Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №30 г. Читы
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета протокол № ____от «___»_______20__ г. | «Согласовано» Зам. директора по научно-методической работе ___________/Лосицкая Н. А./ ФИО «___»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №30 г. Читы» _______________/ Яхин Р. Ю./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
кружка внеклассной интеллектуальной деятельности
«Древесные кружева»
5 класс (68 часов)
Автор-составитель: учитель технологии
первой квалификационной категории Толмачев Юрий Петрович
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
технологии, ИЗО и черчения
Руководитель МО
____________/Толмачев Ю. П./
Протокол № ____ от
«___»___________20___г.
г. Чита 2012 г.
Рабочая программа кружка “Древесные кружева” в 5-х классах
I.ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Интеллектуализация образования – это путь движения к обществу, где образование становится фактором устойчивого развития. Главная роль в решении задач интеллектуализации современного образования отведена умственной и познавательной деятельности, формированию у обучаемых интеллектуальных приёмов и творческих способностей, общих ключевых компетенций. Разработка проблемы интеллектуализации обучения предполагает не только рассмотрение разных подходов и контекстов, но и выявление фундамента и условий развития интеллекта, структуры, видов и особенностей интеллектуальной деятельности учащихся. Формирование интеллекта учащихся в современном образовании ведётся в коммуникативном, креативном, эмоционально-ценностном формате. Интеллект – это, прежде всего, способность учащихся к продуктивно-творческой деятельности, в центре которой овладение понятийным содержанием, диалог, общение, обсуждение, решение проблем, исследовательские проекты, их защита, олимпиады, конкурсы.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
На развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся направлено множество современных образовательных технологий, но чаще всего в урочной деятельности используют только отдельные элементы развивающего обучения, что не приводит к достижению высоких результатов обучения. Поэтому бессистемное использование развивающих приёмов не способствует более полному развитию учащихся. Этот пробел помогает заполнить организованная в системе внеклассная деятельность, что требует программно-целевого подхода к решению данной проблемы. Существует необходимость создания такой развивающей среды, в которой деятельность учащихся будет организована таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.
Таким образом, организация деятельности педагогического коллектива по расширению и углублению знаний учащихся по учебным предметам во внеурочное время, является приоритетной задачей деятельности педагогов. Исходя из актуальности проблемы развития учащихся и необходимости создания полноценной развивающей среды на базе школьных мастерских организуется кружок «Древесные кружева», по изучению с учащимися 5-х классов различных видов художественной обработки древесины и освоения приёмов декоративного оформления изделий выпиливанием и выжиганием.
Выпиливание и выжигание - один из самых распространенных видов декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся с 1 по 10 классы.
Занятия в кружке по выпиливанию и выжиганию древесины позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время учащихся.
Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемов работы.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы выпиливания и выжигания. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
На сегодняшний день формирование у учащихся творческих умений и навыков проектной деятельности является одной из основных задач. Другой важной потребностью подрастающего поколения является расширение “горизонтов познания” для более адекватного миропонимания, самовосприятия, формирования личных целей и для профориентации. Решать эффективно эти задачи призвана система кружковой работы. Дефицит политехнического образования в современной школьной и после школьной системе является третьим аргументом в пользу кружков технического направления.
Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями выпиливания и выжигания изделий из древесины (ручными и механическими); творческое проектирование научно-исследовательской установки, предмета декоративно-прикладного творчества; экскурсии на предприятия или на выставки соответствующей направленности; подготовку и проведение коллективно-творческих дел игрового и конкурсного характера в области науки и техники.
Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов; расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: творчество имеет место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно будет оно, если будет создано руками, по законам логики и в соответствии с эстетическими принципами. При составлении программы учитывались интеллектуальные поиски, умелые воплощения и декоративные решения при выполнении различных задач.
Особый вид деятельности детей, в котором творчество присутствует больше, чем в чем-либо еще – это их взаимное наставничество. Поэтому в программе кружка имеется материал научно-познавательного и соревновательного характера, который участники кружка сами (и это важно) будут придумывать и готовить для ровесников и ребят помладше. Способствуя разнообразию, в программу внесены различные формы деятельности участников кружка: индивидуальная работа с материалом или информацией; разработка и защита проектов; коллективно-творческие дела; посещение выставок предприятий; подготовка творческих отчетов.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов. Поскольку на этой ступени, во-первых, уже сформированы первоначальные технологические умения; во-вторых, вслед за приобретенными навыками у ребят этого возраста сильнее пробуждается любопытство к технике и рабочим профессиям.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия планируется проводить по одному уроку после обеденного перерыва. Формы подведения итогов и способы определения результативности - это выставка поделок, конкурс проектов.
Кружок – это синтез труда, познания и овладения детьми основами декоративно-прикладного искусства.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя технологии необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создать условия для интеллектуального развития учащихся через развивающую внеклассную среду, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе и обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Задачи:
Обоснование актуальности интеллектуального развития учащихся через создание внеурочной развивающей среды.
Формирование развивающей внеклассной среды.
Апробация данной модели кружковой работы во внеклассной деятельности.
Обобщение и методическое осмысление результатов реализации программы.
Раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества.
Способствовать социализации воспитанников в обществе.
Образовательные:
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.
Развивающие:
способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
развивать творческую активность и общую культуру ребенка.
