Программа "Гендерной социализации учащихся с ОВЗ в старших классах"
Оглавление образовательной программы
I. Концептуальный раздел
Пояснительная записка……………………………………………………………………...3-5
1.Цели и задачи деятельности ОУ по реализации программы гендерной социализации учащихся с ОВЗ ………………………..………………...................................................... 6
2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы………………………………………………………………………………………. 7
3. Характеристики особенностей развития подростков с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста ……………………………………………………………………………………….8
4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………….9
II. Учебно - методический раздел
1. Учебно – тематический план по гендерному воспитанию подростков с ОВЗ…10- 18
2. Содержание программы (формы, методы организации деятельности)……….19-131
3. Методическое обеспечение………………….132-136
III.Контрольно - методический раздел
1.Материально-техническое обеспечение ……………………………………………..136-143
2. Литература и пособия по образовательным областям………………………………143-174
IV. Справочный раздел
Список литературы
V. Приложение.
1. Конспекты занятий
Пояснительная записка
И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать об ответственности за каждый кусочек чувств, потому что за всё приходится платить жизнью.
А. С. Макаренко
Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
Предмет гендерной психологии – особенности психики, связанные с полом.
Выделяют 6 разделов гендерной психологии:
1)психология сравнения мужчин и женщин;
2)психология женщины;
3)психология мужчины;
4)гендерная социализация;
5)психология гендерных отношений;
6)гендерная психология лидерства.
Нас интересует раздел гендерной социализации.
Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.
Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством всевозможных личностных качеств. В этом органическом единстве основными являются моральные качества, которые определяют социально-нравственную основу личности и обусловливают возможность человека применять в интересах общества свои способности. Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности, и заслуживает особую актуальность в процессе воспитания детей и подростков с нарушением познавательной сферы.
Одной из составных частей как общей, так и специальной коррекционной системы воспитания является половое воспитание. Оно обладает жизненно важным значением, поскольку нередко случается, когда неосведомлённость в элементарных вопросах пола прямо или косвенно отражается на характере взаимоотношений молодых людей, ведёт к ранним бракам. От того, как было поставлено половое воспитание в образовательных учреждениях в классах ОВЗ, очень часто зависит многое в формировании личности детей. С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во – первых, наиболее запутанных, а, во – вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики. Неосведомленность в области физиологии половой жизни, искажение представлений в этой области, безынициативность родителей в воспитании детей в данном направлении, порой становятся причиной нарушений сексуального поведения, ранним половым связям, беременностям, рождению детей в юном возрасте и не понимании молодых родителей, что делать и как воспитывать ребенка. Ребенок вырастает на не знании половой идентификации и все опять возвращается на круги своя.
Поэтому гендерная социализация является неотъемлемой частью нравственного воспитания и тесно связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную понять социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и несмотря на это устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно поддержать развивающуюся личность в освоении роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.
Мало изучена гендерная социализация мальчиков и девочек с нарушениями интеллектуального развития. В то время как они представляют собой группу риска. Известно, что у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности. Эти нарушения приводят к значительным сложностям при установлении социальных связей и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых.
Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом. Их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели их половое воспитание не считают необходимым.
Отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых подростков.
Педагоги и воспитатели специальных коррекционных учреждений отмечают, что многие из них испытывают трудности при создании семьи, воспитании детей, общении с супругом, вхождение в семью мужа, жены. Их браки оказываются непрочными, часто распадаются или являются неблагополучными.
Современные тенденции отказа от изоляции и возможности интеграции таких лиц в общество, могут привести к усилению неблагоприятного влияния общества на подростков. Возрастает вероятность образования гетеросексуальных связей. Возникает риск нежелательной беременности. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле возникновения сексуальных девиаций и эксплуатации секса.
Следовательно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц. Возникает необходимость создания программ гендерного воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях. Эти вопросы требуют специальной и глубокой проработки.
Таким образом, актуальность этого вопроса определяется также недостаточно разработанным психолого-педагогическим сопровождением процесса гендерной социализации как в теоретическом, так и в практическом плане.
Работа по половому воспитанию детей и подростков с нарушением познавательной сферы требует систематической работы на протяжении всего коррекционного воспитательно-образовательного процесса, участия всего педагогического коллектива, семьи, врачей. В школе можно обсуждать лишь самые общие, самые широкие проблемы. Причём обсуждаться на конкретных примерах, на уровне, доступном для понимания детей в силу их психофизиологических особенностей.
Физиологических и гигиенических аспектов же следует касаться в индивидуальной беседе или в группе не более 3-5 человек (с целью усвоения предложенного материала, соблюдения конфиденциальности), участие медицинских работников в её решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатомо-физиологических особенностей возрастного развития, обусловливающих правила гигиены.
Цели и задачи деятельности ОУ по реализации программы гендерной социализации учащихся с ОВЗ
Основание для разработки:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Конвекция о правах ребенка 1989г.
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
5. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г.
6. «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г.
Цель программы:
1. Способствовать гармоничному развитию организма, привить подростку с нарушением познавательной сферы определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки,
2. Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами.
3. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.
