см. кн. К. Фопеля).

8. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная
связь.

9. Ритуал прощания. Салют.







Занятие 6. Страшные сны (страх снов)

1. Ритуал приветствия «Как хорошо, что в нашей
группе есть Сережа...» Слова говорятся нараспев и пере-
числяются имена всех участников группы.

2. «День-ночь».

  1. «Страшные сны». Проводится беседа о снах, веду­щий рассказывает, что такое сон и сновидения. Детям пред­лагается вспомнить свои самые страшные сны и нарисо­вать их. После рисования участники по желанию показы­вают рисунки и рассказывают о своих снах. Далее всем предлагается дорисовать свой рисунок так, чтобы страш­ный сон окончился благополучно или стал забавным и смеш­ным. Если остается время, наиболее интересно и смешно «дорисованные» сны разыгрываются по ролям. Кроме того, в процессе коллективного обсуждения дети могут давать «рецепты» друг другу, как победить ночные кошмары.

  2. «Гармоничный танец». Дети по парам ладошка к ладошке медленно танцуют под спокойную музыку.

5. Ритуал прощания. Салют.


Занятие 7. Пес Барбос (страх животных)

1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, нож-
ками, носиками и пр.

2. «Изобрази животных с разным настроением».

3. «История про пса Барбоса». Ведущие за ширмой.
Разыгрывается кукольная сценка про пса Барбоса, кото-
рого все боялись, а он страдал из-за этого, поскольку в
душе был очень добрым и дружелюбным. История закан-
чивается тем, что пес Барбос обретает новых друзей.

Реквизит: игрушки, изображающие людей и собак, ширма.

  1. Беседа о собаках. Ведущие беседуют с детьми о том, как они относятся к собакам, были ли в их жизни случаи, когда собаки их пугали. Обсуждаются способы выхода из опасных ситуаций.

  2. Детский мини-спектакль. Ведущие предлагают де­тям разыграть за ширмой самую страшную ситуацию с собакой, которая имела место в их жизни (выбирается одна история из рассказов детей). Ведущие помогают детям рас­пределить роли и разыграть историю на игрушках за шир­мой.

  1. Обсуждение мини-спектакля. Обсуждается, кто как чувствовал себя в своей роли, понравилось ли участвовать в спектакле. Проговариваются возможные стратегии пове­дения в подобных ситуациях.

  2. «Подарки и пожелания псу Барбосу». Дети рисуют подарки и пишут пожелания.


  1. Ритуал прощания. Салют


Занятие 8. «Девушка и Луна» (страх смерти)

1. Ритуал приветствия.

  1. «Снеговик». Дети стоят в позе снеговиков, напрягая все мышцы тела, как будто они скованы "морозом. Веду­щий говорит: «Пришла весна, и солнышко стало пригре­вать снеговиков, они стали понемногу таять: руки, голова, плечи, ноги (дети медленно опускаются на коврик). Сне­говики превратились в лужи (дети лежат на ковре). Солнце пригревало лужицы, и вода из них стала испаряться и подниматься в. небо. Лужицы превратились в облака, и ветер погнал их по небу (дети встают, поднимают руки вверх и плавно двигают ими)». Цикл может проигрывать­ся 2_3 раза под медленную музыку.

  2. Сказка «О девушке и Луне». Детям читается сказка о девушке, которая спасла своего любимого в борьбе с Луной. Луна украла у девушки любимого и хотела навсег­да оставить его у себя. Но любовь девушки оказалась сильнее. Луна в сказке выступает прообразом смерти.

  3. «Борьба с Луной» (авторы — Е.М. Мжельская, Л.М. Новикова). Детям для разыгрывания предлагается момент борьбы девушки и Луны. Поединок происходит в форме танца, который является метафорой борьбы со смертью. Роль Луны принимает на себя один из ведущих. Другой ведущий вместе с детьми надвигается на Луну по «лунной дорожке». Несколько раз Луна в ответ наступает на детей, но в конце концов она оказывается полностью поверженной.

Реквизит: страшная маска желтого цвета, «лунная дорож­ка» — желтые листы бумаги на полу, напряженная музыка.

5. Рисунок понравившегося момента из сказки.

6. Обратная связь. Обсуждается, что понравилось, не
понравилось на занятии, были ли страшные моменты, что
помогло девушке победить Луну. Бывали ли у детей по-
добные ситуации, когда они совершали смелые поступки
ради своих близких.

  1. Релаксация «Солнечный зайчик».

  2. Ритуал прощания. Салют.















Занятие 9. Сказочное превращение (страх смерти)

1. Ритуал приветствия.

  1. «Росток». Дети превращаются сначала в зернышко (лежат на полу), потом в стебелек (встают на колени), затем в цветок (встают на ноги, поднимая руки вверх). Ведущий: «Зернышко превратилось в прекрасный цветок, который жил... Сколько лет жил ваш цветок? (Дети отве­чают.) Потом цветок стал постепенно слабеть, терять ле­пестки и опадать, пригибаться к земле и снова превратился в зернышко» (дети лежат на полу). Цикл развития ростка проигрывается 2—3 раза под медленную музыку.

  2. «Комиксы». Детям предлагается представить процесс развития ростка в динамике и нарисовать его поэтапно, в виде комикса, на бумаге, разделенной линиями на 4—6 квад­ратов. По окончании дети рассказывают о своих рисунках (рисунок и рассказ несут в себе большие диагностические возможности).

  3. «Сказочное превращение». К детям приходит вол­шебник и предлагает превратиться в любого персонажа, человека или предмет. Участники готовятся и продумыва­ют свое выступление (самопрезентацию своего героя) в течение 5—7 минут. По окончании игры обязательно сня­тие ролей!

Реквизит: платки, шали, шляпы, шапки, театральный грим, очки, цветная бумага, фольга, клей, скотч и т.д.

  1. Обратная связь.

  2. Ритуал прощания. Салют.


Занятие 10. Заключительное (выход из цикла занятий)

  1. Ритуал приветствия.

  2. «Слепой и поводырь» (по парам).

  3. «Прыжки». ,

  4. «Испуганный ежик».

5. «Я боюсь — не боюсь». Дети передают мячик по
кругу и отвечают на вопрос, чего они перестали бояться
или стали бояться гораздо меньше.

6. «Рисунок моего смелого поступка».

7. Заполнение детьми анкет с целью рефлексии про-
изошедших изменений.

8. Ритуал прощания. Салют.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!