СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа краткосрочного курса "Разговор о правильном питании" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс направлен: на создание условий для формирования у школьников  среднего звена основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, на повышение мотивации к изучению предмета технология, в том числе,  раздела «Кулинария».  Курс представляет собой образовательную технологию по развитию исследовательских,  информационных, социальных компетентностей во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа краткосрочного курса "Разговор о правильном питании" 6 класс»

УТВЕРЖДАЮ


Директор МАОУ «Гимназии №8»

____________ З.А.Выголова

«_____»___________ 2017г.













Рабочая программа краткосрочного курса

«Разговор о правильном питании»

(2017-2018 уч. год) 6 класс.





Верещагина Наталья Александровна

учитель технологии

первой квалификационной категории











Рассмотрено на НМС

_____________ 2017 г.

Руководитель НМС ______











Пермь – 2017

Пояснительная записка

Данный курс направлен: на создание условий для формирования у школьников среднего звена основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, на повышение мотивации к изучению предмета технология, в том числе, раздела «Кулинария». Курс представляет собой образовательную технологию по развитию исследовательских, информационных, социальных компетентностей во внеурочной деятельности.

Отличительные особенности данной программы

Данная программа рассчитана и адаптирована для обучающихся 6 классов. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Данная программа ориентирована на реализацию общекультурного и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 8 часа (по 1 часу в неделю).

Цель программы курса:

– формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда, необходимости заботы о своём здоровье.

Программа проекта способствует  воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Задачи курса:

  - расширять знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила; - развивать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни; - развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; - развивать представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; - пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием, расширять знания о истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.; - развивать творческие способности, кругозор подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Обоснование курса

«Мы живём не для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить.»

Сократ

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Программа курса носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. В ходе изучения программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие школьников в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ. Поскольку игра является ведущей деятельностью для школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);

  • Проблемный; 

  • Частично-поисковый – (творческие задания);

  • Объяснительно-иллюстративный.

При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012., в которой бы он мог выполнять задания.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов УУД.

В сфере личностных УУД:

  • осознание своих творческих возможностей;

  • проявление познавательных мотивов;

  • готовность и способность к саморазвитию.


В сфере регулятивных УУД:


  • выбирать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


В сфере познавательных УУД:


  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • осуществлять рефлексию способов и условий действий;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.


В сфере коммуникативных УУД:


  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.


Ожидаемые результаты курса

В результате освоения программы курса «Разговор о правильном питании» школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,

  • о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • о полезных продуктах питания;

  • о структуре ежедневного рациона питания;

  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Полученные знания позволят учащимся ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания. Школьники смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия. Учащиеся получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Учебно-тематическое планирование


Дата

занятия

Тема занятия

Количество часов

Теория

Прак-тика

Общее


1

Здоровье – это здорово. Режим питания школьника. Энергия пищи. Составление суточного меню.

0,5

0,5

1


2

Где и как мы едим. Ты покупатель.

0,5

0,5

1


3

Ты готовишь себе и друзьям. Правила Т.Б. при кулинарных работах. Правила сервировки стола. Правила этикета.

0,5

0,5

1


4

Технология приготовления холодных закусок, горячих напитков.

0,5

0,5

1


5

Технология приготовления бутербродов, холодных напитков.

0,5

0,5

1


6

Как питались на Руси и в РОССИИ

0,5

0,5

1


7

Кухни разных народов.

0,5

0,5

1


8

Кулинарная история

0,5

0,5

1

ИТОГО:

4

4

8



Содержание программы

п/п

Название темы

Кол-во час

Способы деятельности педагога

Учащихся

Объект оценивания

1.

Здоровье – это здорово. Режим питания школьника. Энергия пищи. Составление суточного меню.

1

Беседа. Знакомит учащихся со здоровым образом жизни, с различными вариантами организации режима питания, с вариантами составления суточного меню.

Ставит учебную задачу.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради.


Практическая работа.

2.

Где и как мы едим. Ты покупатель.

1

Беседует. Знакомит с правилам поведения во время приёма пищи в местах общественного питания. Формулирует учебную задачу по сбору информации с товара по упаковке.

Слушают, отвечают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради.



Практическая работа




3.

Ты готовишь себе и друзьям. Правила Т.Б. при кулинарных работах. Правила сервировки стола и этикета.

1

Знакомит с техникой безопасности при приготовлении кулинарных блюд, с оборудованием кухни и правилами сервировки стола и этикета.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради.


Практическая работа.

4.

Технология приготовления холодных закусок, горячих напитков.

1

Знакомит с технологией приготовления фаршированных помидор, горячих напитков и украшения готового блюда.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Готовят рабочее место для приготовления холодных закусок.

Практическая работа

5

Технология приготовления бутербродов, холодных напитков.

1

Знакомит с технологией приготовления бутербродов, холодных напитков.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Готовят рабочее место для приготовления бутербродов, холодных напитков.

Практическая работа.

6

Как питались на Руси и в РОССИИ

1

Знакомит с историей кулинарии, обычаях и традициях своей страны. Показ презентации.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради.

Практическая работа.

7

Кухни разных народов.

1

Знакомит с кулинарными обычаями и традициями разных стран.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради.

Практическая работа.

8

Кулинарная история

1

Знакомит о традициях и культуре питания. Даёт представление о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека. Показ презентации.

Слушают, наблюдают, принимают учебную задачу. Работают в рабочей тетради.

Практическая работа.


Итого:

8







Анализ нормативной базы

Программа курса «Разговор о правильном питании» для 6 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);

  3. Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Список литературы

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012,79с.; 2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 20012, 79с; 3.Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с; 4.Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с; 5.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с; 6.Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с; 7.Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.; 8.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с; 9. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.; 10. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.; 11. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556; 12. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск: Полымя, 1990. 320 с.; 13.Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники) Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.. 14.Интернет – ресурсы http:// www.