СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Будем здоровы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализует общекультурное направление внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе культурологическогои личностно - ориентированного подходов

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Будем здоровы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры

………… Мелентьева С. В.

Протокол № … от ……2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора МБОУ «СШ № 33»

… …………… Немчанинова В. П.

«Принято»

Решением педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2016

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ № 33»

………………….. Жойкин С. А.



Приказ № …. от ……… 2016 г.










Рабочая учебная программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности

«Будем здоровы»

в 4 Б классе







Составитель

учитель начальных классов

Жеребицкая И. Н.












Пояснительная записка

Программа кружка «Будем здоровы» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО. Нормативно-правовой и документальной основой разработки программы кружка «Будем здоровы» являются Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, Примерная программа внеурочной деятельности.

Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройствам обмена веществ, нарушению осанки и зрения. Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажут уроки здоровья. Они направлены на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.

Цель данной программы – формирование основ здорового образа жизни, его направленности на укрепление физического здоровья, психического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;

  • обучить способам сохранения здоровья;

  • способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;

  • развивать культуру двигательной активности;

  • воспитывать нравственную культуру обучающихся.

Программа кружка разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся начальной школы и рассчитана на возраст детей 10 - 11 лет. Занятия проводятся в 4 классе с группой обучающихся в количестве 15 человек во внеурочное время 1 раз в неделю (всего 34 занятия в год). Продолжительность занятия 45 минут.

Педагогические условия реализации программы

В основе организации кружковой работы как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.

Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, шарад, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; конкурсы, весёлые викторины, КВНы, защита проектов. В каждом занятии прослеживаются две части: теоретическая и практическая.

Форма организации работы обучающихся – коллективная, групповая и индивидуальная.

Программа кружка предполагает обучение на двух основных уровнях: первый – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Итоговое занятие по окончании учебного года может проводиться в форме праздника, весёлой викторины, представления проектов, спортивных путешествий и эстафет.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • игровая технология;

  • технология развивающего обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.

Содержание программы

Вводная часть (1 час)

Знакомство детей с программой кружка, как вырасти здоровым и что для этого нужно. Тестирование детей, которое помогает глубже узнать о ребенке, определить физическое развитие ребенка. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Познавательный цикл (10 часов)

Понятие о здоровье, о ценности здоровья. Формирование основ здорового образа жизни. О пользе витаминов в жизни ребенка. Роль белков, жиров и углеводов в здоровом питании. Значение полноценного питания для формирования детского организма. Рациональное здоровое питание обеспечивает гармоничное физическое нервно-психологическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям нашей среды. Питание является одним из важных факторов, способным оказать негативное влияние на формирующийся организм детей при неправильной его организации.

Беседы о вреде курения. Влияние сигареты на организм, на память, отрицательное влияние дыма на окружающих. Доказать, что человек, ведущий здоровый образ жизни, более подвижен и умен.

Понятие что такое «конфликт». Умение благополучно выходить из конфликтной ситуации. Забота о своем душевном здоровье.

Причины заболевания. Профилактика ОРЗ. Значение и применение массажа. Соблюдение режима дня в учебном процессе. Правила предостережения от распространенных инфекционных заболеваний.

Соблюдение правил личной гигиены. Ежедневные гигиенические мероприятия для укрепления здоровья учащихся.

Влияние образа жизни на здоровье человека. Причины ухудшения зрения у школьников и как это можно избежать.

Крепкий сон – залог хорошего здоровья. Значение сна в режиме дня школьника. Как сон влияет на умственное и физическое развитие школьника.

«Твое здоровье в твоих руках» (23 часа)

Значение режима дня в учебном процессе школьника. Правильный режим дня школьника – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности.

Понятие о закаливании. Что включает в себя закаливание. Способы закаливания. Принципы закаливания.

Разучивание точечного массажа и дыхательных упражнений. Их влияние на здоровье ребенка.

Формирование потребности в занятии спортом, развитие подвижности, ловкости, выносливости, смекалки, стремление побуждать, умение работать в команде.

Развитие навыков двигательной активности, координации движений через спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, игры.

Формирование стремления использовать активные формы восстановления способности, представления, что человек может преодолевать утомления при помощи активного отдыха. Обучение простым способам активного восстановления работоспособности.

Разучивание с детьми разного вида подвижных игр на свежем воздухе. Влияние игры на настроение ребенка, на физическое развитие его.

Преодоление детских страхов. Как страх влияет на психику ребенка. Проблемы детских комплексов и страхов. Пути их решения.

Роль родителей в физическом воспитании ребенка. Привлечение родителей к организации и проведению спортивных мероприятий.

Обобщение знаний детей о здоровом образе жизни; осознание того, что заботиться о своем организме может и должен каждый человек, даже ребенок. Пути поддержания и укрепления здоровья.

