СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Грамматейка"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пргорамма коррекции дизорфографии у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Программа "Грамматейка"»


Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в школе столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.

К.Д. Ушинский

Пояснительная записка


Программа составлена на основе методических рекомендаций О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Л.М. Козырева «Программно - методические материалы для логопедических занятий», «Логопедия в школе» под ред. В.С. Кукушина.


Цель: 1. Коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики и учебных навыков у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.

2. Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения, необходимых для этого орфографических задач.


Задачи: 1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся

- совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов.

- вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.

- отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;


Принципы построения программы соответствует основным требованиям: системности, научности, доступности, преемственности, перспективности.


Специфическая характеристика программы.


В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

  2. Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;

  3. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.


Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Актуальность программы вытекает из потребности в совершенствовании оказания коррекционной помощи учащимся в освоении орфографических знаний, умений и навыков.


Краткая характеристика содержания программы.


Программа рассчитана на проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий


Программа коррекции дизорфографии состоит из 4 этапов.


  1. Диагностический этап, который решает следующие задачи: проводить анализ письменных работ, процесса чтения; определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа 6 часов.


  1. Подготовительный этап, задачи: уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводить работу по: развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитию внимания, памяти; коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики); активизировать соответствующий темам словарный запас.

Длительность этапа 8 часов.


  1. Коррекционный этап, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы по устранению нарушений звукопроизношения.

Длительность этапа 40 часов.


4. Оценочный этап, в период с 15 по 30 мая проводится оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Длительность этапа 4 часов.


К окончанию обучения по программе обучающиеся

узнают:

- морфологические признаки частей речи;

- состав и названия частей слова;

- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;

- правописание Ь в различных частях речи;

- синтаксические единицы, знаки препинания при них;

- право-лево…и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.


Обучающиеся научатся:

- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);

- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

- дифференцировать право-лево… и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.




Поурочный годовой план работы с учащимися,

имеющие нарушения письменной речи (дизорфография).


Кол-во часов

Дата

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические

и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I этап (диагностический)
6


Фронтальное обследование

Исследование процесса письма. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза.

II этап (подготовительный)

1


Звуки языка и буквы

Строение речевого аппарата


1


Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит».

Гласные и согласные буквы и звуки

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

1


Алфавит

Характеристика гласных звуков


1


Звуки и буквы. Гласные первого ряда.

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

2


Звуки и буквы. Гласные второго ряда.

Буквы «е», «ё», «ю», «я».


2


Звуки и буквы. Дифференциация гласных первого и второго ряда.



1


Звуки и буквы. Характеристика согласных звуков



1


Звуки и буквы. Дифференциация согласных – мягкости

Мягкие и твердые согласные


1


Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости - звонкости

Глухие - звонкие


1


Повторение.



1


Тест «Звуки и буквы»



III этап (коррекционный)

3


Слово и его состав



3


Однокоренные слова

Части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание


2


Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова – омографы.


6


Безударные гласные в корне слова

Части слова. Корень. Однокоренные слова.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

1


Повторение (безударные гласные в корне слова)



1


Диктант



3


Имя существительное.

Существительное как часть речи, склонение имен сущ., сущ. единственного и множественного числа

Формирование умения планировать свои действия

2


Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по родам и числам

Имя прилагательное как часть речи

Формирование приемов самоконтроля

2


Словообразование. Суффиксальный способ образования прилагательных от существительных Развитие функции словообразования

Построение плана действий

3


Согласование прилагательных с существительными

Окончания прилагательных


3


Глагол как часть речи. Изменения глагола по лицам и числам. Написание «не» с глаголами.



Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

1


Словообразование (глаголов) при помощи приставки



1


Словообразование (глаголов) при помощи суффикса



1


Повторение



1


Тест «Части речи»



2


Дифференциация корней «лаг – лож»

Корень слова


2


Дифференциация корней «кас - кос»

Корень слова

Развитие деятельного запоминания

2


Дифференциация корней «гор - гар»

Корень слова


2


Дифференциация корней «раст - рос»

Корень слова

Приемы для заучивания правил

2


Дифференциация корней «бир - бер»

Корень слова


2


Гласные после шипящих

О и Е в корне после шипящих


1


Гласных после шипящих («жи – ши», «ча – ща», «чу - щу»)


Упражнение на осознанное восприятие.

3


Звонкие и глухие согласные

Озвончение и оглушение согласных


3


Непроизносимые согласные



1


Повторение



1


Контрольный диктант.



1


Работа над ошибками



2


Разделительный твердый и мягкий знак


1


Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.


Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

1


Тест «Твердый и мягкий знаки»



2


Слово и его лексическое значение

Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

1


Однозначные и многозначные слова


Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

2


Прямое и переносное значение слова


Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

1


Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Омонимы

Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления.

1


«Слова приятели»

Синонимы

Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления.

1


«Слова-неприятели»

Антонимы

Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления.

2


Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания


Упражнения, направленные на развитие абстрактно логического мышления.

3


Составление рассказа по картине


3


Составление рассказа по серии сюжетных картинок


4


Повторение


IV этап (оценочный)

4


Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!