Задачи программы:
Пропагандировать здоровой образ жизни среди подростков с ОВЗ в доступной для понимания форме (с опорой на все сохранные анализаторы);
2. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его;
3. Заботиться о развитии подростка с ОВЗ (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с разумными потребностями, тем самым способствуя его адаптации и интеграции в обществе;
4. Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье;
5. Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных гигиенических требований;
2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы
Принципы: Системность, непрерывность, адресность, преемственность, своевременность, доступность, последовательность, научность, учет возрастных особенностей, наглядность, связь теории с практикой, результативность, актуальность, межпредметность.
Сроки исполнения: Мероприятия, предусмотренные программой, проводятся в течение учебного года в течение процесса обучения в V-IX классах в классах ОВЗ и специализированных образовательных учреждениях.
Исполнители программы: Зам.директора во УВР, зам.директора во ВР, социальный педагог, психолог, медицинский персонал школы, «Санитарный Совет», классные руководители, педагоги, родители (по возможности).
Компоненты программы: Образовательный, психологический, медико-биологический, социальный.
Разделы программы, этапы: Планы мероприятий на учебный год 5-9 классы)
3. Характеристики особенностей развития подростков с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста
Главная новизна в психологическом развитии в этом возрасте – перенесение внутрь себя социального сознания, ребенок начинает видеть себя частью общества. Эта особенность позволяет ему лучше понимать других, учит контролировать и регулировать свое поведение, дает почву для дальнейшего развития личности. Осознавая себя членом общества, подросток переходит на новую ступеньку в понимании себя и своего места в мире. Существенно расширяются рамки социальной жизни. Ребенок ищет себя, пробует в разных сферах, пытается определить социальную значимость той или иной позиции. Представления о морали и нравственности к подростковому возрасту объединяются в единую систему убеждений, которая существенно влияет на потребности и стремления растущего ребенка. Ребенок же с ОВЗ не может понять себя, что ему хочется. Часто переходный возраст меняет ребенка в худшую сторону. Возникают частые аффективные реакции на незначительные раздражители. Раздражителем может являться все что угодно, вплоть до ложки не положенной в привычном месте или налитый не в ту кружку чай. Они копируют поведение родителей. Поведение их ситуативное и опирается на их душевное состояние в данный момент, а не на морали и нравственности.
В физическом развитии этот период характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой, нервной систем, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
4. Планируемые результаты освоения программы
В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие знания и умения:
− уметь обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;
− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;
− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;
− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);
− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;
− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;
− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).
II. Учебно - методический раздел
Учебно – тематический план по гендерной социализации детей с ОВЗ
5 класс
Месяц | Тематика | Цели |
Сентябрь | «Кто я: мальчик/девочка?». | Закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Какой я мальчик? Какая я девочка?». |
«Чем мы не похожи». |
«Занятия- хобби подростков мальчиков и девочек». |
Октябрь | «Мужчина и женщина в семье». | Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Мужчина и женщина в обществе». | Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Женские профессии» | Обогатить представления о женских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду женщины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Мужские профессии» | Обогатить представления о мужских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду мужчины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Ноябрь | «Я сегодня и в будущем». | Расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Забота друг о друге» | Расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Эмоциональность». | Формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Учимся общаться друг с другом». | Способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Декабрь | «Основы гигиены». | Дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Человек растёт и изменяется». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Теперь я юноша». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Теперь я девушка». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Январь | «Первая любовь». | Определение особенностей переживания чувства любви людьми разных характеров. Научить ребят контролировать свои эмоции и желания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Близость». | Сформировать у учащихся осознание необходимости полового воздержания до наступления социальной и психологической зрелости. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
« Способы предохранения от нежелательной беременности». | Углубить знания о предохранении от нежелательной беременности. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Февраль | «Беременность». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни, благополучию и счастью в семье. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Вред алкоголя». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Вред табакокурения». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Вред психотропных средств». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Март | «Расскажи о своей семье». | Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Моя сказка». | Продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)». Воспитание моральных устоев. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как найти себе друга». | Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Поступки красят человека». | Продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Апрель | «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях». | Закреплять нормы поведения в экстремальных ситуациях. Развивать умение контролировать себя в непростых ситуациях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как не попасть в лапы мошенников». | Закреплять чувство самосохранения. Развивать умение не идти на поводу других людей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правильное питание». | Закреплять положительное отношение к правильному питанию. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Режим дня». | Развивать в детях потребность соблюдать режим дня. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Май | «Кем я хочу стать в обществе?». | Выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Уход за телом». | Учить правильно ухаживать за своим телом. Прививать привычку личной гигиены тела. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Уход за волосами». | Учить правильно ухаживать за своими волосами. Прививать привычку вовремя принимать водные процедуры. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Культура одежды». | Учить правильно ухаживать за своими вещами. Прививать привычку содержать свои вещи в порядке. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Учебно – тематический план по гендерной социализации детей с ОВЗ
6 класс
Месяц | Тематика | Цели |
Сентябрь | «Давайте познакомимся». | Закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Я – мальчик, а ты - девочка». |
«Мы такие разные». |
«Чем можно заняться подростку мальчику и девочке». |
