СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Мастрица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа допонительного образования детей в кружке по технологии "Мастерица" расчитана на один год. Возраст воспитанников - 11 - 14 лет. Включает разделы по вязанию крючком и работе с тканью. 

Просмотр содержимого документа
«программа кружка "Мастрица"»













Образовательная программа

дополнительного образования детей

кружок «Мастерица»





Продолжительность реализации

программы – 1 год.

Год разработки программы – 2015.


Программа разработана

педагогом дополнительного образования

Рубайло Н.Г.






2015-2016

Пояснительная записка


Занятие в кружках позволяют раскрывать творческий потенциал каждого ученика, способствуют его самореализации. Формируются такие личные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

При осуществлении программы реализуются потребности общества в занятости детей во внеурочное время. Обучение девочек рукоделию может быть востребовано в дальнейшем, как профессиональное ориентирование. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что в сложной экономической обстановке умение шить и вязать может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, шитья и вязания крючком. Программа актуальна поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах.

Программа предусматривает обучение учащихся 5 – 8 классов в течение одного года и включает два раздела:

  • вязание крючком,

  • работа с тканью.

Вязание крючком является исконным народным ремеслом. Приобщение к вязанию крючком – это формирование культуры одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств как усидчивость, трудолюбие, аккуратность, художественный вкус, развитие пальцев рук, благотворно влияющее на нервную систему. Обучающий получает удовлетворение от выполненной работы, так как сразу видит ее результат. В разделе «вязание крючком» учащиеся знакомятся с основными техниками вязания петель, переплетений, со способами вывязывания игрушек, аксессуаров, вязанием по схемам.

Работа с тканью развивает не только творческие способности, но и вырабатывает волю, усидчивость при изготовлении простых изделий. В разделе «работа с тканью» учащиеся выполняют аппликацию, мягкую игрушку, шьют предметы интерьера.

Изучение этих разделов осуществляется комплексно в течение одного года, постепенно накапливая и усложняя знания и умения учащихся.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (вязание крючком, аппликация, мягкая игрушка, изготовление одежды для кукол), наряду с программными объектами работать над творческими проектами и максимально реализовывать себя в них.

Цель программы – содействовать становлению активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями декоративно-прикладного творчества;

  • формировать интерес к декоративно – прикладным видам деятельности;

  • научить владеть различными техниками работы с материалами и инструментами;

  • обучить технологиям разных видов рукоделия;

  • формировать умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий;

  • воспитывать потребность к творческому труду, настойчивость в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;

  • развивать объективную самооценку, чувство собственного достоинства и самоуважения;

  • развивать творческий потенциал ребенка, фантазию, наблюдательность;

  • развивать образное, логическое и пространственное мышление, моторику рук, глазомер.

Форма занятий – групповая и индивидуальная практическая деятельность под руководством педагога.

Режим занятий – 2 часа в неделю.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать:

  • технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавками, ножницами, технику безопасности при работе на швейной машине и с утюгом;

  • основные виды петель, их условное обозначение в схемах;

  • технологию вязания основных видов петель, простейших изделий;

  • технологию стачивания деталей на швейной машине, выполнения аппликации.

Воспитанники должны уметь:

  • подбирать материалы и инструменты в зависимости от назначения изделия;

  • вывязывать основные виды петель;

  • читать схемы вязания;

  • создавать изделия крючком;

  • выполнять различные виды ручных швов;

  • выполнять стачивание и аппликацию на швейной машине.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Вводное занятие

2


2

2

Работа с тканью

4

28

32

2.1

Мягкая игрушка

2

12

14

2.2

Диванные подушки

1

5

6

2.3

Новогодние игрушки

1

11

12

3

Вязание крючком

5

33

38

3.1

Виды петель и переплетений

2

6

8

3.2

Вязание украшений интерьера

1

9

10

3.3

Мягкая игрушка крючком

1

9

10

3.4

Вязание аксессуаров к одежде

1

9

10

Итого

11

61

72



Содержание программы


Вводное занятие

История и виды рукоделий. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Инструменты и материалы для рукоделия.


