СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный летописец"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка  "Юный летописец" заинтересует тех,кто изучает историю родной школы

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный летописец"»

Пояснительная записка


Программа кружка «Юный летописец» составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

  • Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы",

  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,

  • «Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» от 03.04.2012 г.,

  • Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 143-р (Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей".

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);


Кружок «Юный летописец» объединяет в ряды тех учащихся, кто

интересуется историей прошлого своего края, своей семьи, своего класса, своей школы и деятельность которых можно объяснить высказыванием А.С.Пушкина: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости…».

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.


Данная программа поможет обучающимся углубить имеющиеся представления об истории малой Родины, школы.

Ведущая идея программы – общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодежи.

Направленность программы

«Юный летописец» является программой краеведческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа «Юный летописец» является одним из источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, о родной школе, воспитания, формирования гражданских позиций и навыков. Она играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании. Учащиеся кружка не только составляют школьную летопись, но и совершенствуют, развивают навыки литературного творчества, повышают компьютерную грамотность.

Педагогическая целесообразность

В результате работы над созданием альбомов, проектов, фильмов о школе обучающиеся получают краеведческие знания, расширяют свой кругозор, учатся работать с фото, видеоаппаратурой. В ходе этой работы возрастает мотивация учащихся к обучению, развиваются творческие способности, ответственность и самостоятельность. Проектно-исследовательская работа способствует сплочению учащихся, повышению коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории малой Родины. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, республики. Здесь наполняются конкретным, чувственно- выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина»,«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», «моя школа.

Программа направлена не только на отдельную узкую группу воспитанников, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности, нацеливает школьников на исследовательскую работу, способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.

Программа модифицированная, составлена на основе специальной литературы и имеет краеведческую направленность.

Принципы построения программы

  1. Принцип личностно-ориентированного подхода.

  2. Принцип педагогической поддержки.

  3. Принцип самовыражения участников образовательного процесса

Цели и задачи

Цель: приобщать обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской работе; через знание истории родного края, школы, места, где человек родился, учился и вырос, пробуждать любовь и гордость за свою малую Родину;

Задачи

обучающие:

-изучить историю своей школы, семьи, собирать и систематизировать информацию о выпускниках и учителях-ветеранах, фиксировать события из жизни классного и школьного коллектива под девизом: «Потомки прочтут - гордиться будут!», а также изучить достижения отдельно взятых личностей

- дать учащимся понятие о музее как хранилище музейных предметов, которые являются памятником и источником социальной, научной и культурной информации;

-помочь учащимся через школьное краеведение воспитывать культуру, формировать интеллигентность юного человека через интерес к истории и культурному наследию прошлого, пополнить «банк» информации и экспонаты школьного музея;

воспитательные:

-укреплять семейные традиции и связи за счет взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини- проектов, презентаций, видеофильмов, сборе краеведческих сведений о школе;

- способствовать воспитанию информационной культуры, деловых качеств и активной жизненной позиции;

развивающие:

- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к родному краю, родной школе;

-развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории школы;

-развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской, проектной деятельности;

-развивать информационно-коммуникативные способности детей;

Программа рассчитана на занятия с детьми в разновозрастных группах от 10 до 15 лет. Занятия проводятся группой из 18 человек. Продолжительность занятий: понедельник-2 часа, среда -1 час





Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий:

Количество  занятий в неделю- 2,  в месяц - 8.

Количество часов в год – 96. (всего 32 недели - 8 месяцев)

Условия реализации программы и формы работы

В работе объединения будут использованы различные формы: теоретические и практические занятия, тренинги, конкурсы, проектные и исследовательские работы, практикумы, экскурсии.

При организации работы объединения будут использованы ТСО, услуги школьной библиотеки, музея.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Работа кружка предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного творческого труда обучающихся находят применение в оформлении альбомов, проектов, создании фильмов. Кроме того, выполненные на занятиях творческие работы пополняют фонд школьного музея.

В программу включены беседы по технике безопасности, в том числе

инструктажи при работе с ТСО.

Ожидаемые результаты:

Создание летописи « История школы», составление альбома, презентации о школе и ее выпускниках, участие в различных конкурсах;    

Требования к уровню подготовки



Учащиеся должны:

 

- знать историю своего села, школы.

-уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию

-овладеть приемами работы с ТСО, навыками составления альбома, проекта, летописи, презентации;

-использовать ИКТ технологии в создании и оформлении школьной летописи;

- уметь монтировать видеоролики в программе Movie Maker

Метапредметные результаты освоения программы «Юный летописец»

проявляются в:

-расширении круга приёмов составления разных проектов ;

- умении работать со справочными материалами, Интернет-ресурсами и ТСО.

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)

- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации проекта.

Содержание программы «Юный летописец»

Создаем школьную летопись.(11часов)

Жанр «летопись», его особенности. Школьный музей. Его функции и роль в школе. Экскурсия в школьный музей История музея. Его создатели, руководители. Роль музея в жизни школы. Знакомство с историей школы. Правила ведения школьной летописи. Наша школа в истории района. Знакомство со школьными традициями и достопримечательностями. Поиск информации из газетных статей с заметками о школе.

