Программа кружка «Юный эколог»
Объяснительная записка
Кружок «Юный эколог» разработан как дополнение к курсу по окружающему миру в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:
расширение энциклопедических представлений младших школьников;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Программа экологического кружка построена по четырем основным направлениям: - - познавательном;
познавательно-развлекательном;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка ; программа рассчитана на младших школьников.
К концу года учащиеся должны знать:
Связь между человеком и природой.
Природу родного края.
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
Различать изученные группы растений и животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
Выполнять правила поведения в природе.
Изготовлять домики для птиц.
Изготовлять экологические памятники.
Программа составлена из расчета одно занятие в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Юный эколог»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Утренник «Мир вокруг нас» | 1 | Сентябрь |
2. | Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые при-ключения Маши и Вити». | 1 | Сентябрь |
3. | Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету». | 1 | Сентябрь |
4. | Путешествие по экологической тропинке (I часть). | 1 | Сентябрь |
5. | Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». | 1 | Октябрь |
6. | Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. | 1 | Октябрь |
7. | Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). | 1 | Октябрь |
8. | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления». | 1 | Октябрь |
9. | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | 1 | Ноябрь |
10. | Утренник «В гостях у жителей под-водного царства». | 1 | Ноябрь |
11. | Опыт «Волшебница вода». | 1 | Ноябрь |
12. | Спектакль «Зачем зимой снег». | 1 | Декабрь |
13. | Утренник «Здравствуй, гостья зима» | 1 | Декабрь |
14. | Подготовка материалов для эко-логической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры». | 1 | Декабрь |
15. | Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?» | 1 | Декабрь |
16. | Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». | 1 | Январь |
17. | Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | 1 | Январь |
18. | Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). | 1 | Январь |
19. | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». | 1 | Февраль |
20. | Операция «Синица» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | 1 | Февраль |
21. | Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения. | 1 | Февраль |
22. | Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». | 1 | Март |
23. | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». | 1 | Март |
24. | Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий. | 1 | Март |
25. | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. | 1 | Апрель |
26. | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых» | 1 | Апрель |
27. | Операция «Муравей». | 1 | Апрель |
28. | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. | 1 | Апрель |
29. | Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР». | 1 | Май |
30. | Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам». | 1 | Май |
31-32 | Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. | 2 | Май |
33 | Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения. | 1 | Май |