СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка “Древесные кружева” в 5-х классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка “Древесные кружева” в 5-х классах. Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями выпиливания и выжигания изделий из древесины (ручными и механическими); творческое проектирование научно-исследовательской деятельности; экскурсии на предприятия или на выставки соответствующей направленности; подготовку и проведение коллективно-творческих дел игрового и конкурсного характера. Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов. Поскольку на этой ступени, во-первых, уже сформированы первоначальные технологические умения; во-вторых, вслед за приобретенными навыками у ребят этого возраста сильнее пробуждается любопытство к технике и рабочим профессиям.

   Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия планируется проводить по одному уроку после обеденного перерыва. Формы подведения итогов и способы определения результативности - это выставка поделок, конкурс проектов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка “Древесные кружева” в 5-х классах»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №30 г. Читы



«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20__ г.


«Согласовано»

Зам. директора по научно-методической работе

___________/Лосицкая Н. А./

ФИО

«___»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №30 г. Читы»

_______________/ Яхин Р. Ю./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

кружка внеклассной интеллектуальной деятельности

«Древесные кружева»

5 класс (68 часов)








Автор-составитель: учитель технологии

первой квалификационной категории Толмачев Юрий Петрович





«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

технологии, ИЗО и черчения

Руководитель МО

____________/Толмачев Ю. П./

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.





г. Чита 2012 г.

Рабочая программа кружка “Древесные кружева” в 5-х классах

I.ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Интеллектуализация образования – это путь движения к обществу, где образование становится фактором устойчивого развития. Главная роль в решении задач интеллектуализации современного образования отведена умственной и познавательной деятельности, формированию у обучаемых интеллектуальных приёмов и творческих способностей, общих ключевых компетенций. Разработка проблемы интеллектуализации обучения предполагает не только рассмотрение разных подходов и контекстов, но и выявление фундамента и условий развития интеллекта, структуры, видов и особенностей интеллектуальной деятельности учащихся. Формирование интеллекта учащихся в современном образовании ведётся в коммуникативном, креативном, эмоционально-ценностном формате. Интеллект – это, прежде всего, способность учащихся к продуктивно-творческой деятельности, в центре которой овладение понятийным содержанием, диалог, общение, обсуждение, решение проблем, исследовательские проекты, их защита, олимпиады, конкурсы.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

На развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся направлено множество современных образовательных технологий, но чаще всего в урочной деятельности используют только отдельные элементы развивающего обучения, что не приводит к достижению высоких результатов обучения. Поэтому бессистемное использование развивающих приёмов не способствует более полному развитию учащихся. Этот пробел помогает заполнить организованная в системе внеклассная деятельность, что требует программно-целевого подхода к решению данной проблемы. Существует необходимость создания такой развивающей среды, в которой деятельность учащихся будет организована таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.

Таким образом, организация деятельности педагогического коллектива по расширению и углублению знаний учащихся по учебным предметам во внеурочное время, является приоритетной задачей деятельности педагогов. Исходя из актуальности проблемы развития учащихся и необходимости создания полноценной развивающей среды на базе школьных мастерских организуется кружок «Древесные кружева», по изучению с учащимися 5-х классов различных видов художественной обработки древесины и освоения приёмов декоративного оформления изделий выпиливанием и выжиганием.

Выпиливание и выжигание - один из самых распространенных видов декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся с 1 по 10 классы.

Занятия в кружке по выпиливанию и выжиганию древесины позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время учащихся.

Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемов работы.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы выпиливания и выжигания. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

На сегодняшний день формирование у учащихся творческих умений и навыков проектной деятельности является одной из основных задач. Другой важной потребностью подрастающего поколения является расширение “горизонтов познания” для более адекватного миропонимания, самовосприятия, формирования личных целей и для профориентации. Решать эффективно эти задачи призвана система кружковой работы. Дефицит политехнического образования в современной школьной и после школьной системе является третьим аргументом в пользу кружков технического направления.

Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями выпиливания и выжигания изделий из древесины (ручными и механическими); творческое проектирование научно-исследовательской установки, предмета декоративно-прикладного творчества; экскурсии на предприятия или на выставки соответствующей направленности; подготовку и проведение коллективно-творческих дел игрового и конкурсного характера в области науки и техники.

Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов; расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: творчество имеет место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно будет оно, если будет создано руками, по законам логики и в соответствии с эстетическими принципами. При составлении программы учитывались интеллектуальные поиски, умелые воплощения и декоративные решения при выполнении различных задач.

Особый вид деятельности детей, в котором творчество присутствует больше, чем в чем-либо еще – это их взаимное наставничество. Поэтому в программе кружка имеется материал научно-познавательного и соревновательного характера, который участники кружка сами (и это важно) будут придумывать и готовить для ровесников и ребят помладше. Способствуя разнообразию, в программу внесены различные формы деятельности участников кружка: индивидуальная работа с материалом или информацией; разработка и защита проектов; коллективно-творческие дела; посещение выставок предприятий; подготовка творческих отчетов.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов. Поскольку на этой ступени, во-первых, уже сформированы первоначальные технологические умения; во-вторых, вслед за приобретенными навыками у ребят этого возраста сильнее пробуждается любопытство к технике и рабочим профессиям.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия планируется проводить по одному уроку после обеденного перерыва. Формы подведения итогов и способы определения результативности - это выставка поделок, конкурс проектов.

Кружок – это синтез труда, познания и овладения детьми основами декоративно-прикладного искусства.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.

Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя технологии необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: Создать условия для интеллектуального развития учащихся через развивающую внеклассную среду, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе и обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Задачи:

  1. Обоснование актуальности интеллектуального развития учащихся через создание внеурочной развивающей среды.

  2. Формирование развивающей внеклассной среды.

  3. Апробация данной модели кружковой работы во внеклассной деятельности.

