Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа кружка «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 5-8 классов разработана на основе авторской программы Н.В.Макаровой для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования РФ.
Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.
68 часов в неделю для 5-8 классов.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Занятия кружка информатики и информационных технологий способствует решению следующих задач:
повысить мотивацию обучения;
реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом занятий кружка информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
Название темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
Освоение системной среды Windows Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню. Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и заверше-. ния работы программы. Представление об окне как объекте графического интерфейса. Технология работы с окном. Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш | 2 | 1 | 1 |
Простейшая технология работы с текстом Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню текстового редактора. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. | 4 | 1 | 3 |
Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор. | 4 | 1 | 3 |
Представление о составном документе Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ. | 4 | 1 | 1 |
Освоение среды графического редактора Paint Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. | 3 | 1 | 2 |
| Первые шаги в работе с информацией Понятие файла. Понятие папки. Примеры различных типов файлов. Просмотр графической информации. Прослушивание звуковой информации. Операционные системы. | 2 | 1 | 1 |
| Знакомство с профессиональным текстовым редактором Word Знакомство с текстовым редактором Word. Редактирование текста в текстовом редакторе Word. Форматирование текста в текстовом редакторе Word. Вставка рисунков в текстовый документ Word. Десятипальцевый слепой метод набора. Рисование фигур в программе Word. Заливка фигур. Толщина линий и их цвет. Масштаб фигур. Перемещение и поворот фигур. Передний и задний план. Отображение. Технология работы с иллюстрациями в программе Word. Практическая работа – создание текстового документа. | 8 | 2 | 6 |
Системная среда Windows Назначение системной среды. Файлы и папки. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. Организация обмена данными. | 4 | 1 | 3 |
Прикладная среда текстового процессора Форматирование текста. Включение в текстовый документ таблиц, формул, графических объектов. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Сохранение и печать документов. | 6 | 2 | 4 |
Прикладная среда табличного процессора Назначение табличного процессора. Объекты табличного процессора. Типовые действия с объектами электронной таблицы. Правила записи формул. Представление данных в виде диаграмм. | 8 | 2 | 6 |
Вирусы и защита от них Проверка компьютера с помощью антивирусной программы. Проверка диска. | 4 | 1 | 3 |
Технология обработки графической информации Растровые и векторные графические изображения. Редактирование изображения в растровом редакторе Paint. Редактирование изображения в векторном редакторе Word. Система автоматизированного проектирования «Компас-3D». | 6 | 2 | 4 |
PowerPoint – Анимация и интерактивность Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Графические изображения. Использование анимации в презентации. Копирование элементов презентации. Анимация перехода между слайдами. Использование гиперссылок в презентации. | 13 | 3 | 10 |
Итого | 68 | 19 | 49 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Защита информации от компьютерных вирусов.
Практические работы:
Классификация программного обеспечения;
Просмотр информации о параметрах папки и файла;
Работа в программе Проводник;
Выполнение стандартных действий с окнами;
Изменение параметров рабочего стола;
Проверка файлов на наличие вируса;
Обработка текстовой информации
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстового редактора Word. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Технология работы с иллюстрациями. Печать текста.
Практические работы:
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов.
Вставка в документ изображений, работа с ними.
Вставка в документ формул.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование изображения в растровом редакторе Paint. Редактирование изображения в векторном редакторе Word. Система автоматизированного проектирования «Компас-30».Форматы графических файлов.
Практические работы:
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.
Мультимедийные технологии
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и гиперссылок в презентации.
Практические работы:
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
Демонстрация презентации.
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Обработка числовой информации
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков.
Литература:
Министерство образования Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, Информатика и информационные технологии, Москва, 2012
2. Министерство образования Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования , Информатика и информационные технологии, Москва, Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ», учебник 7-9 классы, Питер, 2006г.
3. Н.В.Макарова, программа по информатике и ИКТ 5-11 классы, Питер, 2006г
4. Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ», учебник, 7-9 классы, Питер, 2003г.
В.Макарова, «Информатика и ИКТ», задачник по моделированию, 7-9 классы, Пи тер, 2001г.
Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ», практикум по информационным технологи ям 7-9 классы, Питер, 2001г.
Московская медиатека учителя информатики серия 10 CD-ROM, «Цифровой тьютер», диск 1-2, версия 1.01
5