Программа кружка «Будем здоровы» тесно связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство. Уроки здоровья не являются обособленным (изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы кружка

Личностные результаты

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • применять правила культурного поведения в обществе;

  • соотносить поступок с моральной нормой (в школе, дома, в социуме);

  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

  • применять навыки личной гигиены;

  • бережное и разумное отношение к своему здоровью;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

  • сопереживать чувствам других людей;

  • выражать положительное отношение к процессу познания о здоровом образе жизни;

  • проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

Метапредметные результаты

У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • контролировать своё поведение в школе, дома, в гостях;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

  • организовывать подвижные игры со сверстниками;

  • следить за чистотой и аккуратностью в одежде;

  • использовать способы повышения работоспособности;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

  • проводить комплексы утренней зарядки, физминуток;

  • определять последовательность действий при составлении режима дня;

  • проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;

  • правильно распределять время на работу и отдых;

  • снимать утомление;

  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:

  • выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);

  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;

  • иметь представление о том, как работают органы человека и зачем они нужны;

  • определять факторы окружающей среды, влияющие на здоровье;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

  • знать негативное влияние вредных привычек на организм человека;

  • выполнять упражнения для развития физических навыков;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • определять назначение физических упражнений;

  • отличать подвижные игры от спортивных;

  • презентовать подготовленную информацию о здоровье в наглядном и вербальном виде;

  • знать, как и для чего необходимо питаться;

  • определять признаки рационального питания;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • сравнивать различные объекты;

  • приводить доказательно примеры здорового образа жизни;

  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

  • определять последовательность упражнений при составлении комплекса утренней зарядки;

  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.

У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • слушать и понимать речь других;

  • стремиться к взаимопониманию между людьми;

  • применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;

  • работать в команде;

  • распределять роли в игре, в инсценировке;

  • составлять небольшие устные монологические высказывания.

Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Будем здоровы»

п/п

Тема занятия

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка


2

Что такое здоровье. Формирование основ здорового образа жизни


3

Влияние режима дня на здоровье


4

Где чистота, там и здоровье


5

Витамины в жизни детей


6

Здоровое питание – отличное настроение


7

Полезные и вредные продукты. Викторина


8

Полезные и вредные привычки


9

Конфликты и ссоры, как их избежать


10

Профилактика ОРВИ в школе и дома


11

Правила личной гигиены


12

Как сохранить хорошее зрение. Гимнастика для глаз


13

Крепкий сон – залог хорошего здоровья


14

Закаливание. Виды закаливания


15

Движение – это жизнь. Роль спорта в жизни человека


16

Умей игру затеять. Игры на свежем воздухе


17

В здоровом теле – здоровый дух


18

Экскурсия в школьный стоматологический кабинет


19

Скелет- наша опора. Сколько весит мой портфель


20

Зимой и летом дружим мы с игрой и бегом. Игры на свежем воздухе


21

Правила первой помощи при укусе собаки, змеи


22

Игра – путешествие «Где чистота, там здоровье»


23

Практическое занятие «Первая помощь при ушибах и порезах»


24

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте


25

Что такое переутомление и как его избежать?


26

Глаза – зеркало души. Как сохранить зрение


27

Проект «Наши помощники в сохранении здоровья»


28

Компьютер в жизни школьника


29

Домашняя аптечка


30

Лекарственные травы и их значение


31

Викторина «Что? Где? Когда?»


32

Преодоление детских страхов


33

Экскурсия в природу. Правила принятия воздушных ванн


34

Обобщение и систематизация знаний. Весёлая викторина




Учебно – методическое обеспечение кружка

  1. Дорофеева, Н. Путешествие в зелёную аптеку [Текст] : занятие по экологии / Н. Дорофеева // Воспитание школьников. – 2004. - № 5. – С. 67-71.

  2. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2007. – 152 с.

  3. Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.

  4. Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 4-5.

  5. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с.

  6. Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск : Красико-Принт, 2005. – 128 с.

  7. Кривош, Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. – 2006. - № 10. – С. 12-14.

  8. Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. – 2006. - № 10. – С. 8-10.

  9. Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст] : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 14-16.

  10. Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. – 2004. - № 8. – С. 56-58.

  11. Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.

  12. Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.

  13. Ротенберг, Р. Расти здоровым [Текст] : детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 592 с.

  14. Ситник, И. А. Вредным привычкам – нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 14-15.

















Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Будем здоровы»

п/п

Тема занятия

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка


2

Что такое здоровье. Формирование основ здорового образа жизни


3

Влияние режима дня на здоровье


4

Где чистота, там и здоровье


5

Витамины в жизни детей


6

Здоровое питание – отличное настроение


7

Полезные и вредные продукты. Викторина


8

Полезные и вредные привычки


9

Конфликты и ссоры, как их избежать


10

Профилактика ОРВИ в школе и дома


11

Правила личной гигиены


12

Как сохранить хорошее зрение. Гимнастика для глаз


13

Крепкий сон – залог хорошего здоровья


14

Закаливание. Виды закаливания


15

Движение – это жизнь. Роль спорта в жизни человека


16

Умей игру затеять. Игры на свежем воздухе


17

В здоровом теле – здоровый дух


18

Экскурсия в школьный стоматологический кабинет


19

Скелет- наша опора. Сколько весит мой портфель


20

Зимой и летом дружим мы с игрой и бегом. Игры на свежем воздухе


21

Правила первой помощи при укусе собаки, змеи


22

Игра – путешествие «Где чистота, там здоровье»


23

Практическое занятие «Первая помощь при ушибах и порезах»


24

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте


25

Что такое переутомление и как его избежать?


26

Глаза – зеркало души. Как сохранить зрение


27

Проект «Наши помощники в сохранении здоровья»


28

Компьютер в жизни школьника


29

Домашняя аптечка


30

Лекарственные травы и их значение


31

Викторина «Что? Где? Когда?»


32

Преодоление детских страхов


33

Экскурсия в природу. Правила принятия воздушных ванн


34

Обобщение и систематизация знаний. Весёлая викторина