Пояснительная записка
Программа кружка «Юный летописец» составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы",
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
«Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» от 03.04.2012 г.,
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 143-р (Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей".
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Кружок «Юный летописец» объединяет в ряды тех учащихся, кто
интересуется историей прошлого своего края, своей семьи, своего класса, своей школы и деятельность которых можно объяснить высказыванием А.С.Пушкина: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости…».
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Данная программа поможет обучающимся углубить имеющиеся представления об истории малой Родины, школы.
Ведущая идея программы – общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодежи.
Направленность программы
«Юный летописец» является программой краеведческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа «Юный летописец» является одним из источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, о родной школе, воспитания, формирования гражданских позиций и навыков. Она играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании. Учащиеся кружка не только составляют школьную летопись, но и совершенствуют, развивают навыки литературного творчества, повышают компьютерную грамотность.
Педагогическая целесообразность
В результате работы над созданием альбомов, проектов, фильмов о школе обучающиеся получают краеведческие знания, расширяют свой кругозор, учатся работать с фото, видеоаппаратурой. В ходе этой работы возрастает мотивация учащихся к обучению, развиваются творческие способности, ответственность и самостоятельность. Проектно-исследовательская работа способствует сплочению учащихся, повышению коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории малой Родины. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, республики. Здесь наполняются конкретным, чувственно- выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина»,«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», «моя школа.
Программа направлена не только на отдельную узкую группу воспитанников, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности, нацеливает школьников на исследовательскую работу, способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
Программа модифицированная, составлена на основе специальной литературы и имеет краеведческую направленность.
Принципы построения программы
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Принцип педагогической поддержки.
Принцип самовыражения участников образовательного процесса
Цели и задачи
Цель: приобщать обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской работе; через знание истории родного края, школы, места, где человек родился, учился и вырос, пробуждать любовь и гордость за свою малую Родину;
Задачи
обучающие:
-изучить историю своей школы, семьи, собирать и систематизировать информацию о выпускниках и учителях-ветеранах, фиксировать события из жизни классного и школьного коллектива под девизом: «Потомки прочтут - гордиться будут!», а также изучить достижения отдельно взятых личностей
- дать учащимся понятие о музее как хранилище музейных предметов, которые являются памятником и источником социальной, научной и культурной информации;
-помочь учащимся через школьное краеведение воспитывать культуру, формировать интеллигентность юного человека через интерес к истории и культурному наследию прошлого, пополнить «банк» информации и экспонаты школьного музея;
воспитательные:
-укреплять семейные традиции и связи за счет взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини- проектов, презентаций, видеофильмов, сборе краеведческих сведений о школе;
- способствовать воспитанию информационной культуры, деловых качеств и активной жизненной позиции;
развивающие:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к родному краю, родной школе;
-развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории школы;
-развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской, проектной деятельности;
-развивать информационно-коммуникативные способности детей;
Программа рассчитана на занятия с детьми в разновозрастных группах от 10 до 15 лет. Занятия проводятся группой из 18 человек. Продолжительность занятий: понедельник-2 часа, среда -1 час
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю- 2, в месяц - 8.
Количество часов в год – 96. (всего 32 недели - 8 месяцев)
Условия реализации программы и формы работы
В работе объединения будут использованы различные формы: теоретические и практические занятия, тренинги, конкурсы, проектные и исследовательские работы, практикумы, экскурсии.
При организации работы объединения будут использованы ТСО, услуги школьной библиотеки, музея.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Работа кружка предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного творческого труда обучающихся находят применение в оформлении альбомов, проектов, создании фильмов. Кроме того, выполненные на занятиях творческие работы пополняют фонд школьного музея.
В программу включены беседы по технике безопасности, в том числе
инструктажи при работе с ТСО.
Ожидаемые результаты:
Создание летописи « История школы», составление альбома, презентации о школе и ее выпускниках, участие в различных конкурсах;
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- знать историю своего села, школы.
-уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию
-овладеть приемами работы с ТСО, навыками составления альбома, проекта, летописи, презентации;
-использовать ИКТ технологии в создании и оформлении школьной летописи;
- уметь монтировать видеоролики в программе Movie Maker
Метапредметные результаты освоения программы «Юный летописец»
проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных проектов ;
- умении работать со справочными материалами, Интернет-ресурсами и ТСО.
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации проекта.
Содержание программы «Юный летописец»
Создаем школьную летопись.(11часов)
Жанр «летопись», его особенности. Школьный музей. Его функции и роль в школе. Экскурсия в школьный музей История музея. Его создатели, руководители. Роль музея в жизни школы. Знакомство с историей школы. Правила ведения школьной летописи. Наша школа в истории района. Знакомство со школьными традициями и достопримечательностями. Поиск информации из газетных статей с заметками о школе. |
Использование ИКТ технологий в создании и оформлении школьной летописи(7)
ИКТ технологии в создании школьной летописи Возможности программы Microsoft Office Word в оформлении альбомов. Диспетчер рисунков Microsoft Office . Презентация Microsoft Office Power Point.pp. Создание презентаций «Школа. День за днем»(9 ч.) Практическая работа по созданию и оформлению презентации о школе. Создание фильма «Школьная мозаика»(24ч.) |
Основные понятия при работе с видеоинформацией Структура видеоинформации. Представление об аналоговой форме записи видео фрагментов. Перевод в цифровой вид. Цифровая видеозапись. Техника и технология видео- съемки. Работа с видеокамерой. Правила видеосъемки. Основные приѐмы работы с видеокамерой при создании фильма. Прикладные программы для работы с видеоинформацией.
