СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Умелые ручки" начальная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Умелые ручки". На кружок дети ходят по желанию. На занятиях кружка дети овладеютнеобходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов. Хорошое развитие мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Умелые ручки" начальная школа»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мы знаем, что все дети изначально талантливы. Поэтому очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Рисование – одно из самых любимых занятий детей раннего возраста. Дети рисуют карандашами, фломастерами, мелками и красками, покрывая своими пока непонятными изображениями все на своем пути. Но наступает такой момент в развитии детей, когда им уже нужно получать определенные знания, навыки и приемы рисования, для того чтобы отчетливо изображать свои наблюдения из окружающей жизни, выражать свои фантазии, создать свой мир на листе бумаги.

В образовательной программе дополнительного образования детей кружка «Умелые ручки» реализуются основные направления в решении задач по формированию общей культуры личности, адаптации личности к жизни 
в обществе, на создание основы для осознанного выбора профессии в будущем.

На занятиях кружка учащиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, машин, способами управления отдельными видами распространённой в быту техники, необходимой в обыденной жизни 
и будущей профессиональной деятельности; учатся применять в практической деятельности знания, полученные при изучении ряда разделов программы кружка.  Как заинтересовать и увлечь современных детей, проводящих большую часть времени у экрана телевизора и компьютера? Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию

природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы смог выражать свои оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ – художественно – эстетическая. Настоящая программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ – состоит в том, что нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ – в расширении знаний, умений в дополнение к урокам технологии. Так же программа актуальна тем, она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы очевидна, так как обучающиеся по ней дети получат дополнительные знания по таким общеобразовательным предметам, как история, литература, изобразительное искусство, повысят свой образовательный уровень по экологии. Наряду с этим они приобретут практические навыки при работе с различными материалами.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: - Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Научить: работе c различными материалами: природными, соленым тестом, бумагой, картоном, бисером, тканью, мехом, бросовым материалом и другими.

-Способствовать развитию потенциальных способностей ребенка средствами изобразительного искусства.

-Помочь ребенку открыть самого себя, увидеть прекрасное в самых обычных вещах и сделать мир ярче (развивать творческую личность)

-Прививать любовь к родной природе, своему народу, Родине (уважение к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре).

-Расширять фантазию, воображение.



ИЗ ЦЕЛИ ВЫТЕКАЮТ ЗАДАЧИ:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: дать знания о различных видах материалов и способах работы с ними.

2.Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

- привить основы культуры труда.

3.Развивающие: - развивать образное мышление, внимание, моторные навыки, фантазию;

- вырабатывать эстетический и художественный вкус.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

Занятия строятся на основе особенностей детей 6-12 лет. А главное отличие приходят заниматься только те кому это интересно – добровольно. Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-12 лет, 2 раза в неделю по 1 часу. Учебный материал изложен в соответствии с основны­ми принципами обучения:

  1. Доступности

  2. Последовательности

  3. Научности

  1. Наглядности

  1. Систематичности

  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Приобретение новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

  2. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  3. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

  4. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные школьные, так и городские, областные. Поделки - сувениры используются в качестве подарков для школьников, ветеранов, учителей, родителей; оформления зала, ярмарки, конкурсы, выставки школьные, городские, областные.



Все задания объединены от простого к сложному. Новый материал всегда дается понемногу, с учетом пройденного ранее, или же он является развитием и продолжением предыдущей серии заданий.

Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь детей зажечь, душевно разбудить ребят. Создаются условия благоприятные для сопереживания. В сопереживании кроются истоки нравственности. Все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу.



Функциями универсальных учебных действий на занятиях «Умелые ручки» являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.


Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.



Формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

• построение логической цепи рассуждения.