Воспитательные:
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;
формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;
воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;
применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся 5-х классов через активное вовлечение во внеклассную деятельность и разнообразные формы интеллектуальных мероприятий.
Так как основной целью даже во внеурочной деятельности остаётся формирование предметной компетентности учащихся, т.е. углубление и расширение знаний учащихся по предмету, то положительным моментом является то, что учителя технологии имеют возможность вовлечения учащихся в занятия декоративно-прикладным творчеством и способствовать расширению кругозора, приумножения знаний, освоения приёмов народных промыслов.
Целевой группой программы являются учащиеся 5 классов всех уровней развития. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным мероприятиям, способствует созданию условий для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
материаловедение;
технология обработки древесины;
элементы машиноведения;
графика;
техническое творчество;
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний учителем.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература;
компьютерные презентации;
учебные видеоролики.
IV.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг интеллектуального развития представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные периоды обучения с целью обеспечения преемственности и управления качеством образования. Наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в интеллектуальной деятельности школьников.
Исследование интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом, подобрать оптимальные методы и технологии.
Психологический мониторинг интеллектуального развития учащихся представляет из себя комплексное использование диагностических методов, включенных в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и оказания помощи учащимся.
Одним из косвенных показателей эффективности внеурочной деятельности педагогов можно считать повышение качества образования.
За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, который проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.
Ожидаемые результаты.
В конце первого года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями соединением «в замок» (поднос, домик, деревья и др.); выполнять изделия с подвижным соединением деталей (велосипедист, пират, монстр и др.).
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны
Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять простейший расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов выпиливания;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, выпиливанию лобзиком;
выполнения операции выжигания, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составления композиции для выжигания;
выполнение декорирования изделий.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе |
На теоретические занятия | На практические занятия |
1. | Вводное занятие. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | 1 | – |
2. | Рабочее место и его оборудование. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. | 1 | 15мин | 30 мин |
3. | Материалы, используемые при выпиливании и выжигании. Декоративные особенности древесины. | 1 | 15мин | 30 мин |
4. | Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры. Подготовка поверхности материала. | 1 | 15мин | 30 мин |
5. | Пропильная или прорезная резьба. Особенности работы лобзиком. | 1 | 15мин | 30 мин |
6. | Техника пропиливания прямых, волнистых, зигзагообразных линий. | 1 | 15мин | 30 мин |
7. | Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания. | 1 | 15мин | 30 мин |
8. | Контурная резьба по дереву. Приемы выпиливания по внешнему контуру детали. | 1 | 15мин | 30 мин |
9. | Выпиливание несложных деталей по внешнему контуру. | 1 | 15мин | 30 мин |
10. | Инструменты для создания отверстий, приемы работы этими инструментами. | 1 | 15мин | 30 мин |
11. | Приёмы выпиливания по внутреннему контуру круга, квадрата, лепестка и звёздочки. | 1 | 15мин | 30 мин |
12. | Геометрическая резьба по дереву. Выпиливание несложных деталей с внутренним контуром. | 1 | 15мин | 30 мин |
13. | Способы соединения деталей из фанеры. Технология выпиливания внутренних поверхностей. | 1 | 15мин | 30 мин |
14. | Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих несложные элементы по выбору учащихся. | 1 | 15мин | 30 мин |
15. | Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению. | 1 | 15мин | 30 мин |
16. | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 1 | 15мин | 30 мин |
17. | Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. | 1 | 15мин | 30 мин |
18. | Плоскорельефная и рельефная резьба. Работа над конструкцией изделия. Построение орнамента. Технические приёмы выпиливания орнамента. | 1 | 15мин | 30 мин |
19. | Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере. | 1 | 15мин | 30 мин |
20. | Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. | 1 | 15мин | 30 мин |
21. | Скульптурная резьба по дереву. Выжигание по дереву. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Правила электробезопасности. | 1 | 15мин | 30 мин |
22. | Мозаика по дереву. Инкрустация. Подготовка заготовок к работе. Подготовка и перевод рисунка на основу. | 1 | 15мин | 30 мин |
23. | Мозаика по дереву. Интарсия. Основные приёмы выжигания. Выжигание по внешнему контуру. | 1 | 15мин | 30 мин |
24. | Коллективное посещение городской выставки детского технического творчества. | 1 | 15мин | 30 мин |
25. | Мозаика по дереву. Маркетри. Техника выполнения приёмов выжигания. | 1 | 15мин | 30 мин |
26. | Художественное выжигание. Декорирование изделий выжиганием. | 1 | 15мин | 30 мин |
27. | Блочная мозаика по дереву. Отделка точками и штрихованием. | 1 | 15мин | 30 мин |
28. | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 1 | 15мин | 30 мин |
29. | Сожская скань. Основы композиции. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 1 | 15мин | 30 мин |
30. | Резьба по бересте. Рамочное выжигание. Оформление работы ( выжигание, лакирование). | 1 | 15мин | 30 мин |
31. | Роспись изделий из древесины. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. | 1 | 15мин | 30 мин |
32. | Роспись и покрытие готового изделия лаком. | 1 | 15мин | 30 мин |
33. | Подготовка к выставке, оформление работ. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. | 1 | 15мин | 30 мин |
34. | Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной работе в летний период. | 1 | 15мин | 30 мин |
Список литературы для учителя:
1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.
3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.
4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.
5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977
6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.
2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.
3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.
4. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.
5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.
6. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.
7. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.
8. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.
9. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983
10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.
11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999