Использование ИКТ технологий в создании и оформлении школьной летописи(7)

ИКТ технологии в создании школьной летописи

Возможности программы Microsoft Office Word в оформлении альбомов.

Диспетчер рисунков Microsoft Office .

Презентация Microsoft Office Power Point.pp.

Создание презентаций «Школа. День за днем»(9 ч.)

Практическая работа по созданию и оформлению презентации о школе.

Создание фильма «Школьная мозаика»(24ч.)

Основные понятия при работе с видеоинформацией Структура видеоинформации. Представление об аналоговой форме записи видео фрагментов. Перевод в цифровой вид. Цифровая видеозапись. Техника и технология видео- съемки. Работа с видеокамерой. Правила видеосъемки. Основные приѐмы работы с видеокамерой при создании фильма. Прикладные программы для работы с видеоинформацией.

II. Работа в программе Movie Maker Знакомство с программой для создания видеороликов Movie Maker. Основные приемы работы в Movie Maker. Структура окна программы. Создание и редактирование видеоролика о школе. Настройка переходов между фрагментами, наложение звука, оформление. Сохранение мультимедийных клипов в компактных форматах. Участие в деятельности школы. Создание тематического видеоролика «Школьная мозаика».

Ветераны - гордость нашей школы(13ч.) .

Создание видеорепортажей об учителях ветеранах.

Славные выпускники нашей школы(4ч)

Выпускники, прославившие нашу школу. Сбор и систематизация информации о выпускниках МОБУ СОШ с.Ермекеево.

Мукарама Садыкова -славная дочь земли Ермекеевской»

Пишем летопись школы -2017-2018 (21ч.)

Оформление альбома «Школьная летопись». Структура и макет альбома. Содержание альбома (Пишем историю вместе. Выпускники школы. Школа сегодня.)

Оформление экспозиции музея «Новейшая история нашей школы»(7ч).

Экскурсия в музей. Практическая работа по оформлению музейной экспозиции. Проведение музейного урока.

 



Учебно-тематический план кружка «Юный летописец»

(92 часа в год , 3 часа в неделю)

 

Название темы



Количество часов


Дата

план

Дата факт

теория

практика

1

2


Вводное занятие. Вводный инструктаж.

Правила ТБ. Организация работы кружка.

2




3

Жанр «летопись», его особенности

1




4

5


Школьный музей.

Его функции и роль в школе.

2





6

Экскурсия в школьный музей


1



7

8

История музея. Его создатели, руководители. Роль музея в жизни школы.

2




9

Знакомство с историей школы. Правила ведения школьной летописи.

1




10

11

Наша школа в истории района. Знакомство со школьными традициями и достопримечательностями.

2




12

Поиск информации из газетных статей с заметками о школе.


1



13

14

ИКТ технологии в создании школьной летописи

2




15

Редактируем текст в Microsoft Office Word.



1



16

17

Возможности программы Microsoft Office Word в оформлении альбомов.

2




18

Диспетчер рисунков Microsoft Office .

1




19

20

Презентация Microsoft Office Power Point.pp.


2





21-29

Практикум. Создаем презентацию «Осенний школьный калейдоскоп»

9




30,31

Как создаются фильмы. Просмотр фильма о школе «Школьная мозаика».

1

1



32

Написание сценария фильма «Школьная мозаика-2»


1



33

34

Написание сценария фильма «Школьная мозаика-2»


2



35,36

37,38

39,40

Практическая работа.

Съемка фильма «Школьная мозаика - 2»


6



41

42

Программы для монтажа и обработки видео. Знакомство с программой для создания видеороликов Movie Maker

1

1



43-51

Инструктаж по технике безопасности

Практикум по обработке и монтажу видео. Основные приемы работы в Movie Maker.

Структура окна программы. Создание и редактирование видеоролика о школе.

Настройка переходов между фрагментами, наложение звука, оформление.

1

8



52-53

Окончательная обработка «Школьная мозаика-2». Сохранение мультимедийных клипов в компактных форматах.


2



54

Беседа Ветераны – гордость нашей школы.

1




55,56

«Учимся делать репортаж»

2




57-66

Практикум. Видеорепортаж «Ветераны – гордость нашей школы»

Видеорепортаж об учителях –ветеранах.


10



67-68

Исследовательская деятельность «Славная дочь земли Ермекеевской»


2



69-70

Презентация « По зову Жар-птицы Мукарамы Садыковой»


2



71

Пишем летопись школы-2017.

Создание макета альбома.


1



72-83

Дизайн и оформление альбома «Школьная летопись-2017».
Создаем макет страниц альбома.

Составление текста школьной летописи.

Редактирование текста школьной летописи.

Редактирование фотоматериала.




12



84-89

Создание слайд-шоу « Один год из жизни моего класса»




90-91

Экскурсия в музей «Новейшая история нашей школы»


2



92

93-94

Представление презентаций «Мой вклад в оформление музея»


1




2



95-96

Подведение итогов. Анкета «Что дало мне участие в кружке «Юный летописец».

2

2



 



Список литературы

Литература для педагога

    1. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1992г.

    2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

    3. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

    4. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1999

5. Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. - 2012.

№ 1. - С. 55-56

6. Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2012, №2, С. 34- 39.

Литература для учащихся

      1. Журнал «Юный краевед»

      2. Памятники литературы Древней Руси // Москва «Художественная литература»-М.,1981