Учебный план:

1

Прогулка по стране РУКОДЕЛИЯ. Оформление рабочего места

2

2

Работа в технике «Ганутель» - проволока

11

3

Экскурсии и выставки

4

4

Работа с природным материалом

4

5

Работа с материалом и мехом

19

6

Знакомство с материалами и инструментами

7

7

Работа с бросовым материалом

7

8

Работа с бумагой, картоном

8

9

Работа с коробками и в технике «Пейп-Арт»

5




67























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Прогулка по стране РУКОДЕЛИЯ. Оформление рабочего места

2. Введение в образовательную программу кружка «Умелые ручки». Знакомство с техникой

Безопасности на занятиях.

3. Заочная экскурсия в Дом Детского творчества.

4. Знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности.

5. «Пейп-Арт» - презентация и просмотр небольшой выставки, подготовка материала к следующему занятию

6. Изготовление вазочки для цветов с использованием, бросового материала

7. Окончание работы «вазочка» в технике «Пейп-Арт»

8. Работа с фетром (замена фетра на салфетки вискозные)+ мех. Броши по нивхским мотивам

9. Продолжение работы над брошкой


10. Презентация «Что можно изготовить из газетных трубочек»

11. Изготовление трубочек, покраска

12. Сборка из трубочек «Карандашницы»

13. Знакомство с материалами и инструментами (иглы, ножницы и т.д.)

14. Виды швов и их выполнение

15. Виды швов и их выполнение

16. Виды швов и их выполнение

17. Виды швов и их выполнение

18. Виды швов и их выполнение

19. Обработка краев изделия

20. Обработка краев изделия

21. Обработка краев изделия.

22. Полезные мелочи для дома – прихватка

23. Полезные мелочи для дома - прихватка

24. Полезные мелочи для дома - игольница

25. Полезные мелочи для дома - салфетка

26. Полезные мелочи для дома - салфетка

27. Полезные мелочи для дома - Вешалка для полотенца. Бросовый материал (диск, нитки, бусины, крючок)

28. Подарки своими руками - открытки ручной работы. Работа бумагой, картоном

29. Подарки своими руками - открытки

30. Подарки своими руками – открытки

31. Мешочки для подарков («козлик», драп)

32. Мешочки для подарков («козлик», драп)

33. Мешочки для подарков («козлик», драп)

34. Работа с бумагой (тычкование). Домашнее животное

35. Работа с бумагой (тычкование). Домашнее животное

36. Работа с бумагой (тычкование). Домашнее животное

37. Работа с коробками. Моделирование – «Коровка»

38. Работа с коробками. Моделирование – «Коробочка – Пингвин»

39. Работа с коробками «Лягушка», коробка для мелочей

40. Изготовление сувенира «Родной край», природный материал

41. Изготовление сувенира «Родной край», природный материал

42. Свободное творчество. Индивидуальная работа по реализации своих творческих замыслов. Работа с журналами, атласами, схемами

43. Проектная деятельность защита проектов. Работа в парах. Выбор темы проекта. Работа с журналами и схемами. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Разработка этапов работы над проектом. Выполнения эскизов, чертежей, изделий: составление технологических карт, подбор материалов и инструментов. Выбор приема оформление проекта. Защита проекта. Темы проектных работ:

- поздравительная открытка

- прихватка


44. Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ. Возможна замена на заочный просмотр музеев страны и мира

45. Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ.

46. Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ. Возможна замена на заочный просмотр музеев страны и мира

47. Знакомство с материалами и инструментами (ткань, нитки различные по фактуре)

48. Декоративное панно (картина) Работа четверками

49. Декоративное панно (картина). Работа четверками

50. Работа с помощью прищепок и бусин. «Колье».

51. Работа с помощью прищепок и бусин. «Колье».

52. Работа с помощью прищепок и бусин. «Колье».

53. Работа с помощью прищепок и бусин. «Сережки»

54. Работа с помощью прищепок и бусин. «Сережки»

55.Работа с техникой - «Ганутель» .Презентация.

56.Работа с помощью – «Ганутель». «Колье»


57. Показ различного скручивания проволоки. Презентация

58. Скручивание проволоки «Листочек». Презентация.

