ПРОГРАММА
Индивидуальных занятий по русскому языку
«Практикум по грамматике»
Ступень обучения: основное общее образование,8 класс
Количество часов: 35
II. Пояснительная записка.
На индивидуальное занятие по русскому языку в 8 классе выделен 1 час в неделю(всего 35 часов) из школьного компонента учебного плана. В понятие «практикум» входит определённая деятельность обучающихся под руководством учителями, направленная на закрепление лингвистических правил. Виды деятельности могут быть различными. Основным является анализ текста. Обязательны упражнения , тренирующие внимательность обучающихся, умение определять грамматические значения, вычленять их целого текста отдельные элементы, анализировать роль грамматических форм в синтаксисе ( в словосочетании , предложении ,тексте) и т.д.
«Грамматику занимается изучением того, что лежит в основе изменений слов и их сочетаний в предложении…Для грамматики важно, как то или иное слово грамматически оформлено ,какие грамматические значение в нем содержатся и как они выражены, как то или иное слово сочетается с другими словами, какую роль выполняет в предложении и т.д.». В связи с этим грамматика делится на два раздела ; морфологию и синтаксис. «Морфологию интересуют слова с точки зрения грамматической природы их форм… В синтаксисе изучаются сочетания слов, типы этих сочетаний , форм связи между словосочетании и предложении ,строение предложений , структурные типы предложений». «Синтаксис – это раздел грамматики , изучающий строй связной речи. Если исследует формы слова и выражаемые ими грамматические значения, то синтаксис – законы функционирования отдельной формы слова и правила соединения слов в словосочетания и предложения». Словосочетания, предложение и текст являются основными взаимосвязанными единицами синтаксиса.
Таким образом, целью данного практикума является формирование у обучающихся целостного представления о тексте как синтаксической единице, подчиняющейся грамматическим законам, о его роли в речевом общении и передачи знаний. Целями практикума являются также подготовка к итоговой аттестации в 9 классе, формирование речевых компетенций , речевой грамотности обучающихся.
Задачи практикума:
Выполнение разнообразных упражнений на закрепление знаний по морфологии и синтаксису;
Повторение ранее изученных правил и их применение на практике;
Анализ текстов;
Выявление и устранение недочётов в знаниях обучающихся.
Формы занятий:
Основная – практикум;
Вспомогательные – творческие работы, зачёты, тестирование.
Виды деятельности обучающихся:
Виды и форма контроля:
Программа данного занятия изучает синтаксис параллельно систематическому курсу русского языка в 8 классе, календарно-тематическое планирование составлено соответственно календарно тематическому планированию уроков в 8 классе. Индивидуальные занятия отличаются от уроков русского языка по форме, имеют особенности содержания (синтаксис изучается в его взаимосвязи с морфологией) и рассчитаны на творческий подход учителя к изложению материала в доступной для обучающихся форме. Большое внимание уделяется организации интерактивных форм обучения, в частности работе в парах, групповой работе. В качестве дидактического материала, кроме печатных изданий и разработок учителя, служит электронный тренажёр по русскому языку. Обязательна отработка умения анализировать текст с точки зрения его синтаксических особенностей и разнообразии грамматических форм. Для анализа используются тексты печатных изданий и электронные задания по анализу текста(тренажёр по русскому языку).
III. Тематическое содержание программы.
Морфология и синтаксис.3 часа.
Единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, текст. Части речи и их значение в речи.
Строение простого предложения.9 часов.
Строение предложения. Предложение и словосочетание, их взаимоотношения. Грамматические формы сказуемого и подлежащего, второстепенных членов предложения. Порядок слов в предложении. Роль в предложении слов различных частей речи.
Односоставные и неполные предожения.5 часов.
Определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения. Грамматические формы сказуемых в односоставных предложениях. Односоставные предложения в речи. Неполные предложения в разных стилях речи.
Однородные и неоднородные определения.4 часа.
Однородные и неоднородные определения, их роль в речи .Обобщающие слова, их роль в речи. Описание достопримечательности с использованием однородных определений.
Обособленные члены предложения.8 часов.
Причастный и деепричастный обороты, их роль в тексте. Употребление в речи обособленных определений. Согласованные приложения в речи. Деепричастия и деепричастные обороты в речи. Употребление в речи уточняющих членов предложения. Роль в тексте обособленных членов предложения.
Вводные слова и конструкции.3 часа.
Грамматические форсы вводных слов. Синтаксическая функция вводных констуркций. Роль в речи вводных предложений.
Повторение.3 часа.
Словосочетание и предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Оборудование |
| | Морфология и синтаксис. Единицы синтаксиса. Словосочетание ,предложение ,текст. | |
| | Части речи и их значения. | |
| | Строение текста типа художественное описание. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Пунктуация в простом предложении. Тестирование. |
| | Строение предложения. Грамматическая связь слов в предложении. | |
| | Порядок слов в предложении. | |
| | Грамматические формы простого глагольного сказуемого. | |
| | Грамматические формы составного глагольного сказуемого. | |
| | Грамматические формы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Грамматические формы выражения дополнения. | |
| | Грамматические формы выражения определения. | |
| | Грамматические формы выражения обстоятельства. | |
| | Определённо – личные предложения в тексте. | |
| | Безличные предложения речи. | |
| | Односоставные предложения в речи. Анализ текста. | |
| | Неполные предложения в разных стилях речи. Контрольная работа. Сравнительный анализ текстов. | |
| | Тестирование по темам «Виды сказуемых , односоставные предложения». | |
| | Анализ текстов. Однородные и неоднородные определения. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Конструирование текста с однородными определениями. | |
| | Обобщающие слова , их роль в речи. Тестирование. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Текст описание. | |
| | Причастный и деепричастный оборот. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Употребление в речи обособленных определений. | |
| | Предложения с обособленными определениями. | |
| | Согласованные приложения в речи. | |
| | Описание внешности. | |
| | Деепричастия и деепричастные обороты в речи. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Употребление в речи уточняющих членов предложения. | |
| | Роль в тексте обособленный членов предложения. | |
| | Грамматические формы вводных слов. | |
| | Синтаксическая и смысловая функции вводных конструкций. | |
| | Роль в речи вводных предложений. | Компьютер. Тренажёр по русскому языку. 5-11 классы. Институт новых технологий. |
| | Повторение. Словосочетание и предложение. Тестирование. | |
| | Повторение. Главные члены предложения. Тестирование. | |
| | Повторение. Второстепенные члены предложения. Тестирование. | |
VI. Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать/понимать
Словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
Грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
Односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
Признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных и неполных;
Осложнённые предложения(предложения с однородными членами , с вводными словами, обращениями, с обособленными членами);
Уметь
Опознать единицы синтаксиса;
Проводить анализ словосочетаний, предложений;
Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;
Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты русского языка как явления культуры;
Удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.