Краткосрочный курс по выбору для 3 классов
«Волшебный мир оригами»
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Методическое обеспечение программы
Список использованных источников
Пояснительная записка
Краткосрочный курс по выбору «Волшебный мир оригами» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки .
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационные принципы
Курс «Волшебный мир оригами» ориентирован на учащихся 3 класса начальной школы.
Длительность курса 10 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель курса - формирование художественно – творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
Познакомить детей с базовыми формами оригами.
Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, мелкую моторику рук.
Воспитать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способности детей.
Формы организации занятий
дети будут иметь представление об искусстве оригами;
знать основные базовые формы оригами;
уметь пользоваться инструкционными картами и схемами.
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности , взаимопомощи;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам , находить с ними общий язык и общие интересы;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях.
Метапредметные результаты:
организовывать самостоятельную деятельность и планировать собственную деятельность;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Содержание программы
- Знакомство с оригами .
Оригами – искусство складывания из бумаги. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
- Базовая форма «треугольник». Изделие «Щенок» и «Полосатый котик».
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «треугольник» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 3.Базовая форма «треугольник» Изделие «Зайчонок» . Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «треугольник» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 4.Базовая форма «Воздушный змей» .Изделие "Восьмиконечная звезда». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «Воздушный змей» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 5.Базовая форма «Воздушный змей» .Изделие «Птица счастья». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «воздушный змей» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 6.Базовая форма «Двойной треугольник» .Изделие «Прыгающая лягушка». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «двойной треугольник» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 7.Базовая форма « Квадрат» .Изделие «Тюльпан». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «квадрат» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 8.Базовая форма «Рыба».Изделие «Карп». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «Рыба» Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 9.Базовая форма «Птица». Изделие «Улитка». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Знакомство с базовой формой «Птица». Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия. 10.Оформление выставки. Оформление композиций с полученными изделиями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Формы работы |
| |
1. | Знакомство с оригами. | 1 | Объяснение, практическое занятие. |
2. | Базовая форма «треугольник». Изделие «Щенок» и «Полосатый котик» | 1 | Выполнение творческой работы. |
3. | Базовая форма «треугольник». Изделие «Зайчонок» | 1 | Беседа, самостоятельная работа. |
4. | .Базовая форма «Воздушный змей» .Изделие "Восьмиконечная звезда». | 1 | Объяснение, творческая работа. |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» .Изделие «Птица счастья». | 1 | Беседа, самостоятельная работа. |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» Изделие «Прыгающая лягушка». | 1 | Инструктаж, практическое занятие. |
7. | Базовая форма « Квадрат» .Изделие «Тюльпан». | 1 | Беседа, выполнение творческой работы. |
8. | Базовая форма «Рыба».Изделие «Карп» | 1 | Инструктаж, практическое занятие. |
9 | Базовая форма «Птица». Изделие «Улитка» | 1 | Выполнение творческой работы. |
10 | Оформление выставки. | 1 | Презентация творческих работ. |
Методическое обеспечение программы
инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия;
схемы складывания изделия;
книги по оригами;
тематические презентации;
белая и двухсторонняя цветная бумага;
ножницы, клей, кисточки, линейка, простой карандаш, фломастеры.
Приложение







Список использованных источников
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами»,М,2013.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996