СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в воспитательной работе классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм - это любовь к Родине. патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в воспитательной работе классного руководителя"»






Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в воспитательной работе классного руководителя.



Патриотизм — это любовь к Родине

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

1

Я работаю в школе 17 лет. Мой стаж работы в должности классного руководителя – столько же. В настоящее время являюсь классным руководителем 6-7 класса. Дети все очень разные: высокие и не очень, нерасторопные и подвижные, кареглазые и с голубыми глазами, «хорошисты» и «не очень», но я их всех очень люблю.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю патриотическое воспитание.

Актуальность:

Любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания гражданина. Начиная с детского возраста, молодым людям прививались качества будущего защитника, патриота своей Родины. Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит всё острее. Педагогические проблемы воспитания превращаются порой в общенациональную трагедию. Очень актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет». Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас нравственное воспитание молодежи в стране резко ухудшилось, а отсюда – ошибки в выборе жизненных позиций, отношение к защите Отечества, к труду по созданию материальных ценностей, к ветеранам войны и труда.



Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Современные школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

2



В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я — гражданин».



          Цель работы по патриотическому воспитанию:



  •  развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.



Задачи работы по патриотическому воспитанию



  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.



         При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)



3

  • Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).

  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Что же такое патриотизм?

Патриотизм – (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).

   По мнению А.Н.Вырщикова и В.И.Лутовинова патриотизм - это и сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечества. Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.



Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

          Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех обучающихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.

Для себя я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

4

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность нашей школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Ученики активно участвуют в театрализованных представлениях, концертах, посвящённых Дню защитника Отечества, Дню Победы












5



Ежегодно в регионе проводится конкурс исследовательских работ краеведческая конференция «Отечество» с целью воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, формирования активной гражданской позиции учащихся.

Огромное воспитательное значение имели:



Общешкольные мероприятия:

  • 70 лет со дня снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда;

  • Колокола Памяти (дню Победы посвящается);

  • Зажгите свечи (трагедия в Беслане – наша общая боль…);

  • День народного единства (4 ноября)

  • День рождения Курганской области (6 февраля) и др.



Классные часы:

  • «Куликовская битва»;

  • «Права ребенка»;

  • «Героями не рождаются, героями становятся» (Пионеры-герои Великой Отечественной войны);

  • «Дорога в космос»;

  • «День Героев Отечества»;

  • «Государственные символы РФ»;

  • «День Неизвестного солдата»;

  • «Битва под Москвой»;

  • «День Конституции»;

  • «Цветы для Сталинграда»;

  • «Присоединение Крыма к России»;

  • «День Независимости России»;

  • «Чёрный тюльпан» (посвящённое воинам -интернационалистам);

  • И многие другие.



Мои ребята - активные участники акций:



  • «Шаг навстречу» - школьная благотворительная акция, посвященная Дню пожилого человека.

6





  • Школьная акция «Чистый школьный двор» (очистка от мусора школьной территории)

  • Акция «Быть терпеливым -быть толерантным»

  • Акция «Обелиск» (трудовой десант по благоустройству территории обелиска)

  • Митинг посвящённый Дню Победы «Вспомним те года» (участие в организации и проведении праздника: торжественное шествие с шарами «Бессмертный полк», митинг, ).

  • Акция «Вахта Памяти»

  • Акция «Георгиевская ленточка»

  • Акция «Дерево Победы» (посадка клёнов и сирени на территории школы)

  • Акция «Память Афгана» (вручение открытки воину-афганцу, Неволину В.Г.)

  • Акция «В память о героях»

  • Акция «Память»

  • Акция «Зажги свечу»



        Мы пришли к выводу: наш класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки.

Таким образом, роль гражданско-патриотического воспитания в работе классного руководителя в современных условиях объективно является и признана государством ключевой.

Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.

Следовательно, классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение обучающихся своего класса.

В заключении хочется сказать, что работа классного руководителя – это кропотливый труд, это не просто мероприятия отдельные, а это жизнь вместе с детьми и в школе, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту. И когда дети говорят: очень хочется в школу – это уже результат.

7

Я стараюсь воспитывать личность, формировать человека, способного к продуктивной творческой деятельности, способного любить свою Родину, сопереживать происходящее и обладать чувством ответственности за будущее своё и ее. Выбранные мною виды работы помогают реализовать направления, обозначенные в воспитательной программе школы.

В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения – граждан России.



Быть патриотом….

Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И если это в сердце утвердится

Тех, кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный, можешь, ты, гордиться-

Твой век земной не зря тобой прожит.



























8