Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в школе столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка
Программа составлена на основе методических рекомендаций О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Л.М. Козырева «Программно - методические материалы для логопедических занятий», «Логопедия в школе» под ред. В.С. Кукушина.
Цель: 1. Коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики и учебных навыков у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.
2. Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения, необходимых для этого орфографических задач.
Задачи: 1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся
- совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов.
- вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.
- отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
Принципы построения программы соответствует основным требованиям: системности, научности, доступности, преемственности, перспективности.
Специфическая характеристика программы.
В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
Актуальность программы вытекает из потребности в совершенствовании оказания коррекционной помощи учащимся в освоении орфографических знаний, умений и навыков.
Краткая характеристика содержания программы.
Программа рассчитана на проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий
Программа коррекции дизорфографии состоит из 4 этапов.
Диагностический этап, который решает следующие задачи: проводить анализ письменных работ, процесса чтения; определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа 6 часов.
Подготовительный этап, задачи: уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводить работу по: развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитию внимания, памяти; коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики); активизировать соответствующий темам словарный запас.
Длительность этапа 8 часов.
Коррекционный этап, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы по устранению нарушений звукопроизношения.
Длительность этапа 40 часов.
4. Оценочный этап, в период с 15 по 30 мая проводится оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
Длительность этапа 4 часов.
К окончанию обучения по программе обучающиеся
узнают:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- право-лево…и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.
Обучающиеся научатся:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- дифференцировать право-лево… и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.
Поурочный годовой план работы с учащимися,
имеющие нарушения письменной речи (дизорфография).
Кол-во часов | Дата | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов |
I этап (диагностический) |
6 | | Фронтальное обследование Исследование процесса письма. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. |
II этап (подготовительный) |
1 | | Звуки языка и буквы | Строение речевого аппарата | |
1 | | Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит». | Гласные и согласные буквы и звуки | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) |
1 | | Алфавит | Характеристика гласных звуков | |
1 | | Звуки и буквы. Гласные первого ряда. | Гласные звуки и буквы | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. |
2 | | Звуки и буквы. Гласные второго ряда. | Буквы «е», «ё», «ю», «я». | |
2 | | Звуки и буквы. Дифференциация гласных первого и второго ряда. | | |
1 | | Звуки и буквы. Характеристика согласных звуков | | |
1 | | Звуки и буквы. Дифференциация согласных – мягкости | Мягкие и твердые согласные | |
1 | | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости - звонкости | Глухие - звонкие | |
1 | | Повторение. | | |
1 | | Тест «Звуки и буквы» | | |
III этап (коррекционный) |
3 | | Слово и его состав | | |
3 | | Однокоренные слова | Части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание | |
2 | | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения | Слова – омографы. | |
6 | | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Корень. Однокоренные слова. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания |
1 | | Повторение (безударные гласные в корне слова) | | |
1 | | Диктант | | |
3 | | Имя существительное. | Существительное как часть речи, склонение имен сущ., сущ. единственного и множественного числа | Формирование умения планировать свои действия |
2 | | Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по родам и числам | Имя прилагательное как часть речи | Формирование приемов самоконтроля |
2 | | Словообразование. Суффиксальный способ образования прилагательных от существительных | Развитие функции словообразования | Построение плана действий |
3 | | Согласование прилагательных с существительными | Окончания прилагательных | |
3 | | Глагол как часть речи. Изменения глагола по лицам и числам. Написание «не» с глаголами. | | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. |
1 | | Словообразование (глаголов) при помощи приставки | | |
1 | | Словообразование (глаголов) при помощи суффикса | | |
1 | | Повторение | | |
1 | | Тест «Части речи» | | |
2 | | Дифференциация корней «лаг – лож» | Корень слова | |
2 | | Дифференциация корней «кас - кос» | Корень слова | Развитие деятельного запоминания |
2 | | Дифференциация корней «гор - гар» | Корень слова | |
2 | | Дифференциация корней «раст - рос» | Корень слова | Приемы для заучивания правил |
2 | | Дифференциация корней «бир - бер» | Корень слова | |
2 | | Гласные после шипящих | О и Е в корне после шипящих | |
1 | | Гласных после шипящих («жи – ши», «ча – ща», «чу - щу») | | Упражнение на осознанное восприятие. |
3 | | Звонкие и глухие согласные | Озвончение и оглушение согласных | |
3 | | Непроизносимые согласные | | |
1 | | Повторение | | |
1 | | Контрольный диктант. | | |
1 | | Работа над ошибками | | |
2 | | Разделительный твердый и мягкий знак | | |
1 | | Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. |
1 | | Тест «Твердый и мягкий знаки» | | |
2 | | Слово и его лексическое значение | Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. |
1 | | Однозначные и многозначные слова | | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. |
2 | | Прямое и переносное значение слова | | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. |
1 | | Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению | Омонимы | Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления. |
1 | | «Слова приятели» | Синонимы | Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления. |
1 | | «Слова-неприятели» | Антонимы | Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления. |
2 | | Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания | | Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления. |
3 | | Составление рассказа по картине | | |
3 | | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | | |
4 | | Повторение | | |
IV этап (оценочный) |
4 | | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |