СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Экология Кубани"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка расчитана на 2 часа в неделю, всего 76 часов. Имеется календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Экология Кубани"»









ПРОГРАММА


ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА


«Экология Кубани»



Автор-составитель:

Головко Марина Николаевна

учитель МБОУ СОШ № 10 ст.Придорожной












Ст.Придорожная










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа Экологического кружка составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта; программ Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.П. Сидорина «Экология», С.В. Шутовой «Экология человека». Программа ориентирована на старших подростков 14-16 лет.

Цель:

         Учить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождения в природе: не навреди!

Задачи:

Обучающие:

  • стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;

  • сформировать представление об экологическом кризисе, современных экологических проблемах;

  • познакомить с проблемой поиска выхода человечества из экологического кризиса.

Воспитывающие:

  • воспитать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.

Развивающие:

  • обеспечить членам кружка возможность самореализации в рамках практики в «Экологии Кубани»;

  • развить исследовательские навыки и умения;

  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп).

«Экология Кубани» имеет активно – деятельное направление и имеет цель формирование активной гражданской позиции по защите окружающей среды.

          Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка «Экос».          Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Кружковцы изучают экологические проблемы родного края, демографическую обстановку города. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем региона и о своём будущем. Учащиеся приобретают новые знания, навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. В работе кружка прослеживается связь биологии с другими предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком). При выполнении  исследовательской работы учащиеся оформляют свои проекты в виде компьютерных презентаций, буклетов, экологической газеты.

             Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно  полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Чистый город», «Снегири», «Не сжигайте листья», «Макулатура». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитываются такие нравственные качества как доброта, милосердие, ответственность, бережное отношение к природе и уважение к труду.

Занятия проводятся в кабинете химии и биологии в форме бесед, лекций, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе. Такие формы работы наиболее приемлемы для изучения объектов  природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния  окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников, получения эстетического наслаждения и оздоровления.



















                                      

Основные учебные умения и навыки


Учащиеся должны знать:

  • что такое природа;

  • правила поведения в природе;

  • что такое охрана природы;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • экологическую ситуацию города Шахты и Ростовского региона;

  • разнообразие растений и животных Донского края;

  • разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

  • редкие и охраняемые растения и животные родного края;

  • основы здорового образа жизни;

  • влияние вредных факторов на здоровье человека;

  • физиологические основы закаливания.



Учащиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за домашними животными;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за погодой, явлениями природы;

  • составлять температурные графики;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • работать с научной литературой;

  • выполнять учебные проекты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

































Содержание программы экологического кружка



Тема №1. Цивилизация - начало борьбы с природой

Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.

  • Экскурсия в краеведческий музей.



Тема №2. Природоохранная деятельность

Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных. Зарубежная практика в области охраны животной среды.

  • Просмотр слайдов. Расчистка водоёмов от ила и грязи. Утилизация мусора. Публикации в местной прессе.

Тема №3. Экология и здоровье человека

Что происходит, когда мы растём. Что такое переливание крови, группы крови. Секреты русской бани. Разучивание гимнастических упражнений. Учимся правильно поднимать тяжести. Соло для позвоночника. Акселерация – явление века. Напоминание прописных истин. Некоторые приёмы ухода за своим телом. Поговорим о моде, косметике и гигиене. Проблемы питания, модифицированные продукты. Просмотр кинофильма. Генная инженерия плюсы и минусы. Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения.

  • Диспут на тему: «Модная болезнь или «похудалая горячка»

  • Цвет и вкус. Презентация.

  • Акция «Мы за здоровый образ жизни!»

  • Встречи с врачами-педиатрами.

Тема №8. Экология региона

Современное состояние природной среды. Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Основные экологические проблемы нашего региона. Проблема загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение почвы. Загрязнение природных вод. Радиация в биосфере. Аномальные атмосферные явления. Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

  • Проект «Увеличение числа городского транспорта – риск повышения заболеваемости».

  • Проект «Ландшафт как фактор здоровья».

  • Краеведческая экскурсия «Состояние водоемов Каневского района».

  • Проект «Загрязнение ст.Придорожной»









Тематическое планирование кружка «Экология Кубани»



п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

    1. Цивилизация - начало борьбы с природой- 8 часов

1

Нарушение равновесия в природе.

2


2

Истребление растений и животных.

2


3

Опасность глобальной экологической катастрофы.

2


4

Экскурсия в краеведческий музей.

2


    1. Природоохранная деятельность – 16 часов

5

Исчезающие виды растений и животных.

2


6

Заповедники, заказники, природоохранные зоны.

2


7

Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных.

2


8

Акция «Чистые берега»

2


9

Итоги акции. Утилизация мусора. Пр/р

2


10

Оформление отчёта по акции «Чистые берега

2


11

Акция: «Пластиковые бутылки – мусор или украшение двора?»

2


12

Публикации в местной прессе. Подготовка материала

2


    1. Экология и здоровье человека – 16 часов

13

Что происходит, когда мы растём.

2


14

Что такое переливание крови, группы крови.

2


15

Секреты русской бани.

2


16

Разучивание гимнастических упражнений.

2


17

Проблемы питания, модифицированные продукты. Просмотр кинофильма.

2


18

Цвет и вкус. Презентация.

2


19

Генная инженерия плюсы и минусы.

2


20

Акция «Мы за здоровый образ жизни!»

2


21

Встречи с врачами-педиатрами.

2


22

Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения.

2


    1. Экология региона – 32 часа

23

Современное состояние природной среды.

2


24

Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. д.).

2


25

Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе.

2


26

Опасность глобальной экологической катастрофы.

2


27

Основные экологические проблемы нашего региона.

2


28

Проблема загрязнения атмосферного воздуха.

2


29

Проект «Увеличение числа транспорта – риск повышения заболеваемости».

2


30

Загрязнение почвы.

2


31

Проект «Ландшафт как фактор здоровья».

2


32

Загрязнение природных вод.

2


33

Краеведческая экскурсия «Состояние водоемов района».

2


34

Создание презентаций «Состояние водоёмов Каневского района»

2


35

Аномальные атмосферные явления.

2


36

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

2


37

Проект «Загрязнение ст.Придорожной».

2


38

Защита проектов «Загрязнение ст.Придорожной»

2


ИТОГО: 76 часов











Список используемой литературы:

Для педагога:

  1. Биология газеты.

  2. Биология в школе (журналы).

  3. Экология. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Экология человека. Тамбов. Юлис, 2007.

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  4. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  5. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!