Программа коррекционных и профилактических занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Составитель: Лукьяненко И.Л.
Педагог-психолог
Лицей 1571 г. Москвы
Пояснительная записка:
Цель работы с подростками, находящимися в кризисной ситуации - это содействие их адаптации в окружающем мире, его осознание, выбор безопасных моделей взаимодействия с ним.
Программа включает в себя следующие задачи:
Определение у подростков круга позитивных ценностей и негативных факторов.
Формирование ценностного отношения к себе и к своему здоровью.
Тренировка умений принятия собственных решений.
Методы: беседы, мини-лекции, игровые методы, работа в малых группах.
Возраст учащихся: ученики средней школы 13-16 лет.
Тематический план:
Знакомство 1ч
Мы – друзья 2ч
Как понять другого 1ч
Как выразить свое мнение 1ч
Эмоции 2ч
Справиться со стрессом 2ч
Все мы разные 1ч
Содержание занятий:
№ 1
Составление визитки: на листе написать имя или псевдоним и нарисовать эмблему, раскрывающую индивидуальность личности.
«Это мы»: листок разделить на 2 половины. На одной из его частей написать 10 предметов того, что нравится, а на другой 10 предметов того, что не нравится.
Выбрать правила работы в группе, их записать: принцип «здесь и теперь», искренность, конфиденциальность.
Эмоциональная разрядка: поменяться местами тем, у кого в одежде есть белый цвет, кто любит читать, кто играет на музыкальном инструменте и т.д.
Рефлексия: написать пожелания своему соседу.
№ 2
«Волшебные ладошки» - предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, отличают подростка от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь. Данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.
Предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет. Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка.
Необходимо продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию: Я думаю, что у меня есть такие черты как, Другие считают, что у меня есть такие черты как, Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….
№ 3
Упражнение « Подарки». Все участники по кругу высказывают « Что бы я хотел подарить участнику, сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, кому подарили подарок, благодарит и объясняет, действительно ли он был рад этому подарку и почему.
Беседа «Как мы определяем уверенное поведение?»: что такое уверенность, чем отличается от неуверенного и агрессивного поведения, зачем нужна уверенность.
Упражнение «Сильные стороны». Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе.
Нужно вспомнить из реальной жизни человека, который на ваш взгляд является уверенным. Попытайтесь объяснить почему. Идет обсуждение.
Упражнение «Карусель». Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая - внешний. Стоящий во внутреннем круге играет роль продавца, который должен что-то продать покупателю. В течение 2-3 минут идет ролевая игра, затем по сигналу руководителя происходит ролевой обмен. Затем идет обсуждение.
№ 4
Игра «Испорченный телефон»: ребята встают в цепочку. Хлопком по плечу ведущий предлагает повернуться к нему лицом и жестами показывает предмет. Последний участник показывает предмет.
Мини-лекция «Как укреплять свою коммуникабельность»
Облегчите другим общение с вами, идя на встречу. Для этого внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы будете «душой компании»: серьезно ищите себе друзей, проявляйте интерес к другому человеку, идите на встречу людям с открытым сердцем, улыбайтесь до того, как начнете говорить, спрашивайте других об их интересах, помогайте другим преодолевать трудности, будьте терпимы и оптимистичны.
Упражнение «Этюд» - участники делятся на пары. Им предлагается разыграть ситуацию знакомства, обменяться комплиментами.
№ 5
Игра «Круг»: соберитесь тесной кучкой вокруг ведущего. По сигналу нужно закрыть глаза и начинать двигаться в любую сторону. Когда ведущий хлопнет в ладоши, нужно замолчать и застыть. Не открывая глаз и не прикасаясь друг к другу, попробовать выстроиться в круг.
«Телефон доверия»: представьте, что Вы набрали номер телефона доверия. О чем бы Вы хотели спросить дежурного специалиста? Задайте по очереди свой вопрос»
«Обрыв»: по очереди каждый из участников оказывается на “обрыве”. Все остальные участники находятся внизу обрыва, вытянув вперед руки, ловят своего товарища.
«Счет до... - участники находятся в кругу с закрытыми глазами. Их задача досчитать до ...(сколько самих участников) без единой ошибки.
«Круг друзей» - участники стоят в кругу. Ведущий начинает игру. Находящийся у него в руках клубок ниток он передает любому человеку, называя его имя, говорит ему спасибо, объясняя за что. Получивший клубок наматывает ниточку на палец, натягивая ее, и передает следующему. В итоге получается “узор отношений” вашей группы.
№ 6
Игра: «Марионетка» Участники должны разбиться на тройки. Два участника играют роль кукловода, один участник будет играть роль куклы. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой. Участники обсуждают, что испытывал он на месте куклы. Помогите сделать вывод о неприятных ощущениях, когда ты не самостоятелен.
« Когда нужно говорить « НЕТ» !»
Есть много способов сказать «НЕТ» тем, кто предлагает алкоголь, сигареты, наркотики. Почему люди, знающие об этих опасностях, все же продолжают ими увлекаться?( Вместе с ребятами составляем список причин ): подражание родителям; желание, чтобы тебя считали взрослым; для избавления от наболевших проблем; чтобы расслабиться; чтобы отважиться на общение;
Участникам предлагается завершить высказывание: «Мне легко ( трудно) противостоять группе, потому что…»
№ 7
Игра «Цвета эмоций» - водящий по сигналу закрывает глаза, а остальные задумывают какой-либо цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.
Упражнение «Посмотри на хорошего человека». Для этого упражнения понадобится сумочка и зеркальце. Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него. Говорится, что в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. Кто согласен с увиденным? А кто не согласен? Почему? Какие чувства у вас вызвало увиденное?
Упражнение «Я к вам пишу…» Написать обращение, добрые слова, пожелания своему соседу. Но обращение должно состоять из одной- двух фраз. Для того чтобы слова не были прочитаны никем, кроме адресата, можно загнуть верхнюю часть листа. После этот листок передается соседу справа. А участнику приходит новый лист, на котором можно написать короткое послание следующему человеку. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого участника, и каждый написал то, что может быть, давно хотел сказать. Можно предложить сохранить данный листок и в трудные моменты жизни вспоминать, каким видят нас окружающие.
Список использованной литературы:
Айдакова Л. Уроки психологии в школе. М .,2008
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Питер,2003
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр “Академия”, 1997
Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998
Родионов В.А. Я и все- все-все.-Ярославль,2002
Штольц Х.Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение.-М.,1986