Октябрь | «Роль мужчины и женщины в семье». | Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Роль мужчины и женщины в обществе». | Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Все профессии важны! Женские профессии» | Обогатить представления о женских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду женщины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Все профессии нужны! Мужские профессии» | Обогатить представления о мужских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду мужчины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Ноябрь | «Мое будущее». | Расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Забота – это что?» | Расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Эмоции». | Формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правила общения». | Способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Декабрь | «Снова о гигиене». | Дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как мы изменились с возрастом». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Я - юноша». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Я - девушка». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Январь | «Первая влюбленность». | Определение особенностей переживания чувства любви людьми разных характеров. Научить ребят контролировать свои эмоции и желания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Интимная близость». | Сформировать у учащихся осознание необходимости полового воздержания до наступления социальной и психологической зрелости. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
« Контрацептивы». | Углубить знания о предохранении от нежелательной беременности. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Февраль | «Неожиданная беременность». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни, благополучию и счастью в семье. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Алкоголь во время беременности и кроме…». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Табакокурение во время беременности и кроме…».». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Психотропные средства во время беременности и кроме…». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Март | «Рассказ о своей семье». | Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Моя жизненная сказка». | Продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)». Воспитание моральных устоев. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как завести новых друзей». | Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Поступки хорошие и плохие». | Продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Апрель | «Поведение в чрезвычайных ситуациях». | Закреплять нормы поведения в экстремальных ситуациях. Развивать умение контролировать себя в непростых ситуациях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Осторожно мошенники». | Закреплять чувство самосохранения. Развивать умение не идти на поводу других людей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Все о правильном питании». | Закреплять положительное отношение к правильному питанию. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Мой режим дня». | Развивать в детях потребность соблюдать режим дня. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Май | «Мое место в обществе». | Выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правильный уход за телом». | Учить правильно ухаживать за своим телом. Прививать привычку личной гигиены тела. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правильный уход за волосами». | Учить правильно ухаживать за своими волосами. Прививать привычку вовремя принимать водные процедуры. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правильный уход за одеждой». | Учить правильно ухаживать за своими вещами. Прививать привычку содержать свои вещи в порядке. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Учебно – тематический план по гендерной социализации детей с ОВЗ
7 класс
Месяц | Тематика | Цели |
Сентябрь | «Давайте знакомимся». | Закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Мальчики и девочки». |
«Мы такие непохожие». |
«Найди занятие по интересу». |
Октябрь | «Какова роль мужчины и женщины в семье». | Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Какова роль мужчины и женщины в обществе». | Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Профессии для женщин» | Обогатить представления о женских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду женщины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Профессии для мужчин» | Обогатить представления о мужских профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду мужчины. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Ноябрь | «Что ждет меня в будущем». | Расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Забота и опека» | Расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Контроль за эмоциями». | Формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правильно общаемся». | Способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Декабрь | «Слова о гигиене». | Дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Наши изменения». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как выглядит юноша». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как выглядит девушка». | Формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить знания о изменении тела в физическом и физиологическом аспекте. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Январь | «Первая чувства к противоположному полу». | Определение особенностей переживания чувства любви людьми разных характеров. Научить ребят контролировать свои эмоции и желания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Встречи, свидания, близость». | Сформировать у учащихся осознание необходимости полового воздержания до наступления социальной и психологической зрелости. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
« Защити себя». | Углубить знания о предохранении от нежелательной беременности. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Февраль | «Мама, я беременная». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни, благополучию и счастью в семье. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Влияние алкоголя на здоровье подростка…». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Влияние сигарет на здоровье подростка». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Влияние психотропных средств на здоровье подростка». | Способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Март | «Моя семья». | Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Я сочиняю сказку». | Продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)». Воспитание моральных устоев. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Кто такой друг». | Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Что такое хорошо, что такое плохо». | Продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Апрель | «Если вдруг ЧП». | Закреплять нормы поведения в экстремальных ситуациях. Развивать умение контролировать себя в непростых ситуациях. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Как орудуют мошенники». | Закреплять чувство самосохранения. Развивать умение не идти на поводу других людей. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«что ты знаешь о правильном питании». | Закреплять положительное отношение к правильному питанию. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Не соблюдение режима дня. К чему это может привести». | Развивать в детях потребность соблюдать режим дня. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Май | «Я и общественность». | Выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Гигиена тела». | Учить правильно ухаживать за своим телом. Прививать привычку личной гигиены тела. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Гигиена волос». | Учить правильно ухаживать за своими волосами. Прививать привычку вовремя принимать водные процедуры. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
«Правильный уход за одеждой». | Учить правильно ухаживать за своими вещами. Прививать привычку содержать свои вещи в порядке. Обогащение словарного запаса. Коррекция внимания, памяти, мышления. |
Содержание программы (формы, методы организации деятельности)
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.
Занятия по гендерной социализации охватывают практически учебные дисциплины и различные виды деятельности. Например на некоторых занятиях придется рисовать. Такие занятия следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно.
К оцениванию работы на занятии тоже следует подходить по разному: девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели.
Применение игровых технологий. Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).
Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.
Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
27