СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальных занятий по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данных занятий является формирование у обучающихся целостного представления о тексте как синтаксической единице,подчиняющейся грамматическим законам;подготовка к итоговой аттестации в 9 классе, формирование речевых компетенций, речевой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальных занятий по русскому языку»

















ПРОГРАММА

Индивидуальных занятий по русскому языку

«Практикум по грамматике»











Ступень обучения: основное общее образование,8 класс

Количество часов: 35









II. Пояснительная записка.

На индивидуальное занятие по русскому языку в 8 классе выделен 1 час в неделю(всего 35 часов) из школьного компонента учебного плана. В понятие «практикум» входит определённая деятельность обучающихся под руководством учителями, направленная на закрепление лингвистических правил. Виды деятельности могут быть различными. Основным является анализ текста. Обязательны упражнения , тренирующие внимательность обучающихся, умение определять грамматические значения, вычленять их целого текста отдельные элементы, анализировать роль грамматических форм в синтаксисе ( в словосочетании , предложении ,тексте) и т.д.

«Грамматику занимается изучением того, что лежит в основе изменений слов и их сочетаний в предложении…Для грамматики важно, как то или иное слово грамматически оформлено ,какие грамматические значение в нем содержатся и как они выражены, как то или иное слово сочетается с другими словами, какую роль выполняет в предложении и т.д.». В связи с этим грамматика делится на два раздела ; морфологию и синтаксис. «Морфологию интересуют слова с точки зрения грамматической природы их форм… В синтаксисе изучаются сочетания слов, типы этих сочетаний , форм связи между словосочетании и предложении ,строение предложений , структурные типы предложений». «Синтаксис – это раздел грамматики , изучающий строй связной речи. Если исследует формы слова и выражаемые ими грамматические значения, то синтаксис – законы функционирования отдельной формы слова и правила соединения слов в словосочетания и предложения». Словосочетания, предложение и текст являются основными взаимосвязанными единицами синтаксиса.

Таким образом, целью данного практикума является формирование у обучающихся целостного представления о тексте как синтаксической единице, подчиняющейся грамматическим законам, о его роли в речевом общении и передачи знаний. Целями практикума являются также подготовка к итоговой аттестации в 9 классе, формирование речевых компетенций , речевой грамотности обучающихся.

Задачи практикума:

  • Выполнение разнообразных упражнений на закрепление знаний по морфологии и синтаксису;

  • Повторение ранее изученных правил и их применение на практике;

  • Анализ текстов;

  • Выявление и устранение недочётов в знаниях обучающихся.

Формы занятий:

  • Основная – практикум;

  • Вспомогательные – творческие работы, зачёты, тестирование.



Виды деятельности обучающихся:

  • Индивидуальная работа;

  • Работа в парах сменного состава;

  • Групповая работа.

Виды и форма контроля:

  • Тестирование;

  • Контрольные работы по комплексному анализу тексту.

Программа данного занятия изучает синтаксис параллельно систематическому курсу русского языка в 8 классе, календарно-тематическое планирование составлено соответственно календарно тематическому планированию уроков в 8 классе. Индивидуальные занятия отличаются от уроков русского языка по форме, имеют особенности содержания (синтаксис изучается в его взаимосвязи с морфологией) и рассчитаны на творческий подход учителя к изложению материала в доступной для обучающихся форме. Большое внимание уделяется организации интерактивных форм обучения, в частности работе в парах, групповой работе. В качестве дидактического материала, кроме печатных изданий и разработок учителя, служит электронный тренажёр по русскому языку. Обязательна отработка умения анализировать текст с точки зрения его синтаксических особенностей и разнообразии грамматических форм. Для анализа используются тексты печатных изданий и электронные задания по анализу текста(тренажёр по русскому языку).

III. Тематическое содержание программы.

Морфология и синтаксис.3 часа.

Единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, текст. Части речи и их значение в речи.

Строение простого предложения.9 часов.

Строение предложения. Предложение и словосочетание, их взаимоотношения. Грамматические формы сказуемого и подлежащего, второстепенных членов предложения. Порядок слов в предложении. Роль в предложении слов различных частей речи.

Односоставные и неполные предожения.5 часов.

Определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения. Грамматические формы сказуемых в односоставных предложениях. Односоставные предложения в речи. Неполные предложения в разных стилях речи.





Однородные и неоднородные определения.4 часа.

Однородные и неоднородные определения, их роль в речи .Обобщающие слова, их роль в речи. Описание достопримечательности с использованием однородных определений.

Обособленные члены предложения.8 часов.

Причастный и деепричастный обороты, их роль в тексте. Употребление в речи обособленных определений. Согласованные приложения в речи. Деепричастия и деепричастные обороты в речи. Употребление в речи уточняющих членов предложения. Роль в тексте обособленных членов предложения.

Вводные слова и конструкции.3 часа.

Грамматические форсы вводных слов. Синтаксическая функция вводных констуркций. Роль в речи вводных предложений.

Повторение.3 часа.

Словосочетание и предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.


п/
п

Дата

Тема занятия

Оборудование


Морфология и синтаксис. Единицы синтаксиса. Словосочетание ,предложение ,текст.



Части речи и их значения.



Строение текста типа художественное описание.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Пунктуация в простом предложении. Тестирование.


Строение предложения. Грамматическая связь слов в предложении.



Порядок слов в предложении.



Грамматические формы простого глагольного сказуемого.



Грамматические формы составного глагольного сказуемого.



Грамматические формы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Грамматические формы выражения дополнения.



Грамматические формы выражения определения.



Грамматические формы выражения обстоятельства.



Определённо – личные предложения в тексте.



Безличные предложения речи.



Односоставные предложения в речи. Анализ текста.



Неполные предложения в разных стилях речи. Контрольная работа. Сравнительный анализ текстов.



Тестирование по темам «Виды сказуемых , односоставные предложения».



Анализ текстов. Однородные и неоднородные определения.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Конструирование текста с однородными определениями.



Обобщающие слова , их роль в речи. Тестирование.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Текст описание.



Причастный и деепричастный оборот.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Употребление в речи обособленных определений.



Предложения с обособленными определениями.



Согласованные приложения в речи.



Описание внешности.



Деепричастия и деепричастные обороты в речи.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Употребление в речи уточняющих членов предложения.



Роль в тексте обособленный членов предложения.



Грамматические формы вводных слов.



Синтаксическая и смысловая функции вводных конструкций.



Роль в речи вводных предложений.

Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий.


Повторение. Словосочетание и предложение. Тестирование.



Повторение. Главные члены предложения. Тестирование.



Повторение. Второстепенные члены предложения. Тестирование.




VI. Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать

  • Словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;

  • Грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;

  • Односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

  • Признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных и неполных;

  • Осложнённые предложения(предложения с однородными членами , с вводными словами, обращениями, с обособленными членами);

Уметь

  • Опознать единицы синтаксиса;

  • Проводить анализ словосочетаний, предложений;

  • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;

  • Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты русского языка как явления культуры;

  • Удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.