Работа с тканью

Виды мягких игрушек, кукол. Материалы, правила раскроя деталей. Изготовление элементов игрушки. Обработка деталей на швейной машине и вручную. Соединение деталей. Оформление головы. Набивка игрушки наполнителем. Сборка. Художественное оформление игрушки.

Инструменты и материалы для изготовление диванной подушки. изготовление выкройки. Раскрой подушки. Работа над изделием. Набивка. Окончательное оформление изделия.

Изготовление новогодних игрушек. Елочный шар из фетра, из атласных лент, из ниток. Изготовление новогоднего венка. Изготовление мягкой игрушки - снеговика.


Вязание крючком

Инструменты и материалы для вязания крючком. Техника вывязывания воздушной петли, столбика без накида, столбиков с накидом, полустолбика, пышного столбика, пико, «рачий шаг». Условное обозначение петель. Вязание полотна. Вязание по кругу.

Вязание «одежды» для чашки поворотными рядами из столбиков без накида, столбиков с накидом. Вязание узорного полотна по схемам. Вязание мотивов по схемам. Цветочные мотивы. Приемы изготовления цветов крючком.

Мягкая игрушка крючком. Чтение схемы, описания. Выполнение прибавок и убавок в процессе вязания. Вывязывание деталей изделия. Соединение деталей. Набивка. Оформление головы. . Художественное оформление игрушки

Вязание аксессуаров к одежде. Разбор схем. Вязание основных частей сумки, шарфика. Оформление подкладки, соединение деталей. Творческое проектирование.


Материально-техническая база учебного процесса


Кабинет технологии, оборудованный швейными машинами, гладильной доской, утюгом. Индивидуально – иголки, крючки разных номеров, ножницы.


Дидактическое обеспечение


  • наглядные пособия

  • готовые изделия

  • образцы узоров

  • инструкционные карты



Список литературы


  1. Бигель. А. Вяжем игрушки. 100 лучших идей. – М.:Астрель, 2013. – 104с.

  2. Биндер Б. Шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия / Биндер Б., Кюнле Ю., Розер К.; пер. с нем. О.Д. Лазуткиной. – М.: Эксмо, 2013. – 320с.

  3. Большая книга по вязанию. Крючок. – М.: Ниола-Пресс, 2010. - 288с.

  4. Власова А.А. Уроки рукоделия. – СПб, 2008. – 399 с.

  5. Денисова Л. Лоскутное шитье. – М.: АСТ-Пресс, 2014. – 96с.

  6. Джонс С. Вязание крючком для начинающих. – М: ООО «Астрель», 2008. – 199с.

  7. Журналы по вязанию крючком: «Валентина», «Журнал мод», «Вяжем для детей. Крючок», «Диана»

  8. Карпова Е., Мещерякова С. Азбука вязания. Вязание крючком. – М: Ниола-Пресс, 2005. – 133с.

  9. Матяш Е. Лоскутное шитье. Самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2015. – 96с.

  10. Могилевская С.А. Девочки, книга для вас! – М.: Клевер Медиа Групп, 2013. – 416с.

  11. Офицерова Е. Вязаные игрушки. – М.: АСТ-Пресс, 2014. – 96с.

  12. Пермякова Е. Уголок рукодельницы. Аксессуары для творчества. – М.: Феникс, 2015. – 64с.

  13. Скляренко О.А. Мягкая игрушка своими руками. – Х.: Mikko, 2009. – 88с.

  14. Слижен С. Вязание крючком: самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2013. – 96с.

  15. Токарева Е. Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валянеие. – М.: 2012. – 272с.

  16. Штайнерт Г. Вязание крючком: Узоры, техники, модели. – М.: Арт-родник, 2012. – 94с.