59. Скручивание проволоки «Листочек».

60. Скручивание проволоки «Листочек».

61.Скручивание и оформление «стебелька». Презентация

62. Скручивание и оформление «стебелька».

63. Скручивание и оформление «стебелька».

64. Сборка цветка «Ганутель». Презентация.

65. Подготовка и оформление. Итоговая выставка работ по «Ганутели»

66. Оформление шкатулочки в технике «Пейп-Арт»

67. Оформление шкатулочки в технике «Пейп-Арт»






















№занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Тема занятия

1



Прогулка по стране РУКОДЕЛИЯ. Оформление рабочего места

2



Введение в образовательную программу кружка «Умелые ручки». Знакомство с техникой безопасности на занятиях.

3



Заочная экскурсия в Дом Детского творчества

4



Знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности

5



«Пейп-Арт» - презентация и просмотр небольшой выставки, подготовка материала к следующему занятию

6



Изготовление вазочки для цветов с использованием, бросового материала

7



Окончание работы «вазочка» в технике «Пейп-Арт»

8



Работа с фетром (замена фетра на салфетки вискозные)+ мех. Броши по нивхским мотивам

9



Продолжение работы над брошкой

10



Презентация «Что можно изготовить из газетных трубочек»

11



Изготовление трубочек, покраска

12



Сборка из трубочек «Карандашницы»

13



Знакомство с материалами и инструментами ( иглы, ножницы и т.д.)

14



Виды швов и их выполнение

15



Виды швов и их выполнение

16



Виды швов и их выполнение

17



Виды швов и их выполнение

18



Виды швов и их выполнение

19



Обработка краев изделия

20



Обработка краев изделия

21



Обработка краев изделия

22



Полезные мелочи для дома.

-прихватка




23



Полезные мелочи для дома.

-прихватка



24



Полезные мелочи для дома.

-игольница



25



Полезные мелочи для дома.


-салфетка


26



Полезные мелочи для дома.


-салфетка


27



Полезные мелочи для дома.


Вешалка для полотенца. Бросовый материал (диск, нитки, бусины, крючок)

28



Подарки своими руками

-открытки ручной работы. Работа бумагой, картоном


29



Подарки своими руками

-открытки


30



Подарки своими руками

-открытки


31



Мешочки для подарков («козлик», драп)

32



Мешочки для подарков («козлик», драп)

33



Мешочки для подарков («козлик», драп)

34



Работа с бумагой (тычкование) Домашнее животное

35



Работа с бумагой (тычкование) Домашнее животное

36



Работа с бумагой (тычкование) Домашнее животное

37



Работа с коробками. Моделирование – «Коровка»

38



Работа с коробками. Моделирование-«Коробочка – Пингвин»

39



Работа с коробочками «Лягушка» , коробка для мелочей

40



Изготовление сувенира «Родной край» природный материал.

41



Изготовление сувенира «Родной край» природный материал.

42



Свободное творчество

Индивидуальная работа по реализации своих творческих замыслов.

Работа с журналами , атласами, схемами



43



Проектная деятельностью защита проектов .Работа в парах.

Выбор темы проекта. Работа с журналами и схемами. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Разработка этапов работы над проектом. Выполнения эскизов, чертежей, изделий: составление технологических карт, подбор материалов и инструментов. Выбор приёма оформления края готового изделия. Расчёт времени для выполнения изделия. Изготовление и оформление проекта. Защита проекта. Темы проектных работ:

  • поздравительная открытка

  • прихватка


44



Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ.

Возможна замена на заочный просмотр музеев страны и мира


45



Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ.




46



Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ. Возможна замена на заочный просмотр музеев страны и мира

47





Знакомство с материалами и инструментами (ткань, нитки - различные по фактуре)

48



Декоративное панно (картина). Работа четверками

49



Декоративное панно (картина). Работа четверками

50



Работа с помощью прищепок и бусин. «Колье»

51



Работа с помощью прищепок и бусин. «Колье»

52



Работа с помощью прищепок и бусин. «Колье»

53



Работа с помощью прищепок и бусин. «Сережки»

54



Работа с помощью прищепок и бусин. «Сережки»

55



Знакомство с техникой «ГАНУТЕЛЬ». Презентация

56



Работа с помощь – «Ганутель». «Колье». Презентация

57



Показ различного скручивания проволоки. Презентация.

58



Скручивание проволоки «листочек». Презентация.

59



Скручивание проволоки «листочек»

60



Скручивание проволоки «листочек»

61



Скручивание и оформление «стебелька». Презентация.

62



Скручивание и оформление «стебелька»

63



Скручивание и оформление «стебелька»

64



Сборка цветка «Ганутель». Презентация.

65



Подготовка и оформление. Итоговая выставка работ по «Ганутели».


66



Оформление шкатулочки в технике «Пейп-Арт»

67



Оформление шкатулочки в технике «Пейп-Арт»

ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА





Методическое обеспечение программы.





Форма занятия.

Приёмы и методы организации.

Методический и дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1

Беседа.

Иллюстрированный рассказ, анализ.

Таблицы по технике безопасности, дополнительная литература.

Анкетирование, составление тематического плана.

2

Практическое занятие.

Объяснение, демонстрация наглядного материала.

Книги, наглядные пособия.

Анализ выполнения работы.

3

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Этапы выполнения работы.

Самооценка.

4

Практическое занятие.

Объяснение и рассказ, индивидуальная помощь.

Этапы выполнения работы, иллюстрации.

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.

5

Беседа, практическая работа.

Рассказ, объяснения и коллективная самостоятельная работа.

Иллюстрации, образцы изделий.

Анализ выполнения работы.

6

Практическое занятие.

Объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы, образцы изделий.

Оценка результатов работы.

7

Практическое занятие.

Рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Иллюстрации, образцы изделий.

Самооценка.

8

Беседа, практическая работа.

Рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы, образцы изделий.

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.

9

Практическое занятие

Демонстрация, практическая работа.

Образцы изделий

Анализ выполнения работы.

10

Беседа, практическая работа.

Объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы, иллюстрации.

Самооценка, анализ качества.

11

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Книги, наглядные пособия.

Самооценка.

12

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Книги, наглядные пособия.

Самооценка.

13

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Книги, наглядные пособия.

Анализ выполнения работы.

14

Творческая работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы.

Выставка работ.

15

Практическое занятие.

Демонстрация, практическая работа.

Образцы изделий

Самооценка, анализ качества.

16

Беседа, практическая работа.

Объяснение, самостоятельная работа.

Образцы изделий

Выставка работ.

17

Беседа, творческая работа.

Демонстрация, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы, наглядные пособия.

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.

18

Творческая работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы.

Выставка работ.

19

Беседа, творческая работа.

Объяснение и рассказ, индивидуальная помощь.

Этапы выполнения работы, образцы изделий.

Выставка работ.

20

Коллективная работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работ

Эскизы.

Оценка результатов работы.

21

Самостоятельная работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работ

Изделия разных техник рисования.

Выставка работ.

22

Творческий отчет.

Организация выставки.

Лучшие работы по итогам работы кружка.

Выставка работ.
























    Литература для учителя:

  1. Бахметьев А., Т.Кизяков “ умелые ручки”.Росмэн, 1999.

  2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

  3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010.  – 111с. (Стандарты второго поколения)

  4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

  5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

  6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

  7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

  8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

  9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

  10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

  11. Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

  12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

  13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

  14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

  15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

  16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

  17. Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.                 

                       

Литература для  обучающихся

  1. Гусакова М. А. “Аппликация”.  М., Просвещение, 1987.

  2. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”.  М., Сфера, 2000.

  3. Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!