Больше-Чесноковский филиал ГБОУ СОШ с.Елшанка
Формирование гражданско – патриотической позиции младшего школьника посредством реализации программы внеурочной деятельности
«Я - гражданин».
Бубнова Людмила Борисовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Елшанка
муниципального района
Сергиевский
2013 г.
Актуальность.
Историческое значение каждого... человека измеряется
его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Ещё в 2007-2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Среди базовых национальных ценностей «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» названы патриотизм, гражданственность, семья и природа. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я – гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. По мысли современного писателя Ю.М. Полякова каждый человек "...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и наконец - в конечном счете раствориться в своем Отечестве."
Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.
Всё это определяет актуальность разработки и реализации программы « Я – гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Анализ ситуации.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной.
Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Принятая Правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» даёт право классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.
Система гражданско-патриотического воспитания должна включать в себя:
ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам Белоруссии; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;
историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края;
ознакомление школьников с народным творчеством;
ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.
При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.
Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.
Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Внеурочная деятельность имеет целый ряд направлений. Одним из направлений я выбрала гражданско - патриотическое и разработала программу внеурочной деятельности «Я гражданин».
Необходимость такой программы связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.
Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин ” составлена на основе «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов: 33 часа в 1 классе, 34 ч. во 2-4 классах. Продолжительность одного занятия 35 минут в 1 классе. 45 минут во 2-4 классах
Цели и задачи.
Цель: создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотической позиции.
Задачи:
1. Формирование знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения.
2. Формирование уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.
3. Формирование интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины, к традициям и культуре народов России.
4. Формирование гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей.
Основные направления программы «Я - гражданин»
На первой ступени обучения (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
1. Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов предполагает 5 тематических блоков:
I блок – «Моя Родина»
II блок – «Государственные символы России»
III блок – «Богатыри земли русской»
IV блок – «Человек и космос»
V блок–«Этих дней не смолкнет слава»
Блок «Моя Родина» включает в себя цикл занятий, которые знакомят воспитанников с такими понятиями, как «генеалогическое древо», «малая и большая Родина», «государство», «гражданин», расширяют представления об истории родного города (села), его традициях, достопримечательностях.
Второй блок программы – «Государственные символы России». На занятиях воспитанники знакомятся с историей возникновения флага, герба и гимна Российской Федерации, осваивают сущность и значение государственных символов.
Ещё один тематический блок – «Богатыри земли русской» - включает занятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества. На них школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, А. В. Суворов, М. И. Кутузов), у них формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».
Следующий блок программы – «Человек и космос» - посвящён знаменательной дате России – Дню космонавтики. Цикл занятий раскрывает историю освоения космоса человеком.
Ко Дню Победы приурочен пятый блок – «Этих дней не смолкнет слава», в рамках которого учащиеся знакомятся с героическими подвигами соотечественников, проводят праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Формы работы с детьми.
творческая художественная деятельность детей (рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества ,использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
исследовательская деятельность учащихся
экскурсии
организация выставок
тематические и творческие вечера
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах
Мероприятия по реализации программы
1 класс
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Откуда я родом» | Устный журнал |
2. | Октябрь | «Символы России» | Классный час |
3. | Ноябрь | «На кого я хочу быть похожим» | Классный час – вернисаж |
4 | Декабрь | «Три богатыря» | Познавательная игра |
5. 6 7. | Январь Февраль Март | «Мама, папа, я – дружная семья» «Наши папы – защитники Родины» «В гостях у самовара» | Игровая программа Утренник Посиделки |
8. | Апрель | «Ю.А.Гагарин – Первый космонавт земли» | Классный час |
9. | Май | «День Победы» | Устный журнал |
2 класс
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1. | Сентябрь | «Самарский край – знакомый и не знакомый» | Экскурсии в музеи |
2. | Октябрь | «Знаешь ли ты государственные символы России | Викторина |
3. 4 . 5. | Ноябрь Декабрь Январь | «Мир вокруг меня» «Родительский дом – начало начал…» «Дружба лучше вражды» | Классный час Урок социальности Тематическая беседа |
6. 7. | Февраль Март | «Есть такая профессия – Родину защищать» «Слава богатырская» | Игровая программа Познавательная программа |
8. | Апрель | «Человек в космосе» | Классный час |
9. | Май | «За мирное детство – спасибо» | Литературно-музыкальная композиция |
3 класс
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1. | Сентябрь | «Малая и большая Родина» | Классный час |
2 | Октябрь | «Обычаи и традиции русского народа» | Утренник |
3. 4. 5. | Ноябрь Декабрь Январь | «Едины – значит непобедимы» «Жизнь дана на добрые дела» «Моя родословная» | Устный журнал Урок социальности Презентация проекта |
6. 7. | Февраль Март | «Полководцы и герои» «Женщины на войне» | Познавательная игра Чтения |
8. | Апрель | «День космонавтики» | Конкурс рисунков |
9. | Май | «Подарок ветерану» | Акция |
| Май | «Подвигу народа жить в веках» | Литературно – музыкальная композиция |
4 класс
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1. | Сентябрь | «Ваши права и обязанности, дети!» | Устный журнал |
2 | Октябрь | «Мое генеалогическое древо» | Урок-отчет |
3. | Ноябрь | «Дорогая моя столица» | Заочное путешествие |
4. 5. | Декабрь Январь | «Главный закон моей страны» «Мой дом – моя крепость» | Классный час Беседа |
6. | Февраль | «Герои Советского союза – наши земляки» | Урок Мужества |
7. | Февраль Март | «Защитникам Отечества» «Сохраним красоту родной природы» | КВН для мальчиков Презентация проектов |
8. | Апрель | «Космос и я» | Конкурс художественного творчества |
9. | Май | «Поклонимся великим тем годам» | Вахта Памяти |
| Май | «Спешите делать добро» | Акция |
Каждый блок включает в себя дополнительные виды деятельности: чтение художественной и публицистической литературы, заучивание стихов, рисование рисунков, слушание музыки и разучивание песен, просмотр слайдов и фильмов.
Формы работы с родителями.
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с условиями формирования гражданско-патриотической позиции младшего школьника может быть различной. Так, например: «Жизненные ценности в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Генеалогическое древо семьи», «Место и роль труда в жизни семьи», «Наши дети – будущее России», «Роль традиций в семейном воспитании» и другие.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
Родительская конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Темы конференций: «Роль родителей в воспитании гражданина», «Формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения», «Гражданином быть обязан» и др.;
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными («Личный пример родителей», «Семейные традиции в воспитании детей» и т.д.). Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи).
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Планируемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
систему исторических и краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
1 уровень (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень (2-3 классы) – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 уровень (4 класс) – получение опыты самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Механизмы оценки результатов.
Основные результаты гражданско-патриотического воспитания –
позитивное отношение обучающихся к базовым национальным ценностям, получение опыта самостоятельного общественного действия.
Методы оценивания: анонимные анкеты, тестовые инструменты, самооценочные суждения детей, ценностное отношение к социальной реальности(наблюдение обучающихся).
Заключение
Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей своей родины, стремишься быть похожим на них.
Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.