СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Я гражданин"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

....................

Цели и задачи

......................

Программа реализации проекта

......................

Основные направления программы

......................

Форма работы с детьми и родителями

......................

Планируемые результаты

.....................

Просмотр содержимого документа
«Программа "Я гражданин"»

Больше-Чесноковский филиал ГБОУ СОШ с.Елшанка














Формирование гражданско – патриотической позиции младшего школьника посредством реализации программы внеурочной деятельности

«Я - гражданин».


















Бубнова Людмила Борисовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Елшанка

муниципального района

Сергиевский






2013 г.


Актуальность.

Историческое значение каждого... человека измеряется

его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.


Н.Г.Чернышевский


Ещё в 2007-2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Среди базовых национальных ценностей «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» названы патриотизм, гражданственность, семья и природа. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.

Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я – гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. По мысли современного писателя Ю.М. Полякова каждый человек "...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и наконец - в конечном счете раствориться в своем Отечестве."

Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

Всё это определяет актуальность разработки и реализации программы « Я – гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.


Анализ ситуации.

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

     Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной.      

     Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

     Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

     Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

        Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Принятая Правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» даёт право классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

Система гражданско-патриотического воспитания должна включать в себя:

  • ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам Белоруссии; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;

  • историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края;

  • ознакомление школьников с народным творчеством;

  • ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

  • патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  • гражданственность -  закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Внеурочная деятельность имеет целый ряд направлений. Одним из направлений я выбрала гражданско - патриотическое и разработала программу внеурочной деятельности «Я гражданин».

Необходимость такой программы связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.

Пояснительная записка

Программа “Я – гражданин ” составлена на основе «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г.

        Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

      Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин ”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данной  программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135  часов: 33 часа  в 1 классе, 34 ч. во 2-4 классах. Продолжительность одного занятия 35 минут в 1 классе. 45 минут во 2-4 классах



Цели и задачи.

Цель: создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотической позиции.

Задачи:

1. Формирование знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения.

2. Формирование уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.

3. Формирование интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины, к традициям и культуре народов России.

4. Формирование гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей.


Основные направления программы «Я - гражданин»

На первой ступени обучения (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1. Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов предполагает 5 тематических блоков:

I блок – «Моя Родина»

II блок – «Государственные символы России»

III блок – «Богатыри земли русской»

IV блок – «Человек и космос»

V блок–«Этих дней не смолкнет слава»

Блок «Моя Родина» включает в себя цикл занятий, которые знакомят воспитанников с такими понятиями, как «генеалогическое древо», «малая и большая Родина», «государство», «гражданин», расширяют представления об истории родного города (села), его традициях, достопримечательностях.

Второй блок программы – «Государственные символы России». На занятиях воспитанники знакомятся с историей возникновения флага, герба и гимна Российской Федерации, осваивают сущность и значение государственных символов.

Ещё один тематический блок – «Богатыри земли русской» - включает занятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества. На них школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, А. В. Суворов, М. И. Кутузов), у них формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».


Следующий блок программы – «Человек и космос» - посвящён знаменательной дате России – Дню космонавтики. Цикл занятий раскрывает историю освоения космоса человеком.

Ко Дню Победы приурочен пятый блок – «Этих дней не смолкнет слава», в рамках которого учащиеся знакомятся с героическими подвигами соотечественников, проводят праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


Формы работы с детьми.


  • Внеурочная деятельность, беседы

  • сюжетно-ролевые игры нравственного и духовного содержания

  • творческая художественная деятельность детей (рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества ,использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).

  • исследовательская деятельность учащихся

  • экскурсии

  • организация выставок

  • тематические и творческие вечера

  • участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах











Мероприятия по реализации программы


1 класс

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Откуда я родом»

Устный журнал

2.

Октябрь

«Символы России»

Классный час

3.

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час – вернисаж

4

Декабрь

«Три богатыря»

Познавательная игра

5.

6

7.

Январь

Февраль

Март

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Наши папы – защитники Родины»

«В гостях у самовара»

Игровая программа

Утренник

Посиделки

8.

Апрель

«Ю.А.Гагарин – Первый космонавт земли»

Классный час

9.

Май

«День Победы»

Устный журнал



2 класс

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Самарский край – знакомый и не знакомый»

Экскурсии в музеи

2.

Октябрь

«Знаешь ли ты государственные символы России

Викторина

3.

4

.

5.

Ноябрь

Декабрь


Январь

«Мир вокруг меня»

«Родительский дом – начало начал…»

«Дружба лучше вражды»

Классный час

Урок социальности


Тематическая беседа

6.


7.

Февраль


Март

«Есть такая профессия – Родину защищать»

«Слава богатырская»

Игровая программа


Познавательная программа

8.

Апрель

«Человек в космосе»

Классный час

9.

Май

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция



3 класс

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Малая и большая Родина»

Классный час

2

Октябрь

«Обычаи и традиции русского народа»

Утренник

3.

4.

5.

Ноябрь

Декабрь

Январь

«Едины – значит непобедимы»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Моя родословная»

Устный журнал

Урок социальности

Презентация проекта

6.

7.

Февраль

Март

«Полководцы и герои»

«Женщины на войне»

Познавательная игра

Чтения

8.

Апрель

«День космонавтики»

Конкурс рисунков

9.

Май

«Подарок ветерану»

Акция


Май

«Подвигу народа жить в веках»

Литературно – музыкальная композиция


4 класс

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2

Октябрь

«Мое генеалогическое древо»

Урок-отчет

3.

Ноябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

4.

5.

Декабрь

Январь

«Главный закон моей страны»

«Мой дом – моя крепость»

Классный час

Беседа

6.

Февраль

«Герои Советского союза – наши земляки»

Урок Мужества


7.

Февраль

Март

«Защитникам Отечества»

«Сохраним красоту родной природы»

КВН для мальчиков

Презентация проектов

8.

Апрель

«Космос и я»

Конкурс художественного творчества

9.

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти


Май

«Спешите делать добро»

Акция


Каждый блок включает в себя дополнительные виды деятельности: чтение художественной и публицистической литературы, заучивание стихов, рисование рисунков, слушание музыки и разучивание песен, просмотр слайдов и фильмов.



Формы работы с родителями.


Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с условиями формирования гражданско-патриотической позиции младшего школьника может быть различной. Так, например: «Жизненные ценности в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Генеалогическое древо семьи», «Место и роль труда в жизни семьи», «Наши дети – будущее России», «Роль традиций в семейном воспитании» и другие.


Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Родительская конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Темы конференций: «Роль родителей в воспитании гражданина», «Формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения», «Гражданином быть обязан» и др.;

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными («Личный пример родителей», «Семейные традиции в воспитании детей» и т.д.). Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи).

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).




Планируемые результаты  реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

  • систему исторических и краеведческих знаний,

  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • любовь и бережное отношение к родной природе;

  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

1 уровень (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень (2-3 классы) – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень (4 класс) – получение опыты самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.


Механизмы оценки результатов.

Основные результаты гражданско-патриотического воспитания –

позитивное отношение обучающихся к базовым национальным ценностям, получение опыта самостоятельного общественного действия.

Методы оценивания: анонимные анкеты, тестовые инструменты, самооценочные суждения детей, ценностное отношение к социальной реальности(наблюдение обучающихся).



Заключение

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.  Жить достойно,  пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей своей родины, стремишься быть похожим на них.


Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.