  4. Обобщение и методическое осмысление результатов реализации программы.

  5. Раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества.

  6. Способствовать социализации воспитанников в обществе.

Образовательные:

обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;

обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.

Развивающие:

способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;

развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

Воспитательные:

воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;

формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;

воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;

применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.

III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся 5-х классов через активное вовлечение во внеклассную деятельность и разнообразные формы интеллектуальных мероприятий.

Так как основной целью даже во внеурочной деятельности остаётся формирование предметной компетентности учащихся, т.е. углубление и расширение знаний учащихся по предмету, то положительным моментом является то, что учителя технологии имеют возможность вовлечения учащихся в занятия декоративно-прикладным творчеством и способствовать расширению кругозора, приумножения знаний, освоения приёмов народных промыслов.

Целевой группой программы являются учащиеся 5 классов всех уровней развития. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным мероприятиям, способствует созданию условий для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

материаловедение;

технология обработки древесины;

элементы машиноведения;

графика;

техническое творчество;

введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний учителем.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

учебники, справочники;

дидактический материал;

дополнительная литература;

компьютерные презентации;

учебные видеоролики.

IV.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мониторинг интеллектуального развития представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные периоды обучения с целью обеспечения преемственности и управления качеством образования. Наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в интеллектуальной деятельности школьников.

Исследование интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом, подобрать оптимальные методы и технологии.

Психологический мониторинг интеллектуального развития учащихся представляет из себя комплексное использование диагностических методов, включенных в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и оказания помощи учащимся.

Одним из косвенных показателей эффективности внеурочной деятельности педагогов можно считать повышение качества образования.

За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, который проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

Ожидаемые результаты.

В конце первого года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями соединением «в замок» (поднос, домик, деревья и др.); выполнять изделия с подвижным соединением деталей (велосипедист, пират, монстр и др.).

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны

Знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка);

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

выполнять простейший расчёты стоимости изделия;

выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов выпиливания;

проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, выпиливанию лобзиком;

выполнения операции выжигания, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

владения основными элементами графической грамотности;

выполнения плоскостной разметки;

разработки и составления композиции для выжигания;

выполнение декорирования изделий.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

теоретический уровень знаний;

степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

применение полученных знаний на практике;

соблюдение технических и технологических требований;

качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

изготовление изделия в установленные нормы времени;

соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

экономия материалов;

желание трудиться;

познавательная активность и творческий подход;

самостоятельность;

партнёрские отношения при совместной работе.

V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

На теоретические занятия

На практические занятия

1.

Вводное занятие. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства.

1

1

2.

Рабочее место и его оборудование. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

1

15мин

30 мин

3.

Материалы, используемые при выпиливании и выжигании. Декоративные особенности древесины.

1

15мин

30 мин

4.

Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры. Подготовка поверхности материала.

1

15мин

30 мин

5.

Пропильная или прорезная резьба. Особенности работы лобзиком.

1

15мин

30 мин

6.

Техника пропиливания прямых, волнистых, зигзагообразных линий.

1

15мин

30 мин

7.

Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания.

1

15мин

30 мин

8.

Контурная резьба по дереву. Приемы выпиливания по внешнему контуру детали.

1

15мин

30 мин

9.

Выпиливание несложных деталей по внешнему контуру.

1

15мин

30 мин

10.

Инструменты для создания отверстий, приемы работы этими инструментами.

1

15мин

30 мин

11.

Приёмы выпиливания по внутреннему контуру круга, квадрата, лепестка и звёздочки.

1

15мин

30 мин

12.

Геометрическая резьба по дереву. Выпиливание несложных деталей с внутренним контуром.

1

15мин

30 мин

13.

Способы соединения деталей из фанеры. Технология выпиливания внутренних поверхностей.

1

15мин

30 мин

14.

Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих несложные элементы по выбору учащихся.

1

15мин

30 мин

15.

Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению.

1

15мин

30 мин

16.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

15мин

30 мин

17.

Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.

1

15мин

30 мин

18.

Плоскорельефная и рельефная резьба. Работа над конструкцией изделия. Построение орнамента. Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

15мин

30 мин

19.

Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере.

1

15мин

30 мин

20.

Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.

1

15мин

30 мин

21.

Скульптурная резьба по дереву. Выжигание по дереву. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Правила электробезопасности.

1

15мин

30 мин

22.

Мозаика по дереву. Инкрустация. Подготовка заготовок к работе. Подготовка и перевод рисунка на основу.

1

15мин

30 мин

23.

Мозаика по дереву. Интарсия. Основные приёмы выжигания. Выжигание по внешнему контуру.

1

15мин

30 мин

24.

Коллективное посещение городской выставки детского технического творчества.

1

15мин

30 мин

25.

Мозаика по дереву. Маркетри. Техника выполнения приёмов выжигания.

1

15мин

30 мин

26.

Художественное выжигание. Декорирование изделий выжиганием.

1

15мин

30 мин

27.

Блочная мозаика по дереву. Отделка точками и штрихованием.

1

15мин

30 мин

28.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

15мин

30 мин

29.

Сожская скань. Основы композиции.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

15мин

30 мин

30.

Резьба по бересте. Рамочное выжигание. Оформление работы ( выжигание, лакирование).

1

15мин

30 мин

31.

Роспись изделий из древесины. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

1

15мин

30 мин

32.

Роспись и покрытие готового изделия лаком.

1

15мин

30 мин

33.

Подготовка к выставке, оформление работ. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

1

15мин

30 мин

34.

Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной работе в летний период.

1

15мин

30 мин


Список литературы для учителя:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.

3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.

4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.

5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977

6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.

2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.

3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.

4. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.

5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.

6. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.

7. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.

8. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.

9. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983

10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.

11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999