II. Работа в программе Movie Maker Знакомство с программой для создания видеороликов Movie Maker. Основные приемы работы в Movie Maker. Структура окна программы. Создание и редактирование видеоролика о школе. Настройка переходов между фрагментами, наложение звука, оформление. Сохранение мультимедийных клипов в компактных форматах. Участие в деятельности школы. Создание тематического видеоролика «Школьная мозаика».
Ветераны - гордость нашей школы(13ч.) .
Создание видеорепортажей об учителях ветеранах.
Славные выпускники нашей школы(4ч)
Выпускники, прославившие нашу школу. Сбор и систематизация информации о выпускниках МОБУ СОШ с.Ермекеево.
Мукарама Садыкова -славная дочь земли Ермекеевской»
Пишем летопись школы -2017-2018 (21ч.)
Оформление альбома «Школьная летопись». Структура и макет альбома. Содержание альбома (Пишем историю вместе. Выпускники школы. Школа сегодня.)
Оформление экспозиции музея «Новейшая история нашей школы»(7ч).
Экскурсия в музей. Практическая работа по оформлению музейной экспозиции. Проведение музейного урока.
Учебно-тематический план кружка «Юный летописец»
(92 часа в год , 3 часа в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | Дата план | Дата факт |
теория | практика |
1 2 | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ. Организация работы кружка. | 2 | | | |
3 | Жанр «летопись», его особенности | 1 | | | |
4 5 | Школьный музей. Его функции и роль в школе. | 2 | | | |
6 | Экскурсия в школьный музей | | 1 | | |
7 8 | История музея. Его создатели, руководители. Роль музея в жизни школы. | 2 | | | |
9 | Знакомство с историей школы. Правила ведения школьной летописи. | 1 | | | |
10 11 | Наша школа в истории района. Знакомство со школьными традициями и достопримечательностями. | 2 | | | |
12 | Поиск информации из газетных статей с заметками о школе. | | 1 | | |
13 14 | ИКТ технологии в создании школьной летописи | 2 | | | |
15 | Редактируем текст в Microsoft Office Word. | | 1 | | |
16 17 | Возможности программы Microsoft Office Word в оформлении альбомов. | 2 | | | |
18 | Диспетчер рисунков Microsoft Office . | 1 | | | |
19 20 | Презентация Microsoft Office Power Point.pp. | 2 | | | |
21-29 | Практикум. Создаем презентацию «Осенний школьный калейдоскоп» | 9 | | | |
30,31 | Как создаются фильмы. Просмотр фильма о школе «Школьная мозаика». | 1 | 1 | | |
32 | Написание сценария фильма «Школьная мозаика-2» | | 1 | | |
33 34 | Написание сценария фильма «Школьная мозаика-2» | | 2 | | |
35,36 37,38 39,40 | Практическая работа. Съемка фильма «Школьная мозаика - 2» | | 6 | | |
41 42 | Программы для монтажа и обработки видео. Знакомство с программой для создания видеороликов Movie Maker | 1 | 1 | | |
43-51 | Инструктаж по технике безопасности Практикум по обработке и монтажу видео. Основные приемы работы в Movie Maker. Структура окна программы. Создание и редактирование видеоролика о школе. Настройка переходов между фрагментами, наложение звука, оформление. | 1 | 8 | | |
52-53 | Окончательная обработка «Школьная мозаика-2». Сохранение мультимедийных клипов в компактных форматах. | | 2 | | |
54 | Беседа Ветераны – гордость нашей школы. | 1 | | | |
55,56 | «Учимся делать репортаж» | 2 | | | |
57-66 | Практикум. Видеорепортаж «Ветераны – гордость нашей школы» Видеорепортаж об учителях –ветеранах. | | 10 | | |
67-68 | Исследовательская деятельность «Славная дочь земли Ермекеевской» | | 2 | | |
69-70 | Презентация « По зову Жар-птицы Мукарамы Садыковой» | | 2 | | |
71 | Пишем летопись школы-2017. Создание макета альбома. | | 1 | | |
72-83 | Дизайн и оформление альбома «Школьная летопись-2017». Создаем макет страниц альбома. Составление текста школьной летописи. Редактирование текста школьной летописи. Редактирование фотоматериала. | | 12 | | |
84-89 | Создание слайд-шоу « Один год из жизни моего класса» | | 6ч | | |
90-91 | Экскурсия в музей «Новейшая история нашей школы» | | 2 | | |
92 93-94 | Представление презентаций «Мой вклад в оформление музея» | | 1 | | |
| 2 | | |
95-96 | Подведение итогов. Анкета «Что дало мне участие в кружке «Юный летописец». | 2 | 2 | | |
Список литературы
Литература для педагога
Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1992г.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1999
5. Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. - 2012.
№ 1. - С. 55-56
6. Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2012, №2, С. 34- 39.
Литература для учащихся
Журнал «Юный краевед»
Памятники литературы Древней Руси // Москва «Художественная литература»-М.,1981