Пояснительная записка
В настоящее время перед школой выдвигаются новые задачи, в первую очередь, воспитать достойного гражданина, любящего свою Родину и свою семью.
В жизни каждого человека семья играет наиважнейшую роль. Именно в ней он получает полноценное воспитание. В любом обществе семья выступает в качестве института передачи социального опыта, в ней закладываются основы морально-нравственных качеств личности. Каждый из нас должен понимать, что благоприятная духовная обстановка в семье, взаимопонимание и взаимопомощь между ее членами и конечно же материальное благосостояние семьи определяют успешное и стабильное развитие государства в целом. Воспитывать в человеке любовь, уважение и гордость за свою семью необходимо с раннего детства. Школа справиться с этой задачей изолированно от семьи, без помощи и поддержки родителей не может.
Выше указанными факторами и обусловлена необходимость введения в программу обучения в начальной школе предмета «История моей семьи».
Программа курса рассчитана на четыре года обучения – 132 часа (33 часа ежегодно).
Содержание
Знакомство с предметом.
Что такое история семьи.
Работа над понятиями: история и семья, большая – маленькая семья. Для чего человеку нужна семья. Значение семьи в нашей жизни. Школьный класс – семья, люди дружные, у которых есть что-то общее.
Как появилась моя семья?
Работа с сочинениями, написанными родителями вместе с детьми. Первое знакомство с семейным фото.
Портрет моей семьи
Рисуем портрет семьи.
Семейная традиция выбора имени.
Работа с понятиями: традиция, семейная традиция. Почему меня так назвали?
Что означают наши имена?
Отношения в семье
Я люблю своих родных.
Любовь, добро, взаимопомощь и понимание в семье. Наши добрые слова родным. Проявление и показ любви к родным с помощью невербальных средств.
Мама, папа, я – дружная семья!
Забота родителей о детях и детей о родителях. Работа над понятиями: взаимопонимание, родители, дети, семья.
Отношения между братьями и сестрами.
Отношение старших детей к младшим. Значение семейной дружбы для ребенка. Работа над понятиями: брат, сестра, семья, дружба в семье.
Вот какие замечательные у нас братья и сестры!
Расскажи о брате или сестре.
Вот какие забавные дети!
Родительские рассказы о наиболее значимых и запоминающихся эпизодах жизни их детей.
Семейные дела и увлечения.
Отношение к труду в нашей семье. Увлечения членов семьи.
Мастерская семейного творчества.
Выставка.
Семейные праздники.
Какие бывают праздники, зачем они нужны. Традиция встречи Нового года.
Как отмечают Новый год у меня дома.
Прародители их роль в воспитании.
Родители мамы и папы.
Семейная гордость – интерес к своей родословной. Работа над понятиями бабушка, дедушка, внук, внучка, пенсионеры.
Забота о бабушках и дедушках.
Проявление заботы к прародителям. Уважение к старшим как семейная традиция. Работа над понятиями: забота, уважение. Упражнение «добрые слова бабушке и дедушке».
В гостях у бабушки.
Рассказы о бабушке. Любимые сказки от бабушки.
Мой дедушка герой.
Расскажи о дедушке.
Семейные традиции.
Понятие традиции.
Знакомство с традициями, их значение. Работа с понятием традиция, семейная традиция.
Традиции в казачьих семьях.
Экскурсия в краеведческий музей.
Традиция отмечать семейные праздники.
Как мы отмечаем праздники в семье. Рисунок любимого семейного праздника.
День защитника отечества.
Выпуск стенгазеты «Мой папа в армии»
Масленица.
Традиция празднования.
Обоготворение матери.
Слова «мама», «мать» - самые древние на земле. Моя мама лучше всех. Чем порадую любимую мамочку.
Подарок ко дню 8 марта.
Цветы для мамы.
День рождения.
Самый любимый праздник. Традиция отмечать именины. Рисуем празднование Дня Рождения.
Традиция дарить подарки.
Как правильно выбирать подарки близким. Приятно ли получать и дарить подарки.
Мастерим подарки своими руками.
Фото как память о семейном событии.
Традиция запечатлеть важные события в жизни семьи на фото, собирать и хранить семейные фото. Фотография как хранитель истории семьи.
Выставка семейных альбомов.
Семейный герб.
Знакомство с гербами.
Работа над понятием «герб». Для чего необходимы гербы. Виды гербов. Герб России, Краснодарского края, Усть-Лабинска.
Герб моей семьи.
Работа над семейным гербом: как правильно выбрать форму герба, что принято изображать на нем.
Семейный праздник…
Праздник семейного творчества.
К концу первого класса дети должны уметь: употреблять в своей речи понятия: семья, история, традиции, родные, степень родства (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры).
Научиться свободно выражать свои чувства к близким вербальными и невербальными средствами, строить свое поведении в соответствии с этическими нормами, предъявляемыми в их возрасте.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
| Знакомство с предметом. | 5 | | |
1 | Что такое история семьи. | | | |
2 | Как появилась моя семья? | | | |
3 | Портрет моей семьи | | | |
4 | Семейная традиция выбора имени. | | | |
5 | Что означают наши имена? | | | |
| Отношения в семье | 9 | | |
6 | Я люблю своих родных. | | | |
7 | Мама, папа, я – дружная семья! | | | |
8 | Отношения между братьями и сестрами. | | | |
9 | Вот какие замечательные у нас братья и сестры! | | | |
10 | Вот какие забавные дети! | | | |
11 | Семейные дела и увлечения. | | | |
12 | Мастерская семейного творчества. | | | |
13 | Семейные праздники. | | | |
14 | Как отмечают Новый год у меня дома. | | | |
| Прародители их роль в воспитании. | 4 | | |
15 | Родители мамы и папы. | | | |
16 | Забота о бабушках и дедушках. | | | |
17 | В гостях у бабушки. | | | |
18 | Мой дедушка герой. | | | |
| Семейные традиции. | 12 | | |
19 | Понятие традиции. | | | |
20 | Традиции в казачьих семьях. | | | |
21 | Традиция отмечать семейные праздники. | | | |
22 | День защитника отечества. | | | |
23 | Масленица. | | | |
24 | Обоготворение матери. | | | |
25 | Подарок ко дню 8 марта. | | | |
26 | День рождения. | | | |
27 | Традиция дарить подарки. | | | |
28 | Мастерим подарки своими руками. | | | |
29 | Фото как память о семейном событии. | | | |
30 | Выставка семейных альбомов. | | | |
| Семейный герб. | 3 | | |
31 | Знакомство с гербами. | | | |
32 | Герб моей семьи. | | | |
33 | Семейный праздник… | | | |
| | | | |