ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат VIII вида»
РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел. 830136 53302
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета
от «___» ________ 2016 г.
Приказ № _________
Директор
_______________ Будаев С.О.
«_____ »______________2016 г
Адаптированная рабочая программа
кружка « Канзаши»
на 2016-2017учебный год
Руководитель кружка: Хасанова К.Н.
с. Новая Брянь
2016 г.
Работа кружка «Канзаши»
Понедельник с 14.00 до 15.00
Четверг с 14.00 до 15.00
Список учащихся.
1. Грудинина Надя 4 класс
2. Сутурина Настя 4 класс
3. Пшеничникова Лариса 4 класс
4. Елисеева Алина 5класс
5. Елисеева Анжела 5 класс
6. Загнетина Таня 5 класс
7. Зубакина Настя 6 класс
8. Ширинкина Наташа 6 класс
9. Иванова Настя 7 класс
10. Лазарева Алёна 8 класс
Пояснительная записка.
Поделки и изделия в технике « Канзаши» входят в нашу жизнь, как одно из ярких явлений прикладного творчества, в котором проявляется высокий художественный вкус народов мира, труд и талант многих поколений. Стиль «Канзаши» зародился в Японии примерно 400 лет назад. Изящными цветами из ткани и лент японские женщины украшали свои гребни для волос, женское белье, одежду и аксессуары. К истокам народного творчества необходимо привлекать детей. Изделия в стиле «Канзаши» прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно, как и любой другой вид народного творчества, постоянно совершенствуется и дополняется. При помощи этих цветов можно создавать и облагораживать модные и красивые вещицы, отличающиеся оригинальностью и индивидуальностью, при этом каждая вещь будет эксклюзивна. С этой целью создана программа, где я знакомлю детей с данным видом прикладного творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что этот вид прикладного творчества стал доступен любому ребенку, желающему научиться старейшему виду рукоделия.
Актуальность программы состоит в том, что в это трудное время необходимо одеваться со вкусом и дополнять одежду и аксессуары с помощью данного вида творчества, а так же она способствует творческому развитию ребенка.
Педагогическая целесообразность программы в том и состоит, что при условии выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач, связанных с эстетическим развитием ребенка.
Цель программы: способствовать полноценному творческому развитию личности, формировать положительные качества, которые помогут в будущей жизни.
Задачи программы:
1.Познакомить детей с традициями древнего вида народного японского творчества «Канзаши», дать представление о их применении в отделке различных изделий.
2.Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
3.Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты, уважение к людям труда.
4.Развитие творческой личности средствами и декоративно-прикладного искусства;
5.Воспитание трудолюбие, потребности в труде;
6.Формирование трудовых навыков и умений, технологических и экономических знаний;
7.Привитие любви к культуре и народным промыслам, воспитание вкуса.
8.Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности;
9.Активация творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений.
Задачи образовательные:
—познакомить детей с основными шедеврами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
— создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
— приобщить детей к одному из популярных видов народного творчества:
— изучить виды и жанры декоративно-прикладного искусства;
— научить правильно организовывать рабочее место;
— научить работать с различными материалами;
— научить копировать произведения народного искусства.
воспитательные:
— воспитать чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца;
— показать важность коллективной и индивидуальной работы.
развивающие:
— развить в ребенке потребность творить;
— развить самостоятельность;
— развить творческие способности ребенка;
— развить память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление.
Отличительные особенности программы
- темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
- содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения;
- предложенный учебно-тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз
Возраст детей 13-15 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети быстро усваивают цветовую палитру, технологию выполнения изделия. Сам процесс работы детям приносит не меньше удовлетворения, чем ее результат.
Во время работы у детей совершенствуются все положительные качества личности: усидчивость, терпение, находчивость, сообразительность и др.
На занятии ребенок развивает так же свое восприятие к жизни – начинает видеть прекрасное, фантазировать, тем самым вырабатывать свой вкус.
Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года.
В первый год обучения знакомлю детей с историей развития народного японского творчества, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, с элементарными навыками по изготовлению цветов, бабочек, стрекоз и т.д.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй год обучения знакомятся с более сложными техниками стиля «Канзаши»: создание букетов, композиций, украшение аксессуаров. Это способствует развитию: владения техническими приемами, знания ряда принципов, которые применяются в живописи, художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные. Занятия 2 (1) часа, В первый год обучения всего: 68 (34) час. Из них теоретических часов- 26 (13), а практических- 42 (21)часа. Во второй год обучения 68 (34) часа в год, теоретических часов 14 (7), а практических 52(26) час.
Предполагаемые результаты программы:
Знания об истории развития японского народного творчества «Канзаши»;
Умение самостоятельно выполнять цветы, другие поделки, применять их при отделке разных изделий;
Технические навыки работы с инструментами;
Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.
Воспитанник первого года обучения должен знать:
1.Историю развития народного рукоделия: вышивки, аппликации, «Канзаши»
2.Технику выполнения простейших изделий.
3.Принципы построения композиции.
4.Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник первого года обучения должен уметь:
1. Самостоятельно выполнять простейшие лепестки, собирать их в цветок.
3. Выполнять алгоритм построения композиции.
4. Самостоятельно подбирать цветовую гамму из тканей и лент.
5. Работать с инструментом: иглы, ножницы, пояльник.
Воспитанник второго года обучения должен знать:
1.Основные техники создания композиций из цветов;
2.Алгоритм выполнения композиции;
3.Сочетание цветов и оттенков;
4.Технологию обработки готового изделия;
5.Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник второго года обучения должен уметь:
1.Самостоятельно выполнять изделия, создавать новые композиции из отдельных элементов;
2.Совмещать в изделии различные виды тканей, фоеток и т.д.;
3.Владеть техническими приемами, которые применяются в живописи;
4.Обрабатывать готовое изделие;
5.Самостоятельно подбирать цветовую палитру.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-го года обучения)
№ | Название разделов | Всего часов | Кол-во теор-х часов | Кол-во прак-х часов |
1 | Вводное занятие | 2(1) | 2 (1) | |
2 | Инструменты и материалы. Заготовки. | 4 (2) | 2(1) | 2 (1) |
3 | Изготовление лепестков, используемых для изготовления цветов. | 10 (5) | 2(1) | 8 (4) |
4 | Изготовление украшения «бабочка». | 10 (5) | 2(1) | 8 (4) |
5 | Изготовление цветка «Роза» | 10 (5) | 2(1) | 8 (4) |
6 | Изготовление цветка «Георгин» | 10 (5) | 2(1) | 8 (4) |
7 | Украшение одежды, аксессуаров. | 10 (5) | 2(1) | 8 (4) |
8 | Итоговая работа. | 12 (6) | | 12 |
Итого 68 (34) 14 (7) 54 (27)
Содержание программы
1 года обучения
Название раздела | Содержание занятий | Всего часов | К-во практ часов | К-во теор-х часов |
1Вводное занятие. | Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения, его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 2(1) | | 2(1) |
2 Инструменты и материалы. Заготовки | Знакомство с материалами и инструментами. Нарезка заготовок из тканей и лент для изготовления цветов. | 4 (2) | 2(1) | 2(1) |
3 Изготовление лепестков, используемых для изготовления цветов. | Знакомство с различными видами лепестков (круглые, острые) и технологией их изготовления. | 10 (5) | 8(4) | 2(1) |
4. Изготовление украшения «бабочка». | Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений (бисер, бусинки, крепление, усики), изготовление лепестков. Соединение и комбинирование их в крылышки. Сборка изделия. | 10 (5) | 8(4) | 2(1) |
5. Изготовление цветка «Роза» | Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений (бусинки, крепление), изготовление лепестков. Сборка изделия | 10 (5) | 8(4) | 2(1) |
6 Изготовление цветка «Георгин» | Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнение бусинки, крепление), изготовление лепестков. Сборка изделия | 10 (5) | 8(4) | 2(1) |
7 Украшение для волос. | Ободки. Сочетание их с объемными цветами. Способы украшения ободков. | 10 (5) | 8(4) | 2(1) |
8 Итоговая работа. | Самостоятельное изготовление изделия поэтапно. | 12 (6) | 12(6) | |
Итого 68 (34) 54(27) 14 (7)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2-го года обучения)
№ | Название темы | Всего часов | Кол-во прак-х часов | Кол-во теор. часов |
1 | Вводное занятие | 2 (1) | | 2 (1) |
2 | Закрепление старого материала | 6 (3) | 4(2) | 2 (1) |
3 | Техника изготовления композиции из цветов | 10 (5) | 8(4) | 2 (1) |
4 | Техника изготовления ободка. | 10 (5) | 8(4) | 2 (1) |
5 | Техника украшения одежды. | 10 (5) | 8(4) | 2 (1) |
6 | Техника изготовления украшения с применением аппликации, бисера | 10 (5) | 8(4) | 2 (1) |
7 | Итоговая работа | 20 (10) | 20(10) | |
Всего часов: 68( 34) 56(28) 12 (6)
Содержание программы
2го года обучения
№ | Название раздела | Содержание раздела. | Всего час. | Кол-во теор. часов. | Кол-во практ. часов |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с задачами кружка 2-го года обучения. Правила ТБ. | 2 (1) | 2(1) | |
2 | Закрепление старого материала | Повторение основных приемов и операций для изготовления лепестков | 6 (3) | 2(1) | 4(2) |
3 | Техника изготовления композиции из цветов | Выполнение работы «Композиция из цветов». Влияние цветов, элементов пейзажа. Переход цвета. | 10(5) | 2(1) | 8(4) |
4 | Техника изготовления панно. | Выполнение работы «Панно». Изготовление подарков в технике «Канзаши». | 10(5) | 2(1) | 8(4) |
5 | Техника украшения одежды | Виды одежды. Особенности украшения одежды: белья, нарядной, повседневной. Изготовление украшения для одежды. Подбор тканей, лент, бисера, бусинок. Цвет, оттенки. Украшение одежды. | 10(5) | 2(1) | 8(4) |
6 | Техника изготовления украшения с применением вышивки, аппликации, бисера | Знакомство с данной техникой. Роль композиции и цвета. Соотношение цветов. Построение и сборка цветов, листьев: роза , цветочек , пестик, бантик. Дополнительная фурнитура | 10(5) | 2(1) | 8(4) |
7 | Итоговая работа | Выбор и изготовление изделия по желанию. | 20(10) | | 20 (10) |
Итого 68(34) 12(6) 56(28)
Предполагаемые результаты выполнения программы:
1. Знания об истории развития японского народного творчества «Канзаши»;
2. Умение самостоятельно выполнять цветы, другие поделки, применять их при отделке различных изделий;
3. Технические навыки работы и с инструментами;
4. Участие детей в выставках. Конкурсах по детскому творчеству.
Воспитанник первого года обучения должен знать:
1.Историю развития народного рукоделия: вышивки, аппликации,«Канзаши»
2.Технику выполнения простейших изделий;
3.Принципы построения композиции;
4. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Воспитанник первого года обучения должен уметь:
1.Самостоятельно выполнять простейшие лепестки, собирать их в цветок;
2.Выполнять алгоритм построения композиции;
3.Самостоятельно подбирать цветовую гамму из тканей и лент;
4.Работать с инструментом: иглы, ножницы, паяльник.
Воспитанник второго года обучения должен знать:
1.Основные техники создания композиции из цветов;
2. Алгоритм выполнения композиции;
3.Сочетания цветов и оттенков;
4. Технологию обработки готового изделия;
5. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Воспитанник второго года обучения должен уметь:
1.Самостоятельно выполнять изделия, создавать новые композиции из отдельных элементов;
2. Совмещать в изделии различные виды тканей. Бисера, фоеток и т.д.;
3. Владеть различными техническими приемами.
4. Обрабатывать готовое изделие;
5. Самостоятельно подбирать цветовую палитру
Используемая литература
1. Абрамова И.Р. История искусства «Канзаши»- М, 2005
2 Воробьева И.Т. Для милых дам, ваша мадам.- М, 2003
3. Дубовик Е.В. Искусство украшать.- Киев, 1997
4. Еременко Т.И. Иголка волшебница. – М, 1998.
5. Ерзенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде