Утверждаю Принята на
Педсовете
05.09.2016 г. Директор школы
Кулумаев А.К.
15.09.2016г.
Программа историко-краеведческого
детского добровольческого объединения
«ПОИСК»
на 2016-2017 учебный год
автор программы
Межитова Сапият Бекмурзаевна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Ортатюбинская СОШ»
Ногайского района
Республики Дагестан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект историко-краеведческого детского объединения «Поиск» составлен на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России», программы развития МКОУ «Ортатюбинской СОШ» и Положения об историко краеведческом детском объединении «Поиск». Данный проект представляет систему работы внеурочной деятельности добровольческого объединения учащихся 8-9 классов и рассчитан на 1 год.
Основные цели и задачи проекта «Память»:
воспитательные - формирование активной и гражданской позиции учащихся МКОУ «Ортатюбинской СОШ», воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, формирование социальной активности и толерантности;
познавательные - приобщение к исследовательской и проектно-творческой деятельности на основе историко-краеведческого материала, овладение основами журналистики и социального анализа;
развивающие – развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработка статистических и анкетных материалов, развитие профессиональных склонностей.
Сроки реализации проекта 2016-2017учебный год.
Основные направления проекта «Память»:
Герои рядом с нами: - сбор информации о боевом прошлом земляках и воинах, захороненных на могиле возле хутора Москва, недалеко от села; оформить стенд «Они сражались за Родину», подготовить презентацию по собранным материалам; поиск семей воинов, захороненных в 1942 г. организовать экскурсии по местам боевой славы.
История школы: - сбор информации и фотографий, оформление альбомов, папок и стендов «Моя родная школа», составление видеофильмов и аудиозаписи выпускников, учителей- ветеранов; История села - сбор материалов и информаций об истории создания и сохранения села, работа с архивными материалами, оформление презентации и альбомов «Мое село в прошлом и в настоящем», организация экскурсии по краеведческому музею с. Терекли – Мектеб, в музей имени Багратиона в г. Кизляр, Дербент, Махачкала и город-герой Волгоград.
Основные результаты проекта «Память»:
- повышение уровня заинтересованности подростков к изучению героической истории нашей страны;
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей;
- ежегодная организация волонтерских акций;
- создание школьной «Аллеи Памяти» героев Великой Отечественной войны;
- облагораживание территории, прилегающей к Мемориалам памяти земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Наш проект направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям, призван систематизировать и углубить деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколении, позволит объединить проводимые в школе социально значимые мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Содержание
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. В последнее время в обществе всё более широко осознаётся пагубность для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает своё высокое значение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием в проекте понимается систематическая и целенаправленная деятельность поисковой группы школьников. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов РФ.
Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
За последнее время родились и выросли несколько поколений россиян. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов, учебников и оставшихся в живых очевидцев – детей войны. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Только общение с непосредственными участниками исторических событий дает возможность нам подросткам, почувствовать свою сопричастность к истории села, народа и страны. Порой мы не подозреваем, что в летописи села отражены те подвиги, из которых складывалась большая Победа всей страны. Эмоционально воспринимая и сопереживая рассказам старшего поколения о военной поре, мы становимся активными участниками сбора, изучения и оформления материалов о военном прошлом.
Учитывая требования времени, патриотический проект «Память», направлен на формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, воспитания бережного отношения к историческому наследию своего села, Родины, уважительного отношения к людям, проживающим рядом. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о суровых днях и героях войн.
В начале реализации социально значимого проекта патриотической направленности нами совместно с учителями и администрацией школы, участвующими в Проекте, был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.
Основные этапы реализации проекта.
I этап – Подготовительный.
1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую входят все члены добровольческого отряда.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Планирование мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.
II этап – Практический.
1. Выполнение учебно-исследовательских работ под руководством преподавателя;
2. Участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах, чтениях, открытых классных часах;
2.1. Участие в школьной научно-практической конференции, посвященной Дню Победы;
2.2 Участие в цикле мероприятий под названием «Эрудит»
2.3. Участие в мероприятиях, посвященных 23 февраля «Мальчишник»;
2.4. Участие в концерте, посвященному Дню защитника Отечества;
2.5. Участие в конкурсе-смотре литературно-музыкальных композиций, посвященном ВОВ;
3. Участие в акции «Георгиевская ленточка»;
4. Участие в республиканской и районной шествии «Бессмертный полк», посвященном Дню Победы;
5. Участие в акции возложения цветов «День памяти и скорби» - 22 июня;
6. Благоустройство территории, прилегающей к мемориалам в с. Орта-Тюбе, посвященным памяти земляков, павших в ВОВ и памятнике «Они сражались за Родину, возле хутора Москва, недалеко от села;
7. Сообщения о результатах проведенных мероприятий, результатах учебно-исследовательских работ;
8. Публикация результатов учебно-исследовательской деятельности в сети Интернет;
9. Подведение итогов II этапа проекта.
III этап – Обобщающий.
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
2. Публикация материалов проектной деятельности и методических разработок преподавателей.
3. Использование собранного материала в учебном процессе.
4. Обобщение опыта работы.
IV этап – Информационно-просветительский.
Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…
Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим... Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, – ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!
О. Климчук
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей школьников, их интересов и способностей.
Мероприятия по реализации проекта «Память»
Символом проекта «Память» является пятиконечная звезда. Каждый луч этой звезды - акции, в ходе которых проводятся мероприятия, посвященные Дню Победы.
1 луч – акция «Солдатский треугольник»;
2 луч – акция «Георгиевская ленточка»;
3 луч – акция «Цветы Победы»;
4 луч – акция «Живи и помни!»;
5 луч – акция «Рассвет Памяти».
По каждому мероприятию проекта все участники делают фотографии, которые в ходе заключительного этапа проекта оформляются в альбом и готовят презентацию.
Механизм и сроки реализации проекта (2016-2017 учебный год)
1 этап: подготовительный – с сентября - по октябрь 2016год.
Содержание деятельности:
знакомство с проектом учащихся и родителей на организационном собрании; (презентация проекта), распределение обязанностей;
изготовление на уроках технологии пятиконечной звезды из фанеры, раскрашивание красной краской, оформление звезды табличками с названиями акций; установка звезды в центральной рекреации школы;
красочное оформление баннера с названием проекта, вывеска его в центральной рекреации школы (над звездой);
изучение краеведческих материалов по военной истории поселка на классных часах;
просмотр и обсуждение документальной военной видеохроники, художественных фильмов о ВОВ дома и на классных часах;
оформление выставки книг и журналов о событиях ВОВ в школьной и сельской библиотеках;
чтение и обсуждение книг о ВОВ совместно с сельской библиотекой.
Результат реализации этапа:
• вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно – историческому прошлому.
2 этап: практический – с ноября 2016г. по 9 мая 2017г.
Содержание деятельности:
Проведение социально-патриотических акций:
Учащимся совместно с родителями предлагается на письме – треугольнике написать о своих родственниках, которые принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. На треугольнике пишутся фамилия, имя, отчество, звание, при желании можно написать данные о боевом пути.
В итоге акции в центральной рекреации оформляется «Стена Памяти», созданная из «Солдатских треугольников» с данными солдат, сражавшихся в Великой Отечественной войне, являет собой пример памяти о бессмертном подвиге родных и близких людей.
Учащимся совместно с родителями предлагается сшить из атласных лент черного и оранжевого цвета длинную Георгиевскую ленту, которую дети, учитель и родители понесут на Митинге 9 мая в ходе акции «Бессмертный полк».
Идея акции – сбор цветов с последующим возложением их к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
1-ый этап: Действия добровольцев направлены на оказание помощи ветеранам труда, труженикам тыла. Участники акции обновляют красные звездочки на дверях домов, где жили ветераны.
2-ой этап (совместно с администрацией Ортатюбинского сельского поселения). Дети-добровольцы и их родители благоустраивают могилки умерших ветеранов на поселковом кладбище, а также устанавливают возле каждой могилки Звезды Памяти, выполненные учащимися на уроках технологии.
3-ий этап: Благоустройство территории школы
Сначала руководителем добровольческого отряда проводится разъяснительная работа. В ходе презентации и видеофрагментов детям рассказывается о Дне Памяти
9 мая и 22 июня с утра у школы собираются поисковики. Ученики, учителя, возлагают цветы к Памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ, зажигают свечи, чтобы почтить память погибших и уделить внимание ветеранам.
Мы надеемся, что эта акция станет одной из добрых традиций нашей ишколы.
3 этап: обобщающий
Продолжительность этапа: 23 июня по 30 июля 2017 года.
Подводим итоги проекта, поощряем активных участникам, выявляем недостатки и строим план на разработку следующего проекта.
Использованная литература
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев,А.П. Пашковец. – М.: Глобус, 2007;
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23;
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59;
Миронова Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. –2005. – № 7. – С. 22–24;
Колчина М. С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. – 2004. – № 8. – С. 3–7;
Байкова В. Философия Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки (К выходу в свет первого тома «60 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне» // Безопасность Евразии. – 2003. – № 2. – С. 117–126;
Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. – М.: Перспектива, 2003. – 122 с;
Орлов О. Рекомендации по планированию военно–патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 5. – С. 24–27;
http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - Программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся.
http://nsportal. - Портал работников образования.
Приложения
1.ФОТО с МЕРОПРИЯТИЙ
![]()

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто


2. Обелиск установили на братской могиле воинов, погибших на местах сражения в Ставропольском крае, в 1968 году по ходатайству жителей села.

Мемориальная плита «Они сражались за Родину», установлена в 2015 году в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В 2013 году поисковый отряд школьников кропотливой работой восстановили имена погребённых в братской могиле.
3.

Семья Бозиевых. Город Нальчик.
Родственники Бозиева Шад Тунамовича
– рядового Красной Армии.
Посетили место захоронения дочь с детьми
16 мая 2016 года.


Семья Мелькумовых из Пятигорска
посетила могилу
Мелькумова Рубена Нарсесовича
– рядового Красной Армии.
10 мая 2015 года.
4. Письма с фронта
Семья Отевовых
передала в фонд